Вера и Жизнь 3, 1981 г.
- Кварт
- Чувство единства
- Вторая жизнь
- Для размышляющих
- Христианин
- Источник силы
- Как бороться с одиночеством
- "Некто"
- Нежность
- Есть о чём подумать
- Читатель советует
- "Стой, где прошёл огонь!"
- Пшеница
- Сноп солнца
- Солнце улыбается
- Сколько вам лет?
- Не всегда тучи... первая радуга
- Бесы
- Январь
- Великая сила
- Слово Божие, как миссия
- Открытая дверь
- Я предпочёл бы
- Пожелания
- На прочном фундаменте
- Для размышляющих
- Чтобы понять друг друга
- Зависть
- Для больших и маленьких
На прочном фундаменте
«А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего; Бог мой услышит меня. Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь — свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. И увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» (Мих. 7:7–10).
В книге пророка Иеремии (Иер. 9:4) мы читаем, что пред Вавилонским пленением, прежде нежели Иерусалим был в первый раз разрушен, земля опустошена и иудеи отведены в плен, среди иудеев, кроме греха идолопоклонства, которым они заслужили наказание, сильно также господствовали неверность, лживость, лукавство, вражда, ненависть и зависть, а любовь совершенно угасла, потухла. Когда так бывает, то Бог удаляется из места обитания таких пороков, будет ли это страна, город или даже сердце человеческое. А за удалением Божиим следует совершенная гибель.
Перед первым разрушением Иерусалима в нем парила такая неверность, что ни один человек не смел верить другому, все старались только о том, как бы одному обмануть другого. Только об этом заботились они в сердце своем, а это и было причиною их гибели и падения.
Пророк Михей также на это жалуется говоря: «Горе мне! ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть» (Мих. 7:1–2). Где так бывает, там люди сами себе с большим усердием роют яму погибели. Но пусть посмотрит каждый вокруг себя, не то же ли и в наше время происходит? Погибель наша пред глазами нашими, ибо она происходит из нас самих.
Дай, Боже, чтобы мы познали это и отвратились от злых наших помыслов, изменили наши злые, враждебные сердца и полюбили мир и истину. Если этого не случится, то нашим горестям невозможно ничем помочь.
Однако, чтобы в это печальное время благочестивые люди не оставалось без утешения, нам нужно обратить свои взоры в прошедшее и посмотреть, чем в прежние времена утешались огорченные такими бедствиями и несчастиями сердца.
Пророк Михей, как бы перстом, указывает нам на утешение, говоря: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего». Это — первое утешение. Второе утешение: «Бог мой услышит меня». Третье утешение: «Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану». Четвертое утешение: «Хотя я во мраке, но Господь свет для меня». Пятое утешение: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною». Шестое утешение: «Тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его». Седьмое утешение: «И увидит это неприятельница моя и стыд покроет ее, говорившую мне: где Господь Бог твой?»
Первое утешение: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего». Здесь нам преподается наставление о вере и надежде, которые, подобно двум зорким и бодрствующим глазам, должны во время скорбей и сильных страданий взирать на Бога. Чем больше скорбь, тем сильнее должна быть вера наша и надежда на Бога, ибо тогда нам нужно вспомнить, что нет столь великой скорби, от которой Бог не хотел бы и не мог нас избавить. Поэтому нам здесь следует научиться отвращать очи наши от временных скорбей и даже совсем забыть про них, а смотреть только на Господа, «от века устрояющего спасение посреди земли» (Пс. 73:12), как этому научает нас псалмопевец в 122 псалме.
Так как Бог оказывает нам помощь в Свое время, а не тогда и не так, как мы хотим, то после слов: «а я буду взирать на Господа» — следует упование на Бога, то есть вера, надежда и терпение должны быть вместе, как научает этому псалмопевец Давид, когда он вначале полагается на Бога и говорит: «Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» — но заключает надеждою на Бога, говоря: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся; и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26:1 и 13–14). Он же говорит: «Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра» (Пс. 129:5–6).
Если положено обетование на определенное время, оно исполнится. Если оно медлит, ожидай его, ибо оно непременно придет, не опоздает (Авв. 2:3). Но многие скорбящие души сетуют, что страдание слишком продолжительно. В ответ на это нужно сказать, что так должно быть для испытания веры, надежды и терпения. Это угоднее Богу всей славы мира сего. А если так угодно Богу, то почему же не хочешь ты, человек, ожидать терпеливо? Каждая вещь имеет свое начало и конец. И если не станут ждать конца, то ничего не может выйти. Плоды на поле, пока они еще не созрели, испытывают на себе неприятное, суровое дыхание многих ветров. Но когда приходит конец и они созревают, то получают сладкий вкус. Так и с нашими страданиями. Если их конца ждать терпеливо, то они приносят сладкий и мирный плод правды (Евр. 12:11), ибо апостол Павел говорит: «Надежда не постыжает» (Рим. 5:5). Почему? Потому, что она покоится на слове Божием, как на твердом камне, и потому стоит крепко против всякого нечестия. «Кто обращал взор к Нему, то просвещались, и лица их не постыдятся» (Пс. 33:6).
Второе утешение: «Бог мой услышит меня». Это великое утешение в скорби. Мы знаем и, несомненно, уверены, что Бог услышит молитву нашу. «Услышал Господь голос плача моего. Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою» (Пс. 6:9–10). «В тесноте моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» (Пс. 17:7). «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал, и спас его от всех бед его …Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс. 33:7 и 16). «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его» (Пс. 90:14–15). «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть… Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко» (Пс. 64:3 и 6). Здесь сказано, что Бог есть «упование всех концов земли и находящихся в море далеко». Но кто-либо скажет, что это были люди святые, а мы грешные. Библия говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Но Бог услышал их по Своему милосердию, когда они каялись и боялись Бога. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их» (Пс. 144:18–19). «Призрит на молитву беспомощных, и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа» (Пс. 101:18–19).
Третье утешение: «Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану». Хотя кощунствующий злой и коварный мир и радуется о злоключениях благочестивых и торжествует по поводу их бедствий (Ин. 16:20), однако враг их уничтожится и будет постыжен. «Ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не но изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Иер. 3:31–33). «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» (Пс. 144:14). «По милости Господа мы не исчезли; ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро» (Иер. 3:22–23).
Четвертое утешение: «Хотя я во мраке, но Господь — свет для меня». Когда нас обуревает скорбь, то это подобно тому, как если бы окутывала нас тьма. Тогда нас не узнают друзья наши, гаснет всякое утешение мира, мы сидим под смертной сенью, окружаемся презрением и клеветой. При такой тьме пробуждаются все дикие звери, львы и медведи, злые духи и злые люди, но Бог будет светом для сидящих в такой скорбной тьме. Бог освещает светом благодати прежде всего пребывающих в такой тьме. Он радует их посреди скорбей, так что и среди самых страданий ощутительно Его благодатное присутствие, как говорит об этом псалмопевец: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие» (Пс. 96:11). «Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен» (Пс. 111:4).
Пятое утешение: «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною». Если мы невиновны пред теми, кто приносит нам зло, то виновны пред Богом. Он есть Тот, по чьему суду все с нами происходит, поэтому и упоминается здесь «гнев Господень». Итак, знай, что все, творимое тебе злыми людьми, есть гнев Господень. Блажен же тот, кто терпеливо переносит свои бедствия и принимает их, как от Господа приходящие. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!» (Пс. 93:12–13). «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Иер. 3:26). Прекрасный пример этому Давид (2Цар. 15:25; 16:6).
Шестое утешение: «Тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его». Это сравнение взято от сидящего в совершенной тьме, о котором забыли, как о мертвом, и которого из глубокой тьмы вдруг выводят на свет. И как до этого он не видел ничего совершенно, кроме одной скорби и тьмы, так теперь он всецело поглощен радостью, созерцая прекрасное небо и свет солнца. Так же происходит во время бедствий крестоношения: когда это проходит, то является прекрасное Божие сияние небесного утешения, и тогда мы радуемся Божией милости и помощи. Так было с Иосифом (Быт. 41:38). Какой славный свет воссиял, когда прошла тьма его скорбей и бедствий! То же и с Давидом: с какою славою Бог извел его на свет! Каким славным царем был он после этого! Так же будет и в день суда Божия: когда Бог вырвет нас из сени смертной и приведет к свету, мы возрадуемся о милости Его.
Седьмое утешение: «И увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: где Господь Бог твой?» Здесь указывается наказание всем злым людям, которые радуются несчастию других: они облекутся в печаль. Затем такие хулители и поносители должны стыдиться, ибо собственное их сердце уверяет их, что они поступили не праведно. Ведь как должен был Семей стыдиться пред Давидом и Соломоном своего поступка! (2Цар. 19:19; 3Цар. 2:44). Не погибли ли филистимляне, издевавшиеся над Самсоном? (Суд. 16:30). «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его» (2Фес. 1:6–7). «Радовался ли я погибели врага моего, и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволил я устам моим грешить проклятием души его» (Иов. 31:29–30). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44–45).