+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1976 г.

Для матерей

Николай Водневский

В одной отечественной песенке, родившейся на фронтах, во время войны, поется:

«До свиданья, мама,
Не горюй, не грусти,
Пожелай нам счастливого пути…»

Хорошо сказать: «Не горюй, не грусти», но каково матери расставаться с чадом, которое вскормила молоком своей груди, над которым не спала ночей, о котором несчетно раз плакала и молилась.

Чистая, светлая, нежная материнская любовь к своим детям — светлая любовь. Мать — проводница жизни из рода в род. Мать — основа семьи, а семья — фундамент государства. Если семья неустойчива — будущее государства печально. На матери лежит великая ответственность — привести в мир нового человека. Это не значит только родить его, но вырастить, воспитать его, помочь ему стать христианином, полноценным членом общества. Это тяжелая задача. И настоящая мать делает все, что она может, чтобы эту задачу выполнить. Поэт Есенин, тонкий лирик, так проникновенно выразивший материнские чувства в «Письме матери», а в личной своей жизни забывал о матери, на ее нужды отвечал молчанием. По словам его задушевного друга, Анатолия Мариенгофа, Есенин по отношению к матери был скуп и на чувства, и на деньги. Были времена, когда он густо сорил червонцами, а мать просила:

«…Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки. 
Купи мне шаль,
Отцу купи порты, — 
У нас в дому
Большие недостатки». 

Из личного опыта говорю: мы часто не ценим, а может быть, и не понимаем материнской любви. Моя мать умерла от истощения в тяжелые незабываемые тридцатые годы, но для «сыночка» у нее всегда была крошка черного, с мякиной хлеба. И как все это не замечалось! Как хотелось бы теперь встретить мать, отблагодарить ее, пригреть, но, увы! — Поздно.

А вот передо мной, на столе, вырезка из газеты. На улице, у красивого, хорошо отделанного дома, на чемоданах и узлах сидят старичек со старушкой. Читаю объяснение. Это престарелые муж и жена. Их выбросил на улицу родной сын, которому они недавно по завещанию отписали этот дом.

Такова горькая действительность.

Бог знал, что не все будут почитать и любить своих матерей и потому дал заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе» (Исх. 20:12). Лучше одну розу принести к ногам живой матери, нежели букет на ее гроб. Величайший пример сыновней любви к матери мы находим во Христе. Даже на кресте, во время страшных мучений. Он не забыл о Своей Матери по плоти. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!»

И Мария со своей стороны явила образец материнской любви. Когда ученики в страхе прятались и близкие Его отошли от Иисуса, Мария оставалась у креста, И ее переживания не может понять никто кроме матери.

Одна из отрицательных черт «последнего Времени» (2Тим. 3:1,2) — непокорность детей родителям. Но есть и родители непокорные. Если дети должны повиноваться родителям, то родители в свою очередь должны повиноваться Богу. В этом — святая гармония повиновения не страха ради, а по любви.

К глубокому моему сожалению, я чувствую себя обязанным отметить, что не все матери достойны почитания, не все матери являют хороший пример своим детям. Все матери любят детей. Это факт. Но важно — в чем эта любовь проявляется. Медведь, по басне И. А. Крылова, очень любил своего хозяина и заботливо охранял его сон и также «заботливо» разбил ему голову. Правильно воспитать ребенка можно только тогда, когда мы сами правильно воспитаны. Привить ребенку хорошие качества можно только тогда, когда эти качества живут в нас самих. Мы обвиняем американскую молодежь, жалуемся на обстановку. А обстановка — это мы. Конечно, среда имеет значительное влияние на детей. Но кто эту среду создает, как не родители и в первую очередь — матери.

Моя недавняя соседка развелась с мужем. В первый же вечер после развода она рано уложила детей в постель, закрыла дом и куда-то исчезла. Но вскоре дети проснулись. 4-летняя Сюзи и 2-хлетний Вики, перепуганные темнотой, плакали до хрипоты. Слыша вопли детей, плакала и моя жена. Мы думали: взять к себе детей через окно — в Америке грозит судом, позвонить в полицию — навлечь неприятность со стороны поклонников матери. По возможности утешали детей через окно. Они уснули, но в полночь проснулись снова и снова плакали. И так повторялось несколько раз до рассвета.

Вправе ли рассчитывать такая мать на любовь детей, когда они растут в атмосфере греха и зла?

Но однажды маленькой Сюзи жена рассказала об Иисусе, иллюстрируя рассказ картинками. Девочке захотелось пойти в Воскресную школу при церкви. На следующий день она пришла со слезами: «мама не разрешает».

Но довольно об этом! Пусть эти примеры, взятые мною из современной американской жизни, будут только исключением. Хотелось бы одно: поменьше таких исключений.

Что такое война? Война — результат богоотступничества. Сколько материнских сердец было изранено в прошлую войну? Мать моей жены не перенесла разлуки со своими детьми — а их было шестеро — и умерла от тоски 48 лет от рождения. Будем же помнить, что войны делаем мы сами, нарушая заповедь Христа — возлюби Бога и ближнего. А кто нам роднее и ближе, если не мать? Самая великая любовь, после Божьей любви — материнская. И кто ближе для матери, как не ее дети? Да не забудет мать, что точно так, как она вскармливает грудью своего ребенка, она призвана вскормить его живым Словом Евангелия.

А для этого мать должна Евангелие знать и не только знать, но и жить им.

Архив