+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1978 г.

«Уметь жить» — что это значит?

Леонид Тарасов

Тема «Уметь жить» — огромная. Она, помимо жизненного опыта, требует еще и немалой эрудиции. Тем не менее, каждый человек, пройдя жизненный путь или хотя бы значительную его часть, вправе поделиться своими наблюдениями и выводами, имея в виду младшее поколение. Если бы сборник таких суждений и советов мог послужить справочником в жизненных вопросах, то цель была бы достигнута. Такой справочник пригодится не только отрокам и юношам, но и многим взрослым. Если в нем и нет исчерпывающих ответов на все вопросы и не охвачены все оттенки человеческих отношений (что вряд ли и возможно), однако дается ключ, которым можно отомкнуть всякую возникшую неясность, всякое сомнение. Этот ключ:

Дух важнее тела. Всякий свой подход определяй здравым разумом при твердом духе, с верой в Бога, с бодрой надеждой и с любовью. И тогда он будет правилен, Этот ключ не выдуман. Он почерпнут из Вечной Книги, имя которой — Библия.

ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ?

Что значит «уметь жить?»

В голоде: краюшка хлеба нам кажется пиром. В холоде: теплый уголок для нас рай. В горе: маленькое слово утешения — отрада. В нужде: маленькая помощь — благодать.

Такие минуты мы часто вспоминаем в жизни как самые лучшие, счастливые. Итак, в несчастье бывает счастье.

Сколько же сытости, тепла, добра и благополучия ежедневного мы не замечаем в достатке целых лет. И много нам всего и часто мы при этом бываем злы, недовольны или терзаемы завистью, тоской и ненавистью. Итак, в счастье бывает несчастье.

Что же есть счастье, а что несчастье?

Когда на душе у нас светло и чисто и тепло, хоть бы стужа, голод и грязь были вокруг, это — счастье. Когда на душе у нас скверно и грязно, хоть вокруг уют и достаток, это — несчастье.

О, если бы жизнь прожить, чтобы на душе было всегда светло и бодро!

Конечно, нет такой науки, которую можно выучить, чтобы обеспечить себе счастье. Обыкновенно жизнь учит сама и при этом больно бьет за ошибки. Опытом человек доходит до понимания, что было правильно, а что неправильно в его делах и поступках, если у него сложилось понятие и вера в высшую духовную ценность.

Но надо помнить, что счастье человека, если понимать его именно так, зависит от него самого. Недаром говорится, что каждый кузнец своего счастья. Это действительно только тогда, когда человек в основу своей жизни берет вечное, т. е. Бога.

Разны люди на свете, разны у них переживания и опыты и потому наука жизни у каждого может быть иная. Которая же из них истинна? Лишь та, что ведет человека к нравственной высоте. Лишь та, которая определит у него жизненный вкус к этому. Лишь та, которая заботится о миропонимании человека следовательно, прокладывает пути к вечному.

Наука жизни устанавливает в главном: отношение человека к Высшему над людьми (к Богу), к другим людям, к себе, и вообще ко всем вещам и явлениям вокруг нас.

ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ?

Что есть цель жизни? Как относиться к жизни?

Жизнь это прежде всего связь человека с окружающим его миром. Жизнь это движение вперед. Она течет. Она требует идти с ней вместе, а для этого ее нужно любить. Отстать от жизни — ужасно. Она где-то захлестнет и задавит.

Некоторые говорят, что жизнь — это хорошая еда, сон, развлечения и т. д. Да, это жизнь, конечно, но это жизнь крота. Для человеческой жизни еще нужны глаза — не только те под роговой оболочкой, а те, которые способны смотреть в пространства вечные, которые иногда одной минутой зрения могут осмыслить и осветить всю жизнь человека.

Также многие думают, что цель и смысл жизни в зажиточности или в семье, работе, деятельности и т. д. Они очень часто портят сами ежедневное настроение души своей и других, добиваются целей с мукой, беспокойством, терзанием и, даже добившись, ничего, в сущности не получили, ибо терзаются и дальше. Они видят цель жизни где-то далеко.

Цель жизни совсем не в этом. Цель и смысл жизни в том, чтобы, идя к любому из указанных достижений, сохранить благое, бодрое состояние духа у себя и у окружающих и избежать всякого зла. Путь, к какой угодно высокой цели, окруженной злобой, бессмыслен.

Таким образом, сама цель жизни, сколь бы ни был далек путь к любым достижениям, всегда близка. Она вот тут на каждом шагу нашем, ибо сами средства являются главной целью на пути к любым целям.

Ты каждый день достиг жизненной цели, если душа твоя в этот день обрела нравственный мир и способствовала тому же у окружающих. Пока течет жизнь, цель эта поминутно должна достигаться.

Какова бы ни была кипучая деятельность и полезная работа, но кто пожалел человека, кто помог, кто простил, тот больше всего сделал, больше всего достиг.

Подчеркни: в этом — цель жизни, ибо она постигается через нравственность и любовь. Все остальное приложится само, так как деятельность появится, если ты энергичен, семья, пища и одежда будут у тебя вследствие природных последствий, дарованных свыше, как это у животных. А больше того, что нужно, не стремись иметь.

Есть пословица: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Именно значит: нужно есть, чтобы жить, а жить нужно для чего-то иного. Что же это иное? Вот это иное пусть и ищет человек. Он должен в течение своей жизни успеть получить ответ, что есть это ИНОЕ, и обрести его. Как важно, если человек поймет, что это «иное» выходит из пределов земного в жизнь бесконечную, что это иное — Бог.

По жизни нужно идти не просто так, как попало, а все время всматриваясь, ища и прислушиваясь. У жизни надо учиться, чтобы побольше познать, покрепче рассудить. Это — мудрость. Она не должна быть горда и зла. И тогда она называется смиреномудрием.

Учиться у жизни — воспитывать себя. Воспитание родительское и школьное кончается, самовоспитание не кончается до самой смерти. Ошибка многих в том, когда они думают, что в двадцать лет с воспитанием покончено. Каков, мол, вышел, таков и будет. Они-то именно не понимают, что главное воспитание только начинается. Жизнь — самый серьезный воспитатель, а собственный ум, сердце и воля — наставники, если человек их сам в себе развивает. Считая себя законченными, эти люди проживают жизнь, как живется, и из своего прошлого еще делают образец. Нужно и даже должно ценить прошлое, но люби также настоящее, интересуйся окружающим тебя, чтобы быть всегда современным, даже если ты старик.

Быть современным, в сущности значит быть не гордым, значит не стесняться учиться у жизни, какова она есть, не ковать в звезды свое собственное прошлое, не молиться на него. Но ни современное, ни прошлое нельзя делать идолом. Язвы века должно разуметь.

О ТЕЛЕ, ДУШЕ, О ДУХЕ И БЕССМЕРТИИ

Что есть дух, а что душа? Триединое объяснение природы человека (Мф. 10:39). Стареющая душа. Духовный росток. Реальность — триединое величие мира.

До сих пор еще в ходу старая античная формула: «В здоровом теле — здоровый дух». Надо признаться, что многих она сильно сбивает с толку. Как же так, говорят одни, первых христиан, например, истязали, мучили, тело их ослабевало, иссякали силы, дух же их подымался, вырастал? И в нашей обычной жизни мы часто встречаем людей с прекрасным здоровьем, кровь с молоком, но невероятно слабых духом: трусливых, нерешительных или безнравственных, бесхарактерных… И, наоборот, есть очень много людей весьма слабых здоровьем, но храбрых, решительных, нравственно стойких.

Нет, говорят другие, все это глупости: храбрость, стойкость, нравственность. Здоровый дух заключается в самосохранении, в приспособляемости, в живучести, в хорошем и нормальном отправлении всех природных функций.

И человек путается между этими суждениями, не зная как ему думать.

Но как прекрасно эта формула решается применением богословского толкования о теле, душе и духе как трех факторах человеческого естества. И действительно: «В здоровом теле — здоровая душа». Иначе и быть не может, ибо функции души суть: жизнедеятельность, жизнь как питание, сон, движение, размножение. Когда телесный аппарат исправлен, жизнедеятельность нормальна. Аппарат испортится, жизнедеятельность нарушается. Здесь одно есть следствие другого. Чувства страдания или удовольствия в душе побуждаются: болью тела, голодом, холодом или здоровьем, сытостью, теплом и т. п. Со смертью тела жизнедеятельность кончается. Так и у животных, и у растений.

Совсем другое дело дух. Он не есть функция ни тела, ни души. Его, признаки, мысль, сознание, чувство-эмоция. Тело может чахнуть, дух может расцветать. И, наоборот, тело и душа — цвести, дух — хиреть. Чувства страдания и удовольствия присущи также и духу, но у него другие побудители: жадность, зависть, ненависть или любовь, сострадание, благодарность, правда и т. д. Дух — независим. Со смертью тела дух остается, ибо бессмертен. К сожалению, триединое объяснение природы человека не применяется в обиходном наречии, и мы вынуждены пользоваться чаще общепринятым двуединым обозначением: «тело» и «душа». Душой мы называем: то душу, как таковую, в отличие от неодушевленных предметов, которые не питаются, не двигаются и не размножаются (не одушевлены, т. е. не имеют души), то дух нечто способное мыслить, верить, сознавать, сожалеть, любить и т. д. Эта неточная терминология укоренилась, и о подлинном значении слов догадываются по смыслу. Например: душа болит, бездушный человек — речь о духе.

Так же это было и в древних языках. Например, звучащие для многих парадоксом, слова Евангелия: «Сохранивший душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня, сохранит ее» (Мф. 10:39). Смысл этих слов: Сохранивший душу свою (т. е. жизнь), потеряет дух, а потерявший душу свою (т. е. умерший) ради Меня, сохранит дух (т. е. будет бессмертен). Когда говорят «стареющая душа», подразумевается именно «душа», а не «дух», потому что дух не может постареть. Он может захиреть в любом возрасте или, наоборот, возрасти, окрепнуть. В этом смысле старик может оказаться «молодым», а молодой — «стариком».

Поэтому истинная наука жизни должна заботиться не о житейщине, не о смертной душе, ибо таковая зависит от развития тела и сама приложится при добром здоровье, как и у животных, а о бессмертной душе как духе.

Понимая Бога, как высшую живую Правду, Чистоту, Дух абсолютный, можно жизнь вечную, т. е. переход в Мир Вечного Духа, рассматривать как слияние с Богом. Христос назвал это рождением свыше (Ин. 3:5).

При всей логичности такого рассуждения многие в это не хотят верить. Однако надо знать, что РЕАЛЬНОЕ, т. е. все на самом деле существующее, переходит далеко за рамки нашего близорукого зрения, осязания, слуха и прочих обычных чувств. Реальное в его целом нельзя увидеть без еще одних глаз, называемых духовными очами. И реализм, отвергающий все то, что он не видит обычным взором, вертящийся весь в границах осязаемого материального мира, смело можно назвать слепым реализмом.

Так навозный жук не подозревает, что вне навозной кучи существуют дома, города, государства, науки, искусства и прочее.

Мир Вселенной велик не только в своих планетарных пространствах, бесконечных телах, лучах и спектрах. Он велик также и в своем движении и в силах могучей энергии. Но он еще более велик также и в своей духовной одушевленности. Он триедино велик, он триедино реален.

«Уметь жить» — это значит всегда быть в контакте с Подателем жизни — с Богом, ибо только Прикосновение к вечному, неумирающему делает нашу жизнь осмысленной и реальной.

Юноше, вступающему в жизнь, да и каждому человеку надо знать конечную цель жизни. И не только знать, но и стремиться к ее достижению. А эта цель — в познании Бога и Его любви.

Архив