Вера и Жизнь 2, 1977 г.
- Христос воскрес!
- Новые горизонты
- На благо всех людей земли
- Не забывай!
- Ради основной цели
- Труд и отдых
- Людям — на пользу, себе — на радость
- Мать — великое имя
- Христос воскрес!
- Строки из писем
- Стихи
- Слово молодых поэтов
- Мысли вслух
- Диалог продолжается
- Жизненные уроки
- Только факты
- Испытание
- Информационное приложение
- Диалог между неверующим и верующим
- «И это обязательно будет!»
- Проверено жизнью
- Деревья-гиганты в Калифорнии
- Щедра земля
- Лицом к свету
- След в след
- С любовью
- Что у тебя в руке?
- Неразрывное кольцо
- Только факты
- Хочу знать
- Библейские термины
- Для детей
Испытание
В. Щеглова
В 625 году до н. э. Навуходоносор, разбив войско египетского фараона Нехао, положил конец могуществу Египта. Далее, направляясь к югу, он взял Иерусалим, сделав царя Иудейского Иоакима своим данником. Часть священных сосудов была отправлена в Вавилон. Кроме того, по повелению Навуходоносора, были взяты в плен и несколько юношей из знатных семейств, для служения во дворце. В числе этих юношей был переселен и Даниил, вместе со своими друзьями: Ананием, Азарием и Мисаилом. Это было первое пленение, которое и считается началом семидесятилетнего Вавилонского плена. Оно произошло за восемь лет до переселения пророка Иезекииля в Вавилон.
О жизни Даниила подробно рассказывает книга, носящая его имя. Богато одаренный от природы, он, вместе со своими друзьями, получил высшее образование при дворцовой школе. По обычаю того времени Даниилу и его товарищам переменили имена. Даниила назвали Валтасаром. Его товарищей: Седрах, Мисах и Авденаго.
Исторические данные хорошо иллюстрируют книгу пророка Даниила. Из сохранившихся надписей видно, что цари Ассирии и Вавилона, для облегчения управления своими подданными, избирали из числа заложников молодых людей. Они воспитывались при дворцовой школе, а затем их назначали правителями областей.
Во время пребывания в школе учащиеся пользовались питанием с царского стола. Даниил был благочестивым юношей. Желая остаться верным закону Иеговы, он «положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином» (Дан. 1:8). Это было вызвано тем, что к царскому столу подавалась пища, запрещенная законом. Кроме благочестия, отличительной чертой его была мудрость.
Современник пророка Даниила — пророк Иезекииль, благодаря этим чертам в его характере, ставил его наравне с Ноем и Иовом (Иез. 14:4–20), а по мудрости считал его недосягаемым среди людей (Иез. 28:3). Один из последующих преемников Навуходоносора — Валтасар — также свидетельствует о его необыкновенной мудрости (Дан. 5:14). Следует отметить и еще одну черту — молитвенное настроение Даниила (Дан. 2:18; 6:10; 9:1–19). Он молился в единении со своими друзьями. Он исповедовал свои грехи и грехи народа своего, неотступно прося Господа о помощи.
В школе Даниил находился три года. По окончании ее воспитанники, и в том числе Даниил, были представлены Навуходоносору для испытания. И Даниил оказался в десять раз выше тайноведцев и волхвов, бывших в его царстве. Ввиду этого он был определен служить непосредственно при царе. «И был там Даниил до первого года царя Кира» (Дан. 1:21).
Таким образом, Даниил находился на этой службе в течение сорока пяти лет в царствование Навуходоносора и при его преемниках.
В течение этого времени Даниил оказал много услуг царям Вавилонским в объяснении неведомых и тайных предметов. Это упрочило его положение при дворе. После падения династии Навуходоносора, при Дарии Мидянине, он является одним из трех начальников над ста двадцатью правителями государства. И Дарий намерен был поставить Даниила во главе государства (Дан. 6:1–4).
«И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Дан. 6:28).
При Кире Персидском было разрешено иудеям вернуться на родину. Сам Даниил не вернулся в Иудею. Возможно, этот указ не распространялся на лиц, находящихся на государственной службе. А может быть, Даниил добровольно остался при дворе, чтобы быть полезным для своих сограждан, как оставшихся в переселении, так и возвратившихся на родину. Они и на родине находились под властью царей Персидских. Неизвестно, где умер Даниил. Предполагают, что он умер в возрасте девяноста лет в Сузах — главном городе древнего персидского государства.
Покорив окружающие народы и будучи на вершине своего могущества, Навуходоносор задался целью основать всемирную монархию под владычеством Вавилона. Но Господь через сновидение показал ему несбыточность его планов. Этот сон приснился Навуходоносору во второй год его царствования. Он поразил его своей таинственностью. Но в минуту пробуждения Навуходоносор забыл его содержание.
Обеспокоенный сновидением, Навуходоносор приказал немедленно созвать всех мудрецов. Являясь столицей величайшего, того времени, государства, Вавилон был центром мудрости и знаний. При главных храмах находился целый штат мудрецов или волхвов. С вершин храмов они следили за движением небесных светил. По ним они предсказывали будущее, разъясняли таинственные явления. По составленной карте звездного неба на то или другое число толковали, что должно совершиться в природе, в политической и частной жизни. Эта наука называлась астрологией.
Призвав мудрецов, царь потребовал от них немедленно напомнить и разъяснить содержание забытого сна. Он обещал награду за выполнение его желания (Дан. 2:6). Но мудрецы объявили, что его требование могут исполнить только боги, которые не обитают между людьми. Тогда Навуходоносор отдал приказ казнить их всех. Из опасения ответственности, исполнители распространили этот приказ и на учеников, в том числе и на Даниила с его друзьями (Дан. 2:12,13).Тогда Даниил испросил у царя отсрочку. Вместе со своими друзьями Даниил просил Бога дать ему откровение. Господь услышал молитву. Даниил возблагодарил Бога и явился к царю (Дан. 2:24,25). Он обстоятельно рассказал, какая мысль занимала царя перед сном, и что ему приснилось. «Что будет после сего?» — вот о чем думал Навуходоносор перед сном. Рассказав сновидение и истолковав его, Даниил сказал в заключение, что Бог дал ответ Навуходоносору этим сном, сказав, что будет после сего.
Навуходоносор был поражен точным изложением сна. Он прославил величие Божие (Дан. 2:46,47) и наградил Даниила. А когда тот закончил свое образование, Навуходоносор поставил его начальником Вавилонской области и главою всех мудрецов. Но Даниил упросил царя передать управление областью Седраху, Мисаху и Авденаго. А сам он остался при дворе царском.
Говоря о жизни Даниила, нельзя обойти молчанием его друзей Анания, Азария и Мясаила, уведенных вместе с ним в плен. Они все были связаны узами крепкой дружбы. Находясь в плену Вавилонском, они еще более сблизились между собой, и их дружба стала более глубокой. Они вместе учились в дворцовой школе, вместе они в молитве обращались к Богу со своими нуждами. Любя свою родину, они стремились и на чужбине быть верными законам своего разрушенного государства.
Но вот Анания, Азария и Мисаила, или, как их называли в Вавилоне, Седраха, Мисаха и Авденаго, постигло большое испытание (Дан. 3:1–23).
В то время, когда они уже занимали высокие посты начальников в Вавилонской монархии, Навуходоносор велел поставить золотую статую в равнине Деир, в восьми километрах от Вавилона. Открытие статуи было торжественным. Изо всех областей приехало много народа. Ее несли знатные лица и жрецы перед народом. Воздух оглашался криками ликования. Наконец, статуя была установлена. Главный жрец совершил возлияние перед статуей, помазал ее, и избран был особый священнослужитель для совершения служения.
И когда, наконец, раздался звук музыкальных инструментов, весь народ, во главе с царем, упал ниц и поклонился статуе, как новому божеству. Все это было совершено по приказу царя. По окончании торжества царь хотел дать знак к открытию различных увеселений. Но в это время некоторые из его царедворцев подошли к нему и донесли, что Седрах, Мисах и Авденаго отказались выполнить приказ царя и не поклонились этой статуе, как божеству. Это неповиновение влекло за собою для виновного страшную казнь: сожжение живым в раскаленной печи.
Несомненно, поводом к доносу послужила зависть к чужеземцам, достигшим успеха и благоволения у Навуходоносора. Удостоверившись, что Седрах, Мисах и Авденаго отсутствуют на торжестве, Навуходоносор пришел в ярость. Он велел немедленно привести к нему юношей. Когда Седрах, Мисах и Авденаго явились, Навуходоносор предложил им публично поклониться статуе, как божеству, чтобы этим поступком оказать честь царю и почитаемым им богам, а также снять с себя обвинение. Но юноши отказались это сделать.
Тогда в страшном гневе Навуходоносор велел бросить юношей в раскаленную печь, которая находилась вблизи от места, где совершалось торжество. Приготовить печь было легко. Вокруг Вавилона находились нефтяные источники. Требуемая температура была быстро достигнута. Казнь совершалась публично. Юношей связали и бросили в раскаленное жерло. Печь была так раскалена, что исполнители казни сами были убиты нестерпимым пламенем. Юноши должны были умереть. Но каково было удивление царя и всех присутствующих, когда они увидели, что юноши оставались совершенно невредимы. И вдруг раздалось пение, которое поразило всех.
Изумленный Навуходоносор нагнулся, чтобы посмотреть в печь. Он увидел, что они ходят свободно среди пламени, а с ними находится и еще четвертый юноша. Тогда Навуходоносор приказал Ананию, Азарию и Мисаилу выйти из печи. Они вышли, и целая толпа людей окружила их. Ни волосы, ни одежда, ни они сами не подверглись никакому вреду от огня. Пораженный чудом, Навуходоносор прославил Бога и строго запретил хулить Бога Седраха, Мисаха и Авденаго. Трех юношей он сделал начальниками Вавилонской области. До этого времени они, очевидно, были наместниками Даниила.
Что касается Даниила, то его от этого испытания спасло его новое имя — Валтасар (князь Ваала), данное ему Навуходоносором в честь бога Ваала. В то время человек, носящий имя божества, одним своим именем мог творить чудеса и сам уподоблялся божеству.
Прошло несколько лет после этих событий. Навуходоносор закончил войны. Он сделался властелином могущественного государства. Наступил мир. Он занялся своим любимым делом — строительством. Да и государственные дела требовали много времени и энергии. И он скоро забыл о предупреждениях Божиих.
И вот Господь снова, через сновидение, предупреждает Навуходоносора (Дан. 4:7–14). Это сновидение, как первое, также было необычайным. Опять были созваны мудрецы со всей страны. Навуходоносор теперь помнил содержание сна и рассказал им его. Но мудрецы снова оказались бессильными истолковать его.
Тогда царь обратился снова к Даниилу. Услыхав содержание сна, Даниил «около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его» (Дан. 4:16). Наконец, Даниил воскликнул: «Господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!» Этот сон служил предупреждением для царя, что его постигнет страшная болезнь, которая будет продолжаться семь лет (Дан. 4:17–24). «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным: вот чем может продлиться мир твой» — сказал в заключение Даниил. Но Навуходоносор был слишком высокомерным и самоуверенным человеком, чтобы обратить должное внимание на предупреждение. Прошел год. Все было спокойно. Сон можно было отнести к числу неисполнившихся. Но у Бога не остается бессильным никакое слово. Так случилось и с Навуходоносором.
Ровно через год Навуходоносор, по своему обыкновению, вышел на кровлю своего дворца отдохнуть и полюбоваться городом. Вид, открывшийся перед его взором, был так красив и великолепен, что Навуходоносор воскликнул с гордостью: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» Но едва он закончил речь, как над ним прогремел голос с неба: «Царство отошло от тебя!» (Дан. 4:27,28).
Предсказание исполнилось. У Навуходоносора открылась страшная форма душевной болезни — ликантропия. Эта болезнь заключается в том, что человек считает себя животным, начинает вести образ жизни животных, чуждается людей. Он действительно ел траву. У него отросли волосы, и ногти стали как у птицы. Через семь лет рассудок вернулся к Навуходоносору. С глубокой благодарностью он обратился к Богу за возвращенное ему здоровье. Он обратился к народу с указом, в котором подробно рассказал историю своего страшного испытания. Навуходоносор царствовал сорок три года.
В этот период образовалось большое Персидское государство. Историки единогласно считают основателем его Кира. Кир был крупнейшим политическим и военным деятелем своего времени. Покорив Мидию и присоединив ее к своему государству, он, в течение короткого времени, завоевал Армению, Каппадокию и Лидию. Затем Кир направился к Вавилону. Войска шли одновременно и с севера и с юга. Вавилонская монархия не могла быть прочной, так как была основана на завоевании и угнетении. Среди народа были волнения. Присоединенные государства стремились к национальной независимости.
Валтасар, находясь в неприступных стенах Вавилона, был уверен в полной безопасности своей столицы. Он вел беспечный образ жизни. Однажды он устроил особенно великолепный пир для начальствующих своей армии. Сам царь присутствовал на пиру и пил вино вместе со своими подвижниками. Чтобы усилить торжественность пира, он приказал принести сосуды, взятые из Иерусалимского храма. «И пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его» (Дан. 5:3). Но вот среди этого пира вдруг на стене показалась человеческая рука и стала писать на стене какие-то непонятные слова незнакомыми буквами. Царь очень испугался и изменился в лице. Он закричал, чтобы немедленно позвали мудрецов разъяснить надпись. Тем, кто прочтет и разъяснит ее, он обещал большую награду. Но собравшиеся мудрецы молчали и стояли в немом изумлении перед ней. Чем дольше длилась неизвестность, тем больше происходило замешательство. Веселый пир сменился смертельным ужасом и тревогой.
В это время в зал, где происходил пир, вошла царица. Она помнила о чудесной мудрости Даниила, которую он проявил при Навуходоносоре, и предложила обратиться к нему за разъяснением этой страшной надписи. Даниил был приведен к царю. Он выслушал желание царя прочитать и объяснить ему появившуюся надпись. Но Даниил, прежде чем начать читать и разъяснять написанные слова, напомнил Валтасару о славе Навуходоносора. Он напомнил, что Навуходоносор был величайшим властелином мира, перед которым трепетали народы. Но за свою гордость он подвергся унижению и, потеряв рассудок, жил подобно зверю. Но он обратился к Богу, и Он помиловал царя.
Затем пророк Даниил указал, что сам Валтасар ничему не научился из этого случая и позволил на этом пиру оскорбить Бога, взяв «сосуды дома Его». «Ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил». Поэтому и послана кисть руки, чтобы начертать эти слова.
Потом, обратившись к стене с надписью, пророк Даниил прочитал слова: «мене, мене, текел, упарсин». Эти слова означают следующее: «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким. Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». Толкование было ужасным. Но несмотря на это, Валтасар приказал дать обещанную награду Даниилу и назначил его третьим правителем в государстве.
Но судьба царства была решена. В ту же ночь исполнилось предсказание. Кир, не надеясь взять город приступом, употребил хитрость. Он отвел воду Евфрата в особый канал, по руслу реки проник беспрепятственно в город и овладел Вавилоном. Валтасар погиб во время ночного смятения. С его смертью закончилась династия Навуходоносора. Вавилонское государство потеряло свою независимость и вошло в состав Персии. Сохранился клинописный текст манифеста самого Кира. В нем говорится, что многочисленные войска персов мирно вступили в Вавилон.
Оставаясь верховным властелином нового мирового государства от Индии до Дарданелл, Кир поставил наместников в завоеванных им областях. Наместником Вавилона он сделал Дария Мидянина.
Дарий Мидянин разделил Вавилонию на сто двадцать провинций. Над правителями этих провинций — сатрапами — он поставил трех начальников. В числе их был и пророк Даниил (Дан. 6:1,2). Так как Даниил обладал необыкновенным умом, честностью, то Дарий предполагал его сделать своим наместником и даже соправителем.
Возвышение Даниила возбудило зависть среди вельмож (Дан. 6:3,4). Желая погубить пророка, они предложили издать указ, чтобы в течение месяца не молился никто другому богу, кроме его, Дария. За нарушение указа виновные должны быть отданы на растерзание зверям. По воззрениям того времени, цари были своего рода богами и им воздавались божеские почести. Так было и в Вавилоне. Дарий, не подозревая злого умысла, подписал указ.
Даниила не смутил этот указ. В течение всего времени своего пленения он имел обыкновение ежедневно три раза преклонять колени и молиться Богу. Окна в его комнате были устроены так, что открывались по направлению к Иерусалиму. Как пророк поступал раньше, так он продолжал делать и теперь.
Убедившись, что пророк Даниил явно нарушает указ, вельможи немедленно донесли об этом Дарию. Они надеялись привести Дария в ярость, гнев. Но царь, узнав, что нарушение касается Даниила, опечалился и даже хотел отменить указ. Но вельможи, пользуясь слабохарактерностью Дария, принудили его дать распоряжение привести в исполнение казнь над пророком Даниилом.
По соседству с Вавилоном находился зверинец, где содержались дикие звери. Они предназначались для охоты или для казни преступников. Их содержали в особых помещениях или во рвах. И вот в ров львиный был брошен престарелый Даниил. Прощаясь с Даниилом, царь сказал ему: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» (Дан. 6:16).
Как только Даниил был брошен в ров, принесли камень и положили на отверстие рва. Царь запечатал его своим перстнем и перстнем своих царедворцев. Опечаленный царь отправился во дворец, где провел ночь без сна, думай о Данииле. Что касается Даниила, то он, находясь во рву львином, молился так же спокойно, как он это делал в своей комнате.
На рассвете царь поспешил ко рву. Он нашел Даниила невредимым, велел освободить его и приказал туда бросить самих клеветников, вместе с их семьями. Львы тотчас же растерзали их (Дан. 6:24). Тогда Дарий издал повеление, чтобы во всякой области его царства трепетали и благоговели перед Богом Даниила.
Даниил не только истолковывал царям сновидения, но и сам удостоился откровений. Эти видения записаны в книге Даниила в 7–12 главах. Они излагали будущую судьбу, как его собственного народа, так и окружающих государств. Ему было открыто, что на смену Персидской монархии выступит новая монархия — Греческая. Он предсказал, что народу иудейскому придется перенести гонение от некоторых властелинов.
Но особенно замечательно его пророчество о Христе. С предельной точностью он предсказал время явления Христа, Его крестную смерть, разрушение храма и прекращение ветхозаветных жертв. Сам Господь уделяет особое внимание пророчествам Даниила (Мф. 24:15; Мк. 13:14; Лк. 21:20). Господь подтверждает историческую действительность личности пророка Даниила, а также и важное значение его пророчества.
Даниил был уже в престарелом возрасте. Приблизилась кончина великого пророка. И он мирно отошел к отцам своим, пройдя трудный, но славный путь, совершив предназначенное ему служение.
«А ты иди к твоему концу, и успокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней».