+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1975 г.

Хочу знать

В ЧЕМ И КАК?

«...Вот уже два года на меня наседает один теософ со своей путаной теософией и доказывает, что теософия не вредит никакой религии и не противоречит христианству.

Я был бы вам очень благодарен, если бы вы изложили на страницах вашего журнала, в чем и как теософия противоречит христианству?»

Теософия имеет целью примирить все религии и доказать одинаковость их происхождения, чтобы учредить одну мировую веру, основанную на этике. Теософия утверждает, что все религии мира основываются на одной и той же истине, и потому девиз теософии — «Нет религии выше истины» . Она рекомендует язычникам и христианам, евреям и мусульманам отложить распри и соединиться воедино под знаменем теософии, как единой всеобъемлющей системы. Теософы утверждают, что теософия имеет две сферы — открытую, доступную всем, и сокрытую тайну, которая открывается только посвященным. Но так ли все это?

Истина всегда была открыта для всех, и ничто нигде не может держаться в секрете. Так сказал Христос. Мтф. 10,26 — 27.

Понятия о Боге у теософа и христианина совершенно различные, и поэтому напрасно думают теософы, что истинный христианин может принять их, как Вы сказали, путаную философию. Теософы понимают Бога как потенциальную силу вселенной, как всемирно развитый принцип жизни. Христианскую идею о Боге, как о личном и сверх природном существе, теософы категорически отвергают. Христианин видит в Боге Творца природы, а Творец стоит выше творения. Мы люди, через рождение свыше по благодати Божией можем быть носителями образа Божия, быть детьми Божиими, храмами Святого духа, носителями Божеского естества. Иоан. 10, 34 — 36; Мтф. 5,9; І Кор. 3,16.

Теософское смешение Бога с природой и поклонение творению вместо Творца, и вместе с этим — самому себе, есть восстановление древнего язычества и по своему существу и духу — идолопоклонство, хотя и под видом философского пантеизма. Пантеизм Спинозы и Гегеля легко перешел в материализм и атеизм Маркса, который положение — «все есть дух», просто переделал в положение — «все есть материя». Надо полагать, что это и есть одна из частей той секретной теософии, которая якобы открывается только посвященным.

Исповедание Бога личного и сверхъестественного, стоящего выше природы, утверждает и обосновывает личность человека. Теософия же, как и буддизм, сливают личность человека с каким-то мировым принципом и этим уничтожают личность.

Теософы поставили Христа в один ряд с Буддой, Конфуцием, Магометом и другими основателями религии и великими посвященными». Конечно, во всех религиях есть общие элементы, но пришел «желаемый всеми народами», «свет к просвещению язычников» (Агг.27), Господь Иисус Христос как ответ Бога на нужду человечества, как осуществление ожиданий, и теперь человек имеет Свет, имеет Истину, имеет Путь ко спасению. Сущность христианства заключается в том, что Бог явился во плоти, сошел с неба на землю, чтобы спасти человека и открыть ему путь в блаженную вечность. В этом смысле у Христа нет ничего общего с основателями других религий. Они только учили о каком-то спасении, а Христос совершил это спасение. Он — путь, истина и жизнь. Все человеческие учителя умерли, что достоверно известно их последователям, а о Христе мы говорим теософам: «Что вы ищите живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес!» Лук. 24, 5 — 6.

На самом деле, для чего нужна человеку мораль, если впереди уничтожение? Мы знаем Христа воскресшего и вечно живущего. Теософия отвергает веру в воскресение мертвых, утверждая идею перевоплощения душ. Она отвергает идею новой души, творимой Богом для каждого новорожденного ребенка вместе с зачатием, как жизни от жизни, как свет от света, как свеча от свечи. По буддийскому преданию, Сакия Муни, чтобы стать Буддой и достигнуть своего совершенства был 83 раза аскетом, 53 раза — царем, 24 — брамином, 5 раз — рабом, 1 раз — плясуном, 2 раза — лягушкой и 2 раза — свиньей. Теософия выросла из индийской философии и, хотя считает себя выше буддизма, но утверждает, что человеческая душа перевоплощается таким же образом в различные существа, и подтверждение этой сумасбродной теории видят в словах Христа об Иоанне Крестителе, который назван Им пророком Ильею: «Он есть Илия, которому должно придти», «Илия уже пришел». Мтф. 11,14; 17,12.

Но ведь еще до рождения Иоанна Крестителя было сказано, что он придет перед Христом «в духе и силе Илии». Лук. 1,17. Это ведь то же самое, если бы мы сказали: «пришел поэт в духе и силе Пушкина, полководец в силе и духе Суворова». Учение Евангелия пресекает в корне всякую буддийскую мысль о личном перевоплощении.

Теософы отрицают всеобщее воскресение мертвых. Они говорят, что конечная цель человека — не небо, где пребывает Христос, а погружение человеческого «я» в мировую субстанцию, в нирвану, уничтожение личности. Здесь трудно установить разницу между верой атеистов в конечное уничтожение и этим погружением личности в ничто.

Должен Вам сказать, дорогой друг, что никто никогда не получал полного удовлетворения от лжеучения теософов. Лишение веры в Истину, как бы люди ни заблуждались, есть самое пагубное лишение.

Относительно теософии, оккультизма и других подобных учений, советую Вам принять слова Спасителя, обращенные через ап. Иоанна к фиатирским христианам: тем, «которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени, только то, что имеете, держите, пока приду». Отк. 2,24. «Только то, что имеете, держите».

Архив