+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1976 г.

Да не судимы будете

«Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы».

1Кор. 11:31

Осуждение ближних является одним из тех распространенных грехов, на которые верующие меньше всего обращают внимание и с которыми мало ведут борьбу. Мы хотим в этой статье показать вред от осуждения и вызвать желание у имеющих такой недуг избавиться от него. Осуждение ближних содержит в себе большое зло: от осуждения страдают те, кого судят, и те, кто судит, причем последние терпят, в конечном счете, больший урон, о чем будет идти речь ниже.

При рассмотрении стиха «не судите, да не судимы будете», предстоит осветить возникающие при этом вопросы и, в частности, как объясняется зависимость осуждения ближних с возможностью быть осужденными самим. Мы надеемся, что, в процессе разбора вышеприведенного стиха, осветим этот, а также и другие вопросы, но прежде постараемся уяснить, что означает «судить» в данном положении этого слова. «Судить» — значит сосредоточивать внимание на недостатках других и разглашать неблаговидные поступки наших ближних с целью показать последних в худшем свете. Осуждение других всегда связано с желанием возвысить себя.

Рассмотрим вкратце притчу Иисуса Христа о фарисее и мытаре, имеющую непосредственное отношение к предмету наших рассуждений. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10–14).

Читая притчу о фарисее и мытаре, мы преисполняемся неприятным чувством к фарисею, но происходит это потому, что Сам Господь обнаружил нам мысли фарисея. Но мы не читаем мысли людей, можем не слышать их молитв, и фарисей, если бы он жил на наших глазах, казался бы нам другим: мы судили бы о нем по его поступкам, действиям, а они следующие: «Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Пост! Какое это нелегкое дело, да еще два раза в неделю. Это похоже на подвиг. Десятая часть — это довольно значительное пожертвование, как бы ни был мал или велик доход. Не многие из нас могут сравниться с фарисеем и в этом отношении. И если бы при этом фарисей попросил в молитве, вместе с Давидом: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23,24), или, как мытарь: «Будь милостив ко мне грешнику», то Господь внял бы молитве фарисея и поставил бы его в пример другим. Но фарисей не поступил так, больше того, он в молитве стал осуждать других и подпал под осуждение сам. И дело не только в том, что он осудил других, — он возгордился, стал надеяться на свою праведность. Итак, гордость и самонадеянность, с одной стороны, и осуждение ближних, с другой, определили печальную участь фарисея. Несмотря на его добродетели, он вошел в историю христианства как отрицательный пример.

Мы все, в той или иной степени, фарисеи. Все мы склонны осудить наших ближних, а между тем никто из нас не имеет ни малейшего права судить других, потому что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).

Духовное состояние верующих, да и вообще всех людей, можно представить в виде картины леса. Известно, что в лесу, рядом с низкими можжевеловыми кустарниками, растут высокие сосны и ели. И все же, несмотря на такую большую разницу деревьев по высоте, лес, как бы дремуч он ни был, не высоко поднялся к небу. Если посмотреть на опушку леса с расстояния нескольких километров, то лес покажется узкой примкнувшей к земле полоской, а если подняться на высоту или посмотреть на лес с самолета, то и совсем не будет видно высоты леса: он сольется с землей.

Так и в среде верующих: несмотря на то, что одни возвышаются над другими, как высокие ели над можжевеловыми кустами, все же в глазах Господа праведность наша ничтожно мала, ибо Господь и в ангелах усматривает недостатки, а поэтому «да хвалится брат униженный высотою своею» (Иак. 1:9), ибо униженных и смиренных возвышает Господь (Пс. 146:6). А ты, гордящийся своим положением, дающий десятину и осуждающий других, бойся оказаться осужденным, потому что ты не просишь прощения у Господа, хотя столько грехов ты имеешь, к которым ты привык. Так не суди брата своего, а проси прощения у Господа за согрешения свои и прощай взаимно. Да и откуда тебе знать, что на сердце у брата твоего, а между тем Господь исключительно смотрит на сердце человека (1Цар. 16:7).

Вот ты осуждаешь брата своего за неблаговидный поступок, а того не замечаешь, сколько слез он пролил за него; а также не знаешь, что Господь, быть может, давно простил согрешившего брата, а ты все еще продолжаешь указывать пальцем на него. К тому же ты не узнал, в каких условиях находился согрешивший брат. А Господь — праведный Судья — все знает и все учитывает. Ему известно, кто пал в жестокой борьбе со грехом, а кто пьет грех, как губка воду.

Осуждение других опасно еще и тем, что, осуждая наших, ближних, мы забываем свои согрешения и не просим Господа о прощении их, а непрощенный грех может расти, как снежный ком, и если это будет продолжаться долго, то грехи могут вырасти в такую глыбу, что затмят от нас Господа, а без Него не может быть спасения.

Мы не должны судить других и потому, что, как отмечалось выше, суды наши очень несовершенны: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?… Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3–5). Особенно нехорошо судить других потому, что этим полагаем камень преткновения внешним, чем наносим немалый ущерб строительству Царствия Божия. У некоторых верующих склонность к осуждению других переросла из слабости в порок, с которым подчас очень трудно бороться, но бороться, тем не менее, необходимо. Нужно и в этом случае просить у Господа силы и мудрости для преодоления этого недуга.

Говоря об осуждении, как о большом зле, мы не должны проходить мимо впавшего в грех брата; в таких случаях мы должны поступать, как учит Иисус Христос: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви» (Мф. 18:15–17).

И в заключение: не будем сосредоточивать внимание на недостатках других, но будем чаще проверять свою жизнь в свете Божьего слова и будем, бия себя в грудь, просить: «Боже! будь милостив ко мне». Будем с любовью снисходить друг ко другу, почитая один другого высшим себя (Флп. 2:3). В этом сущность практического христианства.

Архив