Вера и Жизнь 4, 1975 г.
- Во что мы веруем?
- Единство духа
- Ответственная задача
- Усердие
- Дороже золота
- Литой колос
- Хочу знать
- Мысли о молитве
- «Человек живет для любви»
- Библейские термины
- Стихи
- Самый прекрасный подарок
- Судебный процесс над Г.П. Винсом
- Жизнь, как она есть...
- Силуэты времени
- Вопрос ребром
- Быстрота движения
- Крупицы мудрости.
- Рожденное от плоти
- Немеркнущий свет
- Мысли вслух
- Поэзия и правда
- Примирение
- Об истинном покаянии
- Для больших и маленьких
Судебный процесс над Г.П. Винсом
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
В далекой Сибири находится автономная Якутская ССР. Половина ее территории лежат за Полярным кругом. Кроме якутов мало кто селится там, строит дома со стенами толщиной в один метр и с трех стекольными окнами. Во время долгой зимы температура падает до минуса 70-ти градусов по Цельсию. Слишком жарким бывает короткое лето, до 30-ти градусов, но и при этой жаре почва оттаивает только на один метр.
В эти неприветливые края был сослан после процесса 31-го января 1975 года Генеральный секретарь Совета церквей Евангельских христиан-баптистов, Георгий Петрович ВИНС, 6500 км от своего родного города Киев. Дома остались жена с пятью детьми и мужественная старушка-мать, которая сама за веру в Бога сидела в так называемом «Исправительно-трудовым лагере».
47- летний Г. П. ВИНС осужден Советским судом на десять лет лишения свободы. За что его осудили? Об этом вы прочтете сами в ниже печатаемом процессе над ним. Многочисленные протесты и ходатайства многих церквей и отдельных верующих как в Сов. Союзе, так и за рубежом об освобождении Г. П. ВИНСА были игнорированы Сов. Правительством. Среди ходатайствующих много влиятельных лиц из Международных организаций, как-то: Всемирный союз баптистов, Экуменический совет церквей, Ассоциация международных юристов, Общество прав человека и многие другие. Но несмотря на многочисленные протесты, Сов. Правительство отклонило в апреле сего года апелляцию Г. П. ВИНСА, в которой обвиняемый указал на незаконный приговор во многих пунктах нарушивший Советское право.
Целеустремленная «обработка» Г. П. ВИНСА во время предварительного заключения довела его до грани смерти, так что он из десятимесячного заключения восемь месяце пролежал в кровати.
Г. П. ВИНС только один из многих христиан, томящихся в Сов. Лагерях и тюрьмах за веру в Иисуса Христа.
Христиан обвиняют в религиозном воспитании детей, которое Сов. Правительство называет «антиобщественным» воспитанием. За это судят верующих родителей, вплоть до лишения родительских прав. (Отнимают детей).
Второе, чаще всего встречаемое обвинение гласит так: «Старался вовлечь в баптистскую секту». Из процесса над Г. П. ВИНСОМ видно, что Сов. Правительство считает великим «преступлением» печатание и распространение религиозной литературы. Для западного христианина это звучит странно и непонятно; ведь это равносильно тому, как если бы человека судили за то, что он приготовил пищу и кормил голодных!
На громадной территории Советского Союза нет ни одного книжного магазина, где христиане могли бы купить Библию, не говоря уже о другой религиозной литературе. Поэтому христиане и вынуждены, в силу необходимости, переписывать от руки целые части Библии, духовные гимны и другую христианскую литературу.
В семимиллионной Москве, куда ежегодно приезжает так много западных туристов, есть только одно единственное церковное помещение для всех христиан евангельского вероисповедания. Не удивительно, что каждое богослужение набито битком. Но во многих местах и городах христиане вообще не имеют Молитвенных домов и вынуждены, опять в силу необходимости, собираться в частных домах и квартирах и, даже, в лесах под открытым небом. За это верующих тоже судят: налагаются непосильные штрафы, устраиваются обыски, при которых конфискуют Библии и другую религиозную литературу. Конфискуют также музыкальные инструменты, магнитофоны. Радиоприемники, чтобы верующие не слушали проповедей из-за рубежа.
Мы пишем это не для того, чтобы разжигать страсти против атеистов, но чтобы побудить христиан Запада больше и усерднее молиться за верующих в этих странах. Ибо только Всемогущий Бог может изменить их положение. Господь Бог коснуться сердец власть имущих, и они поймут, что Библия не опасная книга, а верующие – не бунтовщики.
«Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Прит. 21.1.
И если Г. П. ВИНС отказался на процессе от последнего слова, сославшись на Господа, Иисуса Христа, что Ему принадлежит последнее слово, то это не пустая фраза, но многолетний опыт многих мучеников за веру. «…ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его». Зах. 2, 8.
Бог, в Своей неизменной верности, не оставлял и не оставит искупленных Своих.
СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Над ВИНСОМ Георгием Петровичем
Дело слушалось Киевским областным судом в помещении Октябрьского районного суда в течение 5 дней с 27-го по 31-ое января 1975 года.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СУДА.
День и место суда тщательно скрывались от семьи подсудимого до последнего момента. В первый же день, еще до начала судебного процесса, у здания народного суда Октябрьского района г. Киева был поставлен многочисленный отряд милиции и лиц в штатском, облеченных властью.
Несмотря на то, что процесс был объявлен открытым, доступ в здание суда был лишь по специальным пропускам. Только семье с большим трудом не протяжении 5-ти дней удалось проходить в зал суда. Верующих и вообще всех желающих присутствовать на суде оттеснили на другую сторону улицы, и так они стояли на морозе с утра до вечера в течение пяти дней и даже не имели права подойти к зданию суда. (Исключением были два старца, члены церкви, которым удалось пройти в зал суда).
СОСТАВ СУДА:
Председатель суда ДЫШЕЛЬ,
Народные заседатели – ПОЛЯКОВА И СЕЧКАРЕВ,
Секретарь – ДЕНИСЮК
Государственный обвинитель – ЦЕХОЦКИЙ
Государственный защитник – ЛУЖНЕНКО
Обвиняемый ВИНС ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ. 1928 Г. рождения, русский, уроженец города Благовещенска Дальневосточного края, образование – высшее, служитель церкви ЕХБ г. Киева, Секретарь Совета Церквей евангельских христиан-баптистов.
Судом разъяснены права подсудимого.
Вопрос председателя суда Винсу Г. П.:
- Будет ли отвод отдельным членам из состава суда?
Ответ: отказываюсь от государственного защитника ЛУЖНЕНКО на том основании, что в предъявленном мне обвинении затрагиваются вопросы вероисповедания евангельских христиан-баптистов, вводится в криминал Устав Совета Церквей ЕХБ и даже отдельные главы из Библии. Следовательно, адвокат-атеист осуществлять защиту по моему делу не может.
Адвокат ЛУЖНЕНКО выразил согласие с подсудимым и оставил место защитника.
ВИНС Г. П. заявил суду, что 23 октября 1974 года прокуратурой г. Киева ему была предоставлена в тюрьме встреча с матерью и женой в присутствии следователя БЕХА, где он выразил ходатайство к юридической комиссии Европейского Всемирного союза Баптистов о предоставлении ему адвоката-христианина, так как в Советском Союзе адвокатов-христиан нет. Его ходатайство было оформлено следователем Бехом соответствующим актом.
На основании этой просьбы адвокат-христианин АЛЬФ ГЕРЕМ, доктор юридических наук из Норвегии, дал согласие осуществлять защиту ВИНСА Г. П.
Советскому Правительству была направлена семьей Винса просьба не чинить препятствий въезду Альфа Герема в СССР и его участию в судебном процессе.
Адвокат АЛЬФ ГЕРЕМ не был допущен принимать участие в деле защиты.
Взять осуществление защиты на себя подсудимый ВИНС Г. П. отказался, так как выразил полное доверие адвокату Альфу Герему и попросил суд допустить его к участию в процессе.
Суд отказался удовлетворить просьбу подсудимого.
СУДЬЯ: Имеются ли еще у подсудимого ходатайства у суду?
ОТВЕТ: Имеются. Винс Г. П. зачитал 18 ходатайств, имеющих непосредственное отношение по сути предъявленного ему обвинения:
1. Предоставить возможность адвокату АЛЬФУ ГЕРЕМУ, доктору юридических наук из Норвегии, присутствовать в суде и осуществлять защиту.
2. Ходатайство о повторной экспертизе всей религиозной литературы, приобщенной к делу, так как экспертиза, проведенная для суда, носит научно-атеистический характер. Экспертиза односторонняя и необычная. Требую проведения научно-христианской экспертизы.
В литературе, приобщенной к судебному делу, была рукопись «Верность». В этой рукописи имеются небольшие очерки о служителях церкви ОДИНЦОВЕ, ДАЦКО, ШИПКОВЕ, ИВАНОВЕ-КЛЫШНИКОВЕ, приведены их проповеди, духовные статьи. Эти служители были осуждены за веру в 30-ые годы и умерли в заключении. Все они были посмертно реабилитированы после разоблачения культа личности Сталина.
Рукопись «Верность» была квалифицирована прокуратурой как содержащая клевету на Советскую действительность. В связи с этим Г. П. Винс заявил такие ходатайства:
3. Запросить прокуратуру СССР и Комитет по делам религии при Совете Министров СССР и огласить в суде причину ареста служителей Союза Баптистов: Председателя Союза ОДИНЦОВА Н. В., арестованного в 1933 году, генерального секретаря Союза ИВАНОВА-КЛЫШНИКОВА П., арестованного в 1932 г., заместителя Председателя Союза ДАЦКО П. Я., арестованного в 1934 г, Председателя Кавказского Союза Баптистов САПОЖНИКОВА, арестованного в 1937 г., Духовного учителя Дальневосточного края – Шипкова Г. И., арестованного в 1939 г. и других.
Почему эти посмертно реабилитированные служители Церкви квалифицированы как уголовные преступники? Запросить в прокуратуре СССР документы по их реабилитации.
4. запросить Совет по делам религии при Совете Министров СССР и огласить в суде истинную причину ликвидации Союза Баптистов в 1935 году.
5. Сообщить общее число верующих, осужденных за веру в период с1929 года по январь 1975 года.
6. Сообщить число умерших в заключении верующих с 1929 года по январь 1975 года.
7. Сделать запрос о количестве изъятой при обысках духовной литературы: Библий, Евангелий, Сборников духовных песнопений и другой духовной литературы с 1929 года по январь 1975 года.
В обвинение Винсу Г. П. было поставлено, что в «Братских листках, «Бюллетеня» Совета родственников узников содержатся клеветнические измышления о положении верующих в Советском Союзе.
8. а) Г. П. Винс ходатайствует о вызове в суд свидетеля НИКИТИНА Ф. В., верующего пенсионера, которого неоднократно штрафовали за проведение в его доме молитвенных собраний.
б) Сделать запрос в Министерство финансов об общей сумме денег, изъятых у верующих в виде штрафов за проведение молитвенных собраний с 1961 по 1974 годы.
9. Вызвать в суд свидетеля КОЗАКОВА из города Николаева по вопросу исключения из судостроительного института его дочери КОЗАКОВОЙ Зинаиды.
10. Сделать запрос в Министерство народного образования СССР о числе верующих, исключенных из высших и средних учебных заведений по религиозным мотивам под различными предлогами.
11. Запросить в Министерстве народного образования СССР о законности указания в характеристиках, выдаваемых выпускникам школ о их религиозной принадлежности, а также о религиозном исповедании семьи.
12. Запросить, на основании каких законов проведен всесоюзный учет верующих.
Винса Г. П. обвинили в распространении клеветы о причине смерти Ивана Моисеева. Сообщение о мучительной смерти И. Моисеева было сделано на основании заявления родственников И. Моисеева, а также на основании писем, написанных И. Моисеевым родственникам и друзьям незадолго до смерти.
ВИНС Г. П. заявил ходатайства:
13. а) Вызвать в суд как свидетелей родителей И. Моисеева;
б) запросить в Министерстве обороны СССР предсмертные письма И. Моисеева, направленные туда родителями Моисеева после его смерти, и огласить их в суде;
в) назначить экспертизу прошлых экспертиз о причине смерти Моисеева.
Г. П. Винс заявил суду, что он был лишен возможности нормально принимать участие в следствии, так как в течение двух месяцев подвергался психическому и физическому террору со стороны ЗБОРОВСКОГО В. И., который был посажен в камеру к Г. П. Винсу и пытался подложить ему список рецидивистов Советского Союза, отпечатанный типографским способом.
После того, как Зборовский был разоблачен Винсом, он стал угрожать убить, удушить Винва и предпринимал попытки осуществить свои угрозы, чему воспрепятствовали два других заключенных, находившихся в камере.
14. Прошу вызвать в суд и допросить как свидетелей ЩЕРБАК И. И ШВЕДЯК Ю., находившихся в камере вместе со мной и Зборовским.
В материалах обвинения о Совете Церквей говорится как о нелегальном. В декабре 1969 г. в г. Туле состоялось Всесоюзное совещание, на котором был переизбран Совет Церквей. Органы власти были поставлены в известность о проведении совещания и на проведение совещания было получено разрешение от Горисполкома г. Тулы.
Винс Г. П. просил суд:
15. а) Запросить копию этого разрешения в Тульском горисполкоме.
б) Подтвердить факт вручения Тульскому Горисполкому протокола совещания, в котором указано, что Винс Г. П. вторично избран Секретарем Совета Церквей Евангельских христиан-баптистов с освобождением от работы на государственных предприятиях.
16. Запросить в Киевском Горисполкоме заявление от Киевской общины евангельских христиан-баптистов об избрании ВИНСА Г. П. служителем Церкви с освобождением от другого труда.
Большое место в материалах обвинения занял брак членов Киевской церкви Шупортяк Василия Петровича и Веры Петровны. В обвинении сказано, что Винс Г. П. организовал под видом брака нелегальное собрание и произнес на нем антиобщественную проповедь.
17. Прошу вызвать в суд дополнительных свидетелей, присутствовавших на браке: Драгу Н. А., Шупортяк В. П., Калиничеву Л. И., Крыжановского В. И.
18. Прошу суд запросить о количестве изъятой у верующих литературы, выпущенной издательством «Христианин», Библий, Евангелий, сборников духовных гимнов и др. за время с 1971 по январь 1975 года.
Суд, посовещавшись на месте, отклонил все ходатайства подсудимого.
После того, как судом были отклонены все ходатайства подсудимого, Винс Г. П. сделал отвод всему составу суда на том основании, что:
1) Дело было сфабриковано, так как в следствии он не мог принимать участие:
а) из-за того, что в течение двух месяцев подвергался незаконным допросам со стороны майора КГБ, назвавшего себя ФЕДОСЕНКО;
б) в течение двух с половиной месяцев подвергался психическому и физическому террору со стороны Зборовского, подсаженного к нему в камеру.
2) Я лишен защиты, так как мой адвокат Альф Герем не допущен в суд.
3) Суд отклонил все мои ходатайства, имеющие непосредственное отношение к делу.
Суд не признал отвода, заявленного подсудимым, и процесс продолжался.
Винс Г. П. заявил, что не признает суд правомерным и отказывается от участия в процессе.
В ходе суда ВИНС Г. П. НЕ ПРИНИМАЛ участия в в судебном разбирательстве, не учавствовал в допросе свидетелей.
Судья зачитывает обвинительное заключение. (Обвинительное заключение прилагается к настоящему описанию судебного процесса).
ДОПРОС СВИДЕТЕЛЕЙ:
В допросе свидетелей ВИНС Г. П. участия не принимал. На вопрос судьи будут ли у подсудимого вопросы к свидетелю, он отвечал: «Я буду задавать вопросы только в присутствии моего адвоката Альфа Герема».
По делу ВИНСА Г. П. были допрошены свидетели до 18 человек, из них верующих 5 человек. Большинство свидетелей подсудимого лично не знали. Многие путали свои показания на суде с показаниями на предварительном допросе. Некоторые даже удивлялись своим показаниям на предварительном допросе (например, свид. РАЧИК) и задавали судье вопрос: «Это я так показала?»
О свадьбе 24 августа 1969 года допрошены свидетели – сотрудники невесты Веры Шупортяк, а также свидетели Мирошниченко, Жуль, Ковалев. Судья задает вопрос: «Была ли эта свадьба как у советских людей или как у верующих?» Свидетели отвечали, что свадьба отличалась от обычной тем, что на столе не было вина и водки. Было пение, читали стихотворения, проповеди, играл оркестр, присутствовало на свадьбе около 500 человек, детей до 200.
Судья задает вопрос: Мешала ли свадьба отдыхающим на озере, нарушала ли общественный порядок?
Свидетель Мирошниченко (студент 4-го курса КИНХ) показал, что он отдыхал на озере, увидел, что собираются люди, и тоже зашел во двор Драги. На вопрос судьи ответил, что отдыхавшим свадьба не мешала: шума и криков не было. Пели слаженно: приятно было слушать.
Судья делает примечание: Пение и оркестр на свадьбе – грубое нарушение общественного порядка.
Особое внимание суд обращает на содержание проповеди Винса, сказанной на свадьбе Шупортяк.
Большинство свидетелей отвечали, что они не помнят содержания проповеди. Свидетели Жуль и Ковалев подтвердили, что в проповеди содержались призывы к несоблюдению законодательства, а также не участвовать в общественной деятельности. К материалам дела была приложена пелнка с магнитофонной записью этой проповеди . но, несмотря на просьбу со стороны семьи Винса Г. П., пленка в зале суда прослушана не была.
Суд сделал вывод о содержании проповеди на основании ложных показаний Жуля и Ковалева, вместо того чтобы прослушать пленку записи и удостовериться, что в самом деле говорил Винс Г. П.
Свидетель Шупортяк В.П. (допущенная в зал суда на 3-й день, после того как целый день добивалась у председателя суда быть допрошенной) показала, что брак ее действительно был брак, а не собрание под видом брака. Она представила суду метрические свидетельства и фотографии 3-х своих детей и документ брачной записи о браке с мужем Слинько В. П.
Ее брак ничем не отличался от обычных браков верующих и никакого специального собрания не представлял. Устраивали свадьбу и приглашали гостей жених и невеста.
Свидетель Семен Моисеев по вопросу о замученном в армии христианине Иване Моисееве, подсудимого Винса Г. П. никогда не видел, однако отнесся к нему с большой неприязнью, обвинил Г. П. Винса в гибели брата.
На третий день прибыл второй брат Владимир Моисеев. Винс просил допросить его. Он был допущен и в своих показаниях подтвердил, что его брат Ваня действительно был убит, и родственники подтвердили это и готовы подтвердить, хотя их хотя их неоднократно вызывали органы и запрещали говорить о его смерти.
По собранию в Пуще-Водицком лесу 10 июня 1979 года свидетели Козырев и Сафронов показали, что было собрание верующих, они пели, молились, подсудимый говорил проповедь о кротости и смирении, потом его и других посадили в милицейскую машину и отвезли в отделение.
Из допросов свидетелей судом брались во внимание только те показания, которые были направлены к обвинению Винса Г. П. и совершенно не принимались во внимание показания верующих свидетелей.
Суд предоставил слово подсудимому Винсу Г. П. для показаний.
ПОДСУДИМЫЙ: Я не буду давать показаний. Я только сделаю пояснение по поводу обвинения. Прошу секретаря записать это. Мой арест 31 марта 1974 года был незаконным, меня просто выкрали в дороге…
СУДЬЯ (перебывает): Не выкрали, а задержали по подозрению в краже, так как у вас было два больших портфеля.
ПОДСУДИМЫЙ: Я утверждаю, что задержание было незаконным, так как я был снят с поезда лицами в штатском, не предъявлявшем никакого документа о задержании, был привезен в КПЗ г. Новосибирска, и тут же меня стали обыскивать. Я опять спросил, на основании каких документов проводится обыск? Мне ответили, что документы будут через полчаса. Санкцию на обыск показали через 2-3 часа. Потом передали по телетайпу из Киева, чтобы я был задержан, пока не приедут из Киева.
Через день из Киева прибыл сотрудник КГБ ИЗОРГИН. От беседы с ним я отказался по той причине, что считаю незаконным мое задержание. Изоргин предложил мне изложить в письменном виде свои предложения о возможных путях урегулирования отношений между Советом Церквей и государством. Я возразил ему, что Совет Церквей не уполномочивал меня вести подобные переговоры. Эти вопросы о путях урегулирования изложены в «Братском Листке» № 4 за 1973 год. От дальнейших разговоров с Изгориным я отказался.
После этого специальным самолетом меня доставили в Киев. С аэропорта в воронке привезли не в тюрьму, а в какое-то служебное помещение, где со мной пожелал беседовать человек в штатском, не пожелавший назвать своей фамилии. От беседы с ним я отказался и тогда меня отвезли в тюрьму.
Далее Винс Г. П. дает пояснение по вопросу Тульского совещания в 1969 году. Он сказал: «Так как меня обвиняют как секретаря нелегально созданного Совета Церквей, я нахожу нужным заявить, что Совет Церквей не является нелегально созданным. Он был переизбран в 1969 году на Тульском совещании, которое было разрешено Тульским горисполкомом (Г. К. Крючков получил разрешение за № 2438-К). Поэтому, в одном из ходатайств я просил затребоватьв Тульском горисполкоме копию данного разрешения.
СУДЬЯ: Мы не сомневаемся, что совещание было легальным, вас в этом никто не обвиняет, но говорите по существу.
ПОДСУДИМЫЙ: Это и есть по существу.
СУДЬЯ: Было ли разрешение Тульского горисполкома с оговорками?
ПОДСУДИМЫЙ: Разрешение на совещание за № 2438-К было с оговорками: после совещания в горисполком нужно представить протокол совещания, что и было сделано. Кроме того, было послано заявление в Киевский горисполком, чтобы мне, как Секретарю Совета Церквей, не чинили препятствий в служении.
СУДЬЯ (перебывает): Винс, вы уклоняетесь от сути. Что вам ответил Тульский горисполком?
ПОДСУДИМЫЙ: К сожалению, нам ответили, нам ответили, что Крючков и Винс ввели в заблуждение горисполком и он ошибочно дал нам разрешение на проведение совещания. Но этот ответ не является официальным документом, так как был без соответствующего оформления, без исходящего номера, без печати, за подписью юрисконсульта ГОЛЬСТА. Власти в данном случае несправедливо поступили с верующими. Сначала дали разрешение провести совещание, а потом изменили свою позицию и стали протестовать и судить участников совещания. Так, сразу же после совещания был взят и осужден член Совета Церквей РУМАЧКИ П. В.
СУДЬЯ (перебывает): Этого не надо говорить! Винс, вы опять уходите в сторону…
ПОДСУДИМЫЙ: Это как раз по делу, так как меня обвиняют как секретаря нелегального Совета Церквей. Я же хочу доказать, что Совет Церквей легальный.
СУДЬЯ: Вас в этом никто не обвиняет.
ПОДСУДИМЫЙ: Тогда уберите из дела упоминание обо мне как секретаре Совета Церквей. В деле ВИНС упоминается как секретарь Совета Церквей 8 раз, и 20 раз упоминается сам Совет Церквей.
СУДЬЯ (перебывает): Повторяю, что вас за нарушение законодательства, а не за веру. Судят не Совет Церквей, а лично вас.
Подсудимый пытался еще несколько раз продолжить свои пояснения, но безуспешно. Судья не давал возможности говорить, постоянно перебивал.
ПОДСУДИМЫЙ: Прошу вас не перебивать меня, дать мне возможность высказаться! Поймите, мне трудно сосредоточиться. Я совсем недавно оправился после того, как 12 дней не принимал пищу, на что вынужден был пойти после встречи в тюрьме с матерью по вопросу о защитнике…
СУДЬЯ (перебывает): Садитесь, Винс! Это никого не интересует.
Будете ли вы продолжать говорить по существу обвинения?
ПОДСУДИМЫЙ: Да, буду.
И опять подсудимый напрасно пытается давать пояснения – судья мовершенно не дает ему говорить.
СУДЬЯ: Винс, нам физически тяжело с вами!
ПОДСУДИМЫЙ: Да имеете же терпение выслушать меня! Если судят убийцу, он может 10 раз менять свои показания, лгать, но его терпеливо выслушивают, а меня вы не можете выслушать полчаса. Я прошу вас допросить моих сокамерников как свидетелей: Щербак Н. И Шведяк Ю. Они подтвердят, что в течение двух с половиной месяцев я постоянно подвергался опасности со стороны Зборовского В. И.
СУДЬЯ: к делу приложен протокол допроса Зборовского, этого достаточно. (Судья зачитывает показания Зборовского: «Нас в камере было 4 человека, один из них Винс. Винс говорил мне, что сам он человек неверующий, а только притворяется, потому что верующие ему много платят – 300 руб. в месяц. В камере Винс проводил религиозную пропаганду с целью вовлечения в секту, подарил Щербаку брюки. У меня с Винсом был конфликт из-за некоторых вопросов его веры, но я ему ничем не угрожал».
ПОДСУДИМЫЙ: Но ведь конфликт был между нами двумя. Значит, чтобы в этом разобраться, нужны свидетели, два других сокамерника.
СУДЬЯ (перебывает): Это к делу не относится.
ПОДСУДИМЫЙ: Я просил вас сделать запрос о количестве репрессированных за веру в Бога в период с 1929 года по январь 1975 г. вы этого не сделали. Так я вам скажу: с 1929 по 1941 год было арестовано 25000 верующих, из них 22000 погибло…
СУДЬЯ: Сядьте! Не занимайтесь провокацией!
ПОДСУДИМЫЙ: Я вас также просил сделать запрос о количестве конфискованной религиозной литературы. Вы и в этом отказали. Я вам скажу: количество конфискованной у верующих литературы с 1929 по 1974 год составляет 10 миллионов экземпляров, из них 1 миллион Библий!
СУДЬЯ: Откуда у вас такие данные?
ПОДСУДИМЫЙ: здесь я говорить об этом не буду. Прошу создать комиссию, в которуювошли бы представители из Президиума Верховн0ого Совета СССР, из Совета ппо делам религии при Совете Министров СССР, из представителей мировой общественности, из членов Совета Церквей и Совета родственников узников в СССР, которая бы объективно рассмотрела положение верующих в СССР. А пока эта моя просьба не будет удовлетворена, я отказываюсь принимать участие в процессе.
В судебном процессе принимали участие эксперты. На основании составленного ими акта экспертизы они показали, что в литературе издательства «Христианин» в «Братских Листках» и др. содержится призыв к неисполнению законодательства о религиозных культах и антиобщественные призывы.
На вопрос судьи, прослушивали ли эксперты магнитофонную запись проповеди ВИНСА и находят ли в них призывы к нарушению законодательства о религиозных культах, эксперты ответили, что пленку прослушивали, но подобных призывов в проповеди не находят.
СУДЬЯ: Ну, а теперь, когда вы прослушали показания свидетелей Жуль, Ковалева и др., у вас не изменилось мнение?
Эксперты ответили утвердительно.
СУДЬЯ: Согласны ли вы внести это в акт экспертизы?
ЭКСПЕРТЫ: Согласны.
На четвертый день суда Винс Г. П. зачитал свои возражения на действия председательствуещего.
(В сокращении).
С 27 января сего года здесь в Киеве идет суд над Библией, над Евангельским учением, над верой в Божьи чудеса. Суд необъективно подошел к расследованию дела, чем нарушил УПК УССР.
1. Председательствующий ДЫШЕЛЬв процессе ведения дела проявлял грубость, оскорблял чувства верующих.
2. Не давал мне возможности говорить.
3. Суд закрытый, на него не были допущены верующие.
4. Ходатайства не удовлетворены.
5. Подсудимый лишен защиты.
СУДЬЯ перебивает и предлагает сесть и не превращать скамью подсудимого в трибуну для клеветы.
ВИНС Г. П.: Ну, в таком случае мне, по примеру моего Небесного Учителя, остается одно – молчать.
В обвинительной речи ПРОКУРОР повторил то же, что сказано в обвинительном заключении. Начал он свою речь с того, что Конституция СССР ст. 124 гарантирует свободу совести, что Ленин в декрете от 1918 года писал, что бороться с верующими нужно только идейно… Свою речь прокурор закончил так: «Учитывая, что подсудимый не раскаивается в совершенных преступлениях и уже отбывал срок лишения свободы, определить ему меру наказания – пять лет лагерей строгого режима и пять лет ссылки с конфискацией имущества.
СУДЬЯ предоставляет слово подсудимому для защитной речи.
ПОДСУДИМЫЙ: От защитной речи отказываюсь, так как мою защиту должен был осуществлять на этом процессе адвокат Альф ГЕРЕМ. Пусть правильно поймут меня родные и единоверцы – меня будет защищать Тот, в Кого я верю, Бог Иисус Христос.
Подсудимому предложено сказать последнее слово.
ВИНС Г. П.: А последнее слово за меня скажет мой Господь, Который сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега – начало и конец».
Судья объявляет перерыв на следующий день до 5 часов вечера.
Приговор был объявлен на 5-й день суда в пять часов вечера, после суточного перерыва.
Судья зачитывает приговор. ВИНС Г. П. осужден в пяти годам лишения свободы в лагерях строгого режима и к пяти годам ссылки с конфискацией имущества.
Судья, обращаясь к подсудимому. Понятен ли вам приговор?
ПОДСУДИМЫЙ: Да, Слава Иисусу Христу!
После прочтения приговора раздались аплодисменты и восторженные выкрики наполнявших зал работников КГБ.
Родственники стали бросать ВИНСУ Г. П. розы и гвоздики, переданные друзьями, сын крикнул: «Папа, эти цветы тебе за мужество!» Дочь ВИНСА Г. П. продекламировала стих:
Нет дело Церкви не умрет! Как не умрет любовь Христова, Как не умрет живое слово, Что нам спасение несет! Со Христом и в застенках свобода! Без Христа и на воле тюрьма!
В это время на улице, заполненной верующими и прохожими, в большом окружении милиции, друзья Георгия Петровича воодушевлено пели:
Но час придет и скажет Бог Всесильный: Довольно север – пленников отдай. Пришла весна пора посев начать обильный Сынов своих на труд ты провожай. Падут оковы, цепи разорвутся Христовы воины свободу обретут Великой силой Духа облекутся, И слово Истинны в народы понесут… Нам жизнь дана не для пустых мечтаний, Не для служенья царству суеты, Но чтобы в ней среди земных скитаний Явить следы небесной красоты. Нам жизнь дана, чтоб обрести спасенье И всю ее Иисусу посвятить, Служить Христу и в жизненном волненье В себе самом Христа изобразить… Земная жизнь сурово нас встречает, Но мы пришли сюда не пировать… Непобедимое нам дано знамя Среди гонений его вознесем – Бог нас в удел приобрел себе вечный И нам победу дарует с Христом…
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По делу ВИНСА Георгия Петровича 1928 г. рождения.
Подсудимый Винс Г. П. выступая в качестве секретаря так называемого нелегального Совета Церквей ЕХБ, стал на путь неисполнения законодательства о религиозных культах, организовал нелегальное издание для распространения братских листков, бюллетеней, журнала «Вестник спасения», содержащие призыв к неисполнению законодательства о религиозных культах, содержащие заведомо клеветнические измышления, порочащие советский государственный и общественный строй.
За совершение указанных преступлений судебная коллегия по уголовным делам московского государственного суда приговорила 1 декабря 1966 г. на основании ст. 142 ч. 2 УК РСФСР Винса Г. П. к 3 годам лишения свободы. Освободившись из мест лишения свободы по отбытию наказания 19 мая1969 г. и приехав в г. Киев, Винс Г. П. уклонился от трудовой деятельности и вел антиобщественный, паразитический образ жизни. В связи с чем постановлением народного суда Подольского р-на г. Киева от 24 января 1970 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1961 года и от 24 января 1967 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественного полезного труда», и ведущими антиобщественный, паразитический образ жизни Винс Г. П. был подвергнут административному наказанию в виде 1 года исправительных работ с вычетом из зарплаты 10% в доход государству. Винс уклонился от постановления суда. 24 августа 1970 года самовольно оставил работу на заводе им. Калинина, не отбыв 6 месяцев и 10 календарных дней, установленного ему наказания. Уклоняясь от занятий общественно-полезным трудом и выступая в качестве секретаря нелегально созданного СЦ ЕХБ, Винс Г. П. организовал деятельность указанного совета, направляя его на нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, на распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советское государство и общественный строй, а равно изготовление и распространение в письменной форме и печатной, и иной форме произведений такого же содержания, а также содержащие призывы к отказу граждан от общественной деятельности и исполнения гражданских обязанностей.
24 августа 1969 года Винс Г. П. совместно с руководителем так называемого Киевского объединения Церквей СПЕХБ Величко Н. К., несмотря на запрещение Днепропетровского исполкома депутатов трудящихся от 23 августа 1969 г., организовал незаконный сбор сторонников нелегального течения ЕХБ в количестве 500 человек в доме Драги Анатолия Максимовича вг. Киеве, ул. Марка Черемшины, 17 под предлогом бракосочетания члена указанного объединения Шупортяк Веры Петровны.
Среди присутствовавших находилось свыше 200 человек детей школьного и дошкольного возраста. Перед присутствующими гражданами и детьми Винс Г. П. выступил с речью-проповедью, в которой наряду с религиозными догматами призывал присутствующих не соблюдать законы об отделении церкви от государства и школы от церкви, а также не участвовать в общественной деятельности и в исполнении гражданских обязанностей.
24 января 1970 года Величко Н.К. с другими руководителями нелегального объединенияСП ЕХБ без разрешения местных органов власти организовали незаконный сбор представителей местных сектантских объединений ЕХБ в доме Негод И. М. По ул. Шевченко, 86, поселка Боровая Фастовского р-на Киевской области.
10 июля 1970 г. Винс в Киеве, в Пущеводицком лесу, недалеко от детского санатория им. Горького и трамвайной остановки, вновь организовал незаконное собрание в количестве 200 человек, среди которых находилось более половины несовершеннолетних.
Выступая перед ними с речью-проповедью, сопровождавшейся громким пением, нарушая тем самым покой отдыхающих граждан, отказался выполнить требования работников милиции о прекращении проведения незаконного собрания и личным примером призывал собравшихся к нарушению законодательства о религиозных культах.
Как секретарь СП ЕХБ Винс организовал деятельность нелегальных издательств «Христианин» и так называемого Совета родственников узников членов церквей ЕХБ, от имени которых писались и распространялись Братские листки, журналы «Вестник спасения», «Юность», бюллетень и другие издания, содержащие клеветнические измышления, порочащие советский государственный строй и призывавшие к несоблюдению законодательства о религиозных культах.
Винс изготовил текст Устава Совета Церквей евангельских христиан-баптистов путем вырезки из отпечатанных типографским способом изданий журналов и книг элементов текста и их последующей наклейке на листы бумаги с соблюдением технических требований к текстовому набору, применяя при этом станок и инструменты кустарного производства. Указанный текст Устава СП ЕХБ им предназначен в качестве оригинала для распространения путем размножения на множительных аппаратах.
В тексте, набранном издательством, содержатся призывы к неисполнению законодательства о религиозных культах.
В своей преступной деятельности, к работе незаконно действующего издательства, Винс привлек бывшую студентку 5 курса Николаевского ордена Трудового Красного Знамени кораблестроительного института им. адмир. Макарова, Казакову Зинаиду Васильевну, 1947 г. рождения и с ее участием составил для массового размножения учебник на библейские темы под названием «Песнь пастуха», предназначенный для коллективного обучения детей религии, а также детские картинки на религиозные темы для раскрашивания, под названием «Раскрась сам», и цветные иллюстрации такого же содержания.
С целью побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей Винс организовал распространение клеветы на деятельность командования Советской Армии и существующие воинские порядки. Состоявший в незарегистрированной секте раскольников СП ЕХБ Моисеев Иван Васильевич 1952 г. рождения, проживающий в селе Волонтировка Суворовского района Молдавской ССР, в ноябре 1970 г. на основании закона о всеобщей воинской обязанности был призван на службу в ряды Советской армии и проходил службу в воинской части 71, 98-8 в г. Керчи.
16 июля 1972 г. во время купания в Азовском море Моисеев И. В. утонул. Несмотря на то, что Моисеев погиб в результате несчастного случая, под руководством Винса нелегальным издательством СП ЕХБ были подготовлены и распространены фотомонтажи с прижизненными и посмертными фотографиями Моисеева, издан и распространен бюллетень № 9 за 1972 г. Братский листок № 4 за 1972 год и другие незаконные издания, в которых воздвигнута клевета на советскую действительность и указано, что Моисеев был замучен на службе в Советской Армии за свои религиозные убеждения.
В Братском листке № 1 за 1974 г., нелегально изданном и распространенном под руководством Винса, в так называемом разделе «Хроника гонений» указано: «Пенсионер-инвалид Никитин из г. Электростали Московской области почти ежемесячно лишается пенсии», что является клеветническим измышлением, т.к. Никитин Ф. В. за нарушение законодательства о религиозных культах подвергался штрафам в установленном законом порядке и из выплачиваемой ему пенсии в сумме 50 руб. 30 коп. штрафы удержаны в размере только 10 руб. в месяц.
Винс составил машинописный текст под названием «Верность», в котором под видом описания истории развития раскольнического движения баптизма, возводит клеветнические измышления на советскую действительность, указывая, что якобы государственные органы вмешиваются во внутренние дела церкви, преследую и пытаются уничтожить верующих физически.
В указанной рукописи Винс заверил: «терпя поношение и клевету, переносы преследования за веру, против пробужденного братства, атеизмом была пущена в ход вся государственная машина: пресса, радио, телевидение, органы милиции, прокуратура, суды, тюрьмы, лагеря и комитет госбезопасности». И далее: «Начиная с 30-х годов шла усиленная обработка видных работников религиозных объединений и продвижение отступников на руководящие посты с целью разложения церкви изнутри», а также другие заведомо ложные измышления.
Кроме того Винс в нелегально издаваемых «Братских Листках», «Бюллетенях» и других незаконных изданиях распространил и иные, подобного рода заведомо ложные измышления, порочащие советский государственный и общественный строй.
Привлеченный к уголовной ответственности и допрошенный в качестве обвиняемого по ст.138, ч. П, 187, 209 ч. 1 УК УССР, Винс виновным себя не признал. Не отрицая самого факта организации нелегальных издательств, выпуска и распространения Листков и других изданий, содержащих фактически клевету на советскую действительность, Винс отказался от дачи показания по существу предъявленного ему обвинения. Свое отношение и явное неуважение к действующему советскому законодательству Винс выразил не только в нелегально издаваемой клеветнической литературе, но и в протоколе об ознакомлении его с материалами дела, в котором он собственноручно указал: «Считаю также необходимым заявить, как секретарь СП ЕХБ, что деятельность Совета Церквей ЕХБ вполне законна и не содержит никакого состава преступления».
У 1. «Как христианин, состоящий членом церкви НХБ с июля 1945 года, т. е. Уже 29 лет, со всей категоричностью заявляю, что вся религиозная деятельность верующих евангельско-баптистского вероисповедания, в том числе и работа христианских религиозных обществ, как-то: издательство «Христианин», издательство журнала «Вестник спасения», Совета родственников узников, осужденных за слово божье в СССР и другие не содержат, не содержали в прошлом и не могут содержать какого-либо уголовного преступления против советского государства и общества».
Это же утверждение о несоблюдении Закона об отделении церкви от государства и школы от церкви Винс собственноручно излагает в рукописи, начинающейся словами «Великие принципы Библии». В разделе: отделение церкви от государства «Государству не принадлежит право издавать законы или определять для своих граждан, где и как они должны или не должны молиться или поклоняться Богу» (Объект № 1 стр. 23 заключение научной экспертизы том 6 лист дела 181).
В своей противоправной деятельности Винс не ограничивается составлением призывов к несоблюдению советского законодательства, но и выступает с ними перед гражданами.
Подтверждением такого факта является организация и проведение Винсом межцерковных собраний с участием в них малолетних детей 24 августа 1969 г. в доме Драги, 24 января 1970 г. в доме Негод и 10 июля 1970 г. в Пущеводицком лесу возле детского санатория им. Горького.
Собрание сектантов в доме Драги, было проведено вопреки официальным запрещениям Днепровского райисполкома г. Киева за 23 августа 1969 г.
Свидетель Ковалев И. М. Показал, что 24 августа 1969 года рядом с местом проведения отдыха граждан, в доме Драги, проходило собрание сектантов, среди которых было много детей дошкольного и школьного возраста, что перед присутствующими выступил Винс, он восхвалял стойкость и верность единоверцев и выразил радость за то, что верующие не побоялись властей и собрались в этот день: призывал «не бояться даже смертельной опасности со стороны советских органов», выразил уверенность в том, что Церковь добьется поставленной перед ней задаци, добьется полной свободы без всяких ограничений (т. 1, лист дела 128).
Свидетель Жуль показал, что 24 августа 1969 г. в усадьбе Драги на собрании присутствовало свыше 500 человек, из которых одна треть были дети и подростки в возрасте от 8 до 16 лет.
Что выступавший после Величко проповедник обратился с призывом к детям и к молодежи отдать свои жизни за торжество царства Иисуса Христа, что несмотря на преследования органов власти, они должны мужественно бороться за распространение учения Христа (т. 1, листы дела 126-127).
Аналогичные показания о производстве незаконного собрания и о выступлении с призывом к отказу от выполнения гражданских обязанностей дали свидетели: Скрицкая, Огнеевич, Лещук, Раган, Каплин, Мирошниченко (т. 6, листы дела 125-139).
Факт организации Винсом незаконного собрания 24 января 1970 года в доме Негод И. М. Пос. Боровая, Фастовского района, Киевской обл. подтверждается фактами 24 января 1970 г. (лист дела 158, т. 1)
Свидетели Козырев и Скрипник показали, что 24 января 1970 г. были приглашены к председателю поселкового совета пос. Боровая в дом гражданина Негод, где проходило собрание незарегистрированной в установленном законом порядке секты ев. христиан-баптистов, на котором находился и Винс. Собрание проходило с 20 до 23 часов, и, несмотря на требование представителей органов власти, прекращено не было. Свидетель Негод подтвердил, что 24 января 1974 г. в его доме на собрании было примерно 150 человек.
Свидетель Сафронов показал, что находясь в отпуске в Киеве, 10 июня 1970 года он отдыхал в Пуще-Водице. Около остановки трамвая санатория им. Горького он услышал в лесу громкое хоровое пение, затем увидел большую группу людей, преимущественно молодежи, перед которыми выступал проповедник. Прибывшие работники милиции предложили прекратить нарушать общественный порядок, но проповедник не выполнил их требования и призвал слушателей встать на колени.
Свидетели Геращенко и Недбайло показали, что 10 июля 1970 г. они находились на службе по охране общественного порядка и выезжали в район санатория им. Горького для пресечения незаконного собрания сектантов, руководимого Винсом. Собравшихся было около 200 человек, среди которых находилось более половины детей в возрасте до 18 лет.
Выступивший с проповедью Винс отказывался выполнить их требования и призывал собравшихся не расходиться.
Вина Винса в проведении им организованной деятельности нелегального издательства «Христианин» и Соваета родственников узников членов церкви ЕХБ в выпуске и распространении «Братских Листков», журнала «Вестник спасения», «Юность, «Бюллетень» и других изданий, содержащих клеветнические измышления на советское государство и общественный строй, а также призывы к отказу от исполнения своих гражданских обязанностей и к несоблюдению советского законодательства о религиозных культах, установлена изъятой у Винса нелегальной литературой, исполненными им записями, текстами, предназначенными для массового размножения, инструментами, материалами, проверенными по делу судебными экспертами. От имени нелегального издательства СЦ ЕХБ «Христианин» под руководством Винса было выпущено массовым тиражом и распространено среди граждан обращение и заявление в адрес правительственных органов. В этом листке предлагается считать литературу, имеющую подпись «Издательство Христианин», легальной. Кроме того, излагаются способы организации этого незаконного издательства. «Мы были поставлены перед необходимостью самим, без помощи государственных учреждений, приступить к разработке и конструированию машин для печатания необходимой духовной литературы. Усилия наши завершились успехом» (т. 5, лист дела 59, заключение научной экспертизы, т. 6, лист дела 185).
У Винса при задержании были изъяты: вырезка из газеты с изображением множительных аппаратов, вырезка из газеты с объявлением об условиях приема в Московское ГМТУ № 144 полиграфистов, две банки типографской краски, станок и инструменты кустарного производства, предназначенные для изготовления печатных форм оригиналов для массового размножения, различные записи, относящиеся к деятельности нелегального издательства (т. 3 листы дела 13, 16-36, т. 4 листы 282-288, т. 5 м 255 т. 6 листы 18-5-235, 238).
Об организационной деятельности Винса в нелегальных издательствах свидетельствует изъятый у него рукописный текст, начинающийся словами: «Н. П. требует рецензию на книгу». В этом тексте идет речь об издательских делах СЦ ЕХБ, а также упоминается, что Г. П. Винс проводит большую работу в издательской деятельности СЦ ЕХБ.
Следствием установлено, что выпускаемая нелегальным издательством СЦ ЕХБ под руководством Винса Г. П. литература не является духовной, как это сказано в заявлении «издательства Христианин» от 5 июля 1971 года, а преследует цель распространения клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а также призыв к несоблюдению законодательства о религиозных культах и к отказу граждан от общественно-полезной деятельности и неисполнению гражданских обязанностей.
У Винса был изъят текст Устава СЦ ЕХБ, изготовленный путем вырезки из отпечатанных типографским способом изданий журналов и книг элементов текста и наклейки на листы бумаги, а также был изъят станок и инструменты кустарного производства (т. III л. д. 32-68).
В произведенной по делу судебно-полиграфической экспертизой установлено, что текст названного Устава изготовлен с соблюдением технических требований, предъявленных к текстовому набору и был предназначен для массового полиграфического размножения в качестве оригинала. Что для изготовления текста Устава применялся взятый у Винса станок и инструменты кустарного производства (т. 5, л. д. 52-67).
Устав СЦ ЕХБ, помещенный среди документов так называемой инициативной группы и оргкомитета за период с 1961-1966 гг., составлен с грубым нарушением декрета Совета Нар. Комиссаров от 23 января 1918 года и ст. 30 Конституции УССР и последующих актов о нарушении законов об отделении Церкви от Государства и школы от Церкви.
В Уставе сказано: «Все христианские общины в своей духовной и внутрицерковной деятельности являются совершенно свободными и независимыми от государства объединениями верующих граждан-единомышленников». К этому параграфу есть примечание, что «общины, нарушающие принцип отделения Церкви от Государства, состоять в Союзе Церквей ЕХБ не могут». (т.5, л.д. 51 - 61).
В составленном Винсом тексте Устава СЦ ЕХБ примечание к параграфу 3 отсутствует. Исключением указанного текста Устава этого положения Винс фактически санкционировал нарушение советского законодательства о религиозных культах как со стороны отдельных верующих, так и религиозных обществ.
Пар. 35: «Руководствуясь словом Божьим, члены Церкви призваны: воспитывать детей в учении и наставлении Господнем, стремиться служить Господу всем домом своим» (т. 5, л.д. 55-56).
У Винса изъят рукописный текст учебника для библейской темы под названием «Песнь пастуха», предназначенного для коллективного обучения детей религии. Детские картинки на религиозные темы для раскрашивания под названием «Раскрась сам» и цветные иллюстрации того же содержания (т. 3, л.д. 16-36, т.5, л.д.1).
Криминалистической экспертизой почерка установлено, что текст учебника для детей исполнен Казаковой Зинаидой Васильевной (т.5, л. д. 165 – 169). Казакова З. В. являлась студенткой 5 курса Николаевского кораблестроительного Института, но после вовлечения ее в деятельность секты СЦ ЕХБ учебу в институте оставила, подозревалась в совершении, предусмотренного ст. 209 и ст. 138 УК УССР по уголовному делу, по обвинению Негоды и Левко, но от следствия скрылась.
Винс вовлек Казакову в незаконную деятельность нелегального издательства СЦ ЕХБ, он корректировал исполненную Казаковой рукопись «Песнь Пастуха», подготавливая ее для массового размножения. Криминалистической экспертизой почерка установлено, что все правки в учебнике для обучения детей религии исполнены Винсом.
Учебник для обучения детей религии разбит на уроки и снабжен картинками на библейские темы. Рукописи присуще деление детей на верующих и неверующих и противопоставление друг другу. В ней фальсифицируется советская действительность.
В конце 2-го урока содержится призыв к детям о принятии веры в Господа Иисуса Христа, как своего Спасителя. К этому призыву Винс внес поправку, что это нужно сделать сегодня (т. 5 л. д. 103).
Через весь текст учебника проводится мысль о наличии у детей верующих страшного врага – сатаны, а также и других врагов: «У нас есть и другие враги, кроме сатаны, это те, которые не любят нас, потому что мы живем для Господа Иисуса». (т. 5, л. д. 114).
Так, вовлечение Винсом Казаковой в деятельность нелегального издательства СЦ ЕХБ подтверждается также изъятыми у него письмами, адресованные Казаковой ее родителями и молодыми членами ЕХБ г. Николаева. Ее мать Порфирова Ксеня Ивановна в письме просит Казакову порвать с сектантами и возвратиться домой. Она пишет:
«Дорогая Зиночка, так мне больно смотреть, что твоя жизнь сложилась не так, как я думала, что ты избрала себе такую жизнь. Дорогая Зиночка, крепко-крепко целую тебя, так крепко соскучилась. Дорогая доченька, передаю тебе 50 руб. на дорогу домой, чтобы купить билет».
Свидетель Альферова показала, что указанное письмо она передала через верующих сектантов г. Николаева.
Аналогичные показания дал и Казаков И. Я., письма которого были обнаружены у Винса.
Несмотря на неоспоримый факт наступления смерти военнослужащего в/ч 61 968 Моисеева Ивана Васильевича от утопления, последовавшего в результате несчастного случая во время купания в Азовском море 16 июня 1972 г., Винс Г. П. с целью побуждения граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей в неправдивых и нелегальных изданиях «Братского Листка», Бюллетенях» и др. возвел клевету на действия командования Советской Армии и существующий воинский порядок.
У Винса была изъята фото аппликация с изображением Моисеева в военной форме, снабженная надписью: «Он не возлюбил души своей даже до смерти», в том числе с провокационной целью была изготовлена и распространена фотоаппликация, на которой помещена прижизненная фотография Моисеева и фотография его тела в гробу, с изображением на нем анатомического шва и посмертных гнилостных изменений. Моисеев Иван В. изображен на фотомонтаже под названием «Новые узники за дело Евангелия за 1972 г.», и его фотография снабжена надписью: «На службе в Советской Армии в г. Керчь в/ч 61968 Д умер от пыток за веру в Бога (объект 100).
В то же время нелегальным издательством СЦ ЕХБ был издан и распространен специальный выпуск бюллетеня № 9 за 1972 г. и указано, что Моисеев на службе в армии был замучен за свои религиозные убеждения, за веру в Бога.
Аналогичные клеветнические измышления по факту смерти Моисеева помещена в Бюллетене № 9 за 1972 г., «Вестнике спасения» № 1 – 2 за 1972 г. в выпускаемых под непосредственным руководством Винса Г. П. «Братский листок» № 4 за 1972 г. № 3, 4 за 1973 г. также распространяются клеветнические измышления о смерти Моисеева. Пишется: «Принял смерть мученика, находясь на службе в армии г. Керчи, солдат Иван Моисеев из Молдавии».
Введенные в заблуждение сфальсифицированными в нелегальных издательствах СЦ ЕХБ обстоятельствами смерти Моисеева, верующие стали заявлять об отказе от исполнения гражданских обязанностей.
В Бюллетене № 9 за 1972 г. содержится призыв: «Пока не будет дана должна гарантия безопасности верующих детей в Армии, мы не отдадим своих 4-х сыновей на службу в таковую» (т. 6 лист дела 82).
В Бюллетене № 1 за 1973 г. помещен отклик на смерть Моисеева, в котором содержатся ложные утверждения: «в смертельной рубашке
Ты был мучим,
Палили грудь твою железом жгучим,
В тисках подкатывали, идти на эшафот.
Тебя пронзили и толкнули в море,
чтоб скрыть свои преступные следы»… и др.
верующие г. Барнаула и г. Джамбула заявили о высылке своих паспортов в правительственные органы (Лист дела 32-94).
Подпавшая под влияние клеветнической агитации СЦ ЕХБ жительница г. Винница Мошницкая Елена Николаевна, 1953 г. рождения обратилась с заявлением о лишении ее гражданства СССР (т. 4 л. д. 145).
Надуманность обстоятельств смерти Моисеева подтверждает также материалами расследования по данному факту (Лист акта № 169) судебно-медицинского исследования трупа Моисеева из заключения комиссии судебно-медицинской экспертизы явствует, что прижизненных повреждений на теле трупа Моисеева не обнаружено, что его смерть наступила от утопления в воде. (т. 6 л. д. 2265).
Свидетель Калиниченко показал, что 16 июля 1972 г. он купался в Азовском море, плавал на автомобильной камере и был очевидцем происшедшего насчастного случая с Моисеевым (т. 6 л. д. 81-96).
Свидетельница Новикова И. С. показала, что она оказывала помощь Моисееву, как медицинский работник, что каких-либо следов применявшегося насилия Моисееву не было. Что для оказания помощи Моисееву делался прокол мед. Иглой в области сердечной мышцы, вводился адреналин (т.6 л. д. 152-164).
Из показаний свидетеля Максина, командира части, где служил Моисеев, усматривается, что на службе в армии по отношению Моисеева физического воздействия не применялось, что смерть его наступила в результате личной неосторожности.
Свидетели верующие ЕХБ Сапод Л. И. и Бугаев С. И. показали, что во время службы Моисеева они с ним встречались, но на какие-либо притеснения он не жаловался.
ВИНС Г. П. обвиняется на основании статей 138 ч. 2, 187/1 и 209/1 УК УССР.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ.
Генеральному Секретарю ЦК КПСС
Т. Брежневу Л.И.
КОПИИ: Генеральному прокурору СССР Т. Руденко.
Прокурору УССР
Совету родственников узников
От семьи МОИСЕЕВЫХ, проживающих по адресу МССР,
Суворовский район, с. Волонтировка.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Мы, родственники Моисеева Ивана Васильевича, узнали, что с 27 по 31 января 1975 года произошел суд над нашим единоверцем Винсом Г. П. Одним из обвинений, предъявленных ему было, распространение якобы клеветнических материалов о насильственной смерти за веру в Бога Моисеева Ивана Васильевича. Эти материалы были напечатаны в «Бюллетене» № 9, не являются клеветническими, ибо они взяты со слов Вани, записанных на магнитофонную ленту, когда он был в отпуске незадолго до его смерти, и с наших слов, ибо мы являемся очевидцами следов насилия на теле нашего сына.
Мы сожалеем, что нам вновь приходится тревожить раны нашего сердца, и мы не стали бы писать об этом, если бы это не ставилось в обвинение нашим братьям, в частности и Винсу Г. П.
Просим Вас снять обвинение со всех братьев, кому оно вменялось, и в частности с Винса Г. П. В этом повинны не верующие братья, а люди-атеисты, отнявшие жизнь у нашего сына и брата Вани.
С уважением в Вам:
Моисеев В. Т.(отец)
Моисеева И. К.(мать)
Моисеев И. И.