+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1981 г.

Сколько вам лет?

Николай Водневский

1. ХОЧУ ЖИТЬ

«Хочу жить!» — таков лозунг всего человечества на протяжении всей его истории. Это свидетельствует о трех великих, неопровержимых фактах. Во-первых, о том, что человек не имеет жизни. Во-вторых, о том, что человек имел жизнь, но потерял ее. Наконец, о том, что эта жизнь есть. Иначе, как мог человек желать того, чего никогда не было и не существует?

Тысячи лучших умов работают над проблемой жизни. Но жизнь все так же далека от человека сегодня, как это было тысячи лет тому назад.

Небезызвестны, например, работы знаменитого профессора А. А. Богомольца по «продлению» жизни человека. Его ассистент, доктор А. Франкель, был личным врачом Сталина. Он располагал неограниченными средствами и новейшими данными науки, чтобы продлить жизнь великого диктатора до ста лет. Для этого были построены специальные клиники и лаборатории в Киеве, в Кисловодске, в Сочи. Это стоило миллионы рублей. Но все оказалось бесполезным. Смерть прошла и через закрытые ворота московского Кремля и нашла свою жертву. Не только двадцать семь лет, но двадцать семь минут жизни не могли дать десять лучших профессоров во главе с министром здравоохранения.

Жизнь человека на земле, по сути дела, есть постепенное умирание. Каждый стук сердца приближает человека к могиле. Старость не остановить выдергиванием седых волос. Она приближается со всеми последствиями непрошенным гостем.

Сколько вам лет? Вот исходная точка, откуда следовало бы человеку подумать о своей жизни на земле. Сколько вам лет? — вопрос не случайный, не редкий. Много раз мы слышим его в нашей жизни. Он всегда стоит перед нами, когда мы заполняем деловые бумаги. Мы простой арифметикой решаем задачу — сколько нам лет, каков наш возраст.

Все это должно приводить нас к мысли, что мы никогда не стояли на месте. Мы идем. Мы бежим. И еще больше — мы летим. Наши фотографии не дадут нас обмануть. Было шаловливое, беспечное дитя. Прошло несколько незаметных лет, и перед нами уже не дитя, а юноша или девица. Вчера юноша или девица, а сегодня — отец или мать. Еще немного и на лице появятся морщины, потолстеют и опустятся веки, выпадут зубы. И все это сделало время. Оно даже «камень крошит», а не только человека.

Тоска по уходящей жизни положила свою черную печать и на литературу, музыку и на народное творчество. Прислушайтесь к песне, когда из скорбной груди надтреснутый голос выводит:

Листья падают с клена,

Значит, кончилось лето…

Здесь не только тоска. Здесь безнадежность и отчаяние. Здесь даже страх перед надвигающейся зимой, зимой холодной, бесконечной…

Но только думая о смерти, человек способен искать жизнь. Думая о смерти, человек находит жизнь и учится разумно жить. Люди, скрывающие от других свой возраст, похожи на детей. Детям хочется быть взрослыми, как старикам хочется быть молодыми.

Не хочется человеку быть стариком. Не хочется умирать. Но, так или иначе, всякое исчисление имеет свое начало и свой конец. Отсюда сам собой напрашивается вывод: было начало и будет конец нашей жизни. Все мы приближаемся к какой-то развязке, к какому-то концу. Даже человек, никогда ни во что не верующий, однажды подумал и громко сказал:

— Я верю в смерть!..

Да, это, конечно, безошибочное заявление. Не мудрено верить в смерть, когда на земле ее праздник. Мы видим ее, торжество на каждом шагу.

Но для человека важнее всего знать, что о судьбе человека говорит Бог, его Творец. Это будет авторитетнее лучших логических рассуждений. Ведь только Тот, Кто положил в душу человека желание жить, знает истину о жизни. Он может открыть ее человеку. А Его Слово ясно и кратко определило путь человеческий:

«Человеку положено однажды умереть» (Евр. 9:27). А что же дальше? И Слово Божие продолжает: «А потом суд» (там же).

2. СУД СОВЕСТИ

Если бы смерть была только физическим умиранием, уходом «в ничто», тогда нечего было бы ее страшиться. Но что же наводит на человека страх и отчаяние перед лицом неумолимой смерти? Только ли неизвестность или нечто большее? Не сознание ли предстоящего суда, предстоящего отчета за всю земную жизнь перед Богом делает для человека смерть «ада страшнее?»

Человек хочет жить. Жить на этой земле, как бы ни тяжела была эта жизнь. С земли взятое (Быт. 2:7), тянется снова к земле. И в этом смысле, конечно, прав Максим Горький, когда говорил: «Рожденный ползать, летать не может» («Песнь о Соколе»).

Но да не забудет человек о своей бессмертной душе. Она имеет соколиную природу. Она может и хочет летать. Да не забудет человек о «дыхании жизни», которое вдохнул Бог в тело человека. Душу, живущую в теле, никто не может похоронить в земле. Правда, со дня согрешения Адама душа стала пленницей греха, но она стремится порвать оковы, вырваться на свободу, чтобы лететь в вечный дом, на небо. И горе тому человеку, кто всю жизнь держит свою душу в рабстве и слушает не ее голос, а голос плоти.

Вот почему человека не может насытить земная жизнь. Вот почему смерть стала «великим проклятием» для людей, неподготовленных к вечности. Даже самый смелый человек, без веры в оправдание Господне, без веры в ЕГО искупительную кровь, приходит в ужас при мысли о смерти. Многие вообще не хотят думать о смерти, но она никого не обойдет. И наше сознание говорит, что смерть — это еще не все. И Бог не только языком нашей совести, но и в Своем Слове говорит, что впереди — расплата за все, «что делал человек в теле худого или доброго».

Тысячи ярких примеров повествуют, как гордые и бесстрашные люди становились большими трусами перед встречей с потусторонним миром. А. С. Пушкин, из вполне достоверных свидетельств очевидцев дал потрясающее описание жестокой личности Емельяна Пугачева. Однако, его буйство и поразительное бесстрашие сменились на необыкновенную смиренность и даже трусость, когда он увидел топор палача. Пугачев, от жестокой руки которого погибли тысячи лучших людей России, никогда не верил в Бога. Но перед казнью, на эшафоте, он непрерывно крестился, глядя на собор. Кланяясь во все стороны, он говорил надрывающимся голосом:

— Прости, народ православный!.. Отпусти, в чем согрешил перед тобою, прости, народ православный…

Но народ православный его не простил.

Известно также о предсмертном страдании короля Англии Генриха Восьмого. «Корона пропала, слава пропала, душа пропала…» — воскликнул умирающий монарх.

Корона и слава — прах. Но вот гибель бессмертной души — действительно непоправимая потеря.

И сегодня миллионы людей, простых и знаменитых, больших и малых, остаются бесчувственными к вопросам души. Через свое упорство и непослушание воле Божией они сознательно подписывают себе страшный приговор.

Рассказывают, как однажды пьющий человек очень «расчувствовался». Это часто бывает у алкоголиков. Пришла к нему мысль о смерти, не отходит от него. Боль наполнила его сердце и он, опустив голову над столом; начал плакать.

— Что ты, друг, плачешь? Потерял ли что? — спросил его сосед.

— Как же не плакать, — отвечал он. — Больше, чем потерял.

— Что именно?

— Жизнь потерял. Вот что. Скоро умирать придется…

— И это не беда, — утешал его сосед.

— Ведь все мы умрем, никто на земле вечно не живет. Все перейдем в другой мир. Все там будем. Места хватит…

Пьяный поднял голову, немного подумал и спросил:

— Как, все там будем? И Петр Михайлович, мой кум, там будет?

— Ну, конечно, и он там будет, — ободряюще утешал сосед.

— О, тогда, право, не беда!.. Опять пьянка начнется… — воскликнул он.

И здесь устами нетрезвого человека проговорила истина. Действительно, все души пьяниц будут собраны в одно место. Учение о «чистилище» не находит подтверждения в Библии. Будут собраны в одно место не только души пьяниц. «Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая» (Отк. 21:8). Так сказал не человек, а Великий Бог. Он сказал — так есть и так будет.

Многих людей вывел Бог из беспощадной тирании Гитлера и Сталина. Много людей Бог избавил от суровой кары диктаторов. Много людей Бог привел в страны духовной и экономической свободы. И, тем не менее, большинство людей остаются неблагодарными Богу, живут в рабстве греха и беззакония. И всем этим людям, если они не обратятся к живому Богу, суждено снова увидеть и Гитлера и Сталина и многие десятки других безбожников-тиранов. И не только увидеть их, но жить с ними в вечности… Все люди, умирающие без живой веры в Иисуса Христа, как своего личного Спасителя, разделят судьбу великих грешников этого мира. Вот вся развязка человека, безразлично относящегося к спасению своей души. Другое дело — люди, никогда не слышавшие вести о Христе. Для таких людей у Бога есть особый план. Но в том и другом случае, суд совести остается на своем месте. И это есть величайшая трагедия мира.

Вот почему неспасенный грешник не может сказать словами апостола Павла: «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение».

3. ЕСТЬ ВЫХОД

Человек через живущий в нем грех потерял жизнь вечную. Поэтому он страдает. Человек не может успокоиться до тех пор, пока не найдет эту жизнь. А когда найдет ее, он видит все в новом плане. Он видит смерть не как умирание, а как переход из одного мира в другой, из мира временного, тленного в мир вечный, совершенный.

Только в таком смысле можно разуметь сердечное свидетельство великого мужа Божьего, апостола Павла: «Для меня смерть — приобретение» (Фил. 1:21). Да и не только апостол так свидетельствовал. Для многих тысяч душ, кто не был апостолом, жизнь все же была — Христос, и смерть была только приобретением, а не «великим проклятием». Об этом свидетельствовали тысячи душ и продолжают свидетельствовать сегодня. Иначе и быть не может для верующей души. Подумать только, что уже со дня рождения и до последнего вздоха жизнь на земле, по сути дела, есть страдание. Правда, в страдании скрыт великий смысл. Но кто из» нас не желал бы избавиться от постоянных забот, что принято называть житейской суетой, от тяжкого труда, от болезней плоти и многого другого? Полное и абсолютное разрешение этого вопроса имеет только верующая душа, переходя на другой берег бурной реки «к жизни вечной и святой». И этот берег видит душа верою, еще живя на земле. Такие люди спокойно встречают смерть. Они охотно дают детям наставления, дают советы родным и близким, благословляют остающихся. Такие люди с радостью ожидают встречи с Искупителем, потому что вся их жизнь — Он был. Лицо умирающего первомученика Стефана сияло перед иудейской толпой, как лицо ангела. Он умер под ударами камней богопротивников. Но еще на земле он духом видел Иисуса Христа, принимающего его душу в вечные обители.

Недавно я получил письмо из Германии от жены отошедшего в вечность брата Р. Семеро малолетних детей остались без отца. Их мать пишет мне:

«…Петра больше нет на земле. Он уже у Господа. 29 января его оперировали, но было уже поздно. Рак распространился по всему желудку. Врачи сказали: «Возьмите его, пусть дома умрет». Он много мучился. Но когда мы становились на колени и всей семьей молились, боли у Петра исчезали.

…Шесть недель он лежал дома. Наш дом стал домом пилигримов. Люди приходили и уходили ежедневно. И Петр каждому рассказывал об Иисусе Христе. «Вот-вот, может быть сегодня я Его увижу» — говорил он всем. Этому особенно удивлялись его сослуживцы-католики. Они еще никогда не видели такой смерти.

…На дому мы взяли причастие. Он сказал потом: «ах, как было мне хорошо сегодня!.. А ведь завтра будет еще лучше. Я буду в новой одежде целовать ноги Спасителя…»

Брат Р. умер христианином. Его вечность со Христом. Он вступил в жизнь вне времени и пространства. Эта жизнь вечна, как вечен Бог. Эта жизнь полная, истинная. Она не подвергается действиям закона тления.

Эту жизнь Бог по Своей великой любви и милости открывает каждому. В Единородном Сыне Своем Иисусе Христе Бог открывает нам эту жизнь и дает ее. Бог веками готовил мир, чтобы завершить и открыть людям чудный план спасения души, чтобы мертвых «по делам и преступлениям» воскресить к жизни. Это и есть единственный выход из безнадежности, дорога к жизни.

В разговоре с Никодимом, начальником Иудейским, Христос поднял завесу перед величайшей тайной и сказал: «Должно вам родиться свыше» (Ин. 3).

Только это рождение разрешает насущную проблему жизни. Трудно это было понять Никодиму. Не поймет этого плоть и кровь. Но, тем не менее, рождение свыше, или возрождение, остается реальным фактом. Мудрость мудрецов и сила сильных мира сего не могут дать человеку жизнь. Но Бог дает эту жизнь каждому, кто желает ее принять. Дух Святой, Который «дышит, где хочет», имеет силу возродить человека к новой святой жизни, жизни вечной.

Со времени Христа и до наших дней миллионы людей засвидетельствовали и продолжают свидетельствовать о своем втором рождении через принятие Христа, как личного Спасителя. И это не только слова. Сила преображающей крови Христа запечатлена на тысячах светлых примеров, когда духовно мертвые люди оживали. Люди, жившие в грехах и пороках, стали не только живыми и деятельными христианами, но и святыми.

Однако, как упавшее в землю зерно не взойдет, если не умрет, так и возрождению предшествует вера, что во Христе мы умираем для греха. Возрождению предшествует не только полное очищение совести и раскаяние в грехах, но твердое, определенное решение жить по слову Божию.

Бог удостоверил Свою власть над смертью, полную над ней победу. Воскресение Иисуса Христа дало право апостолу Павлу воскликнуть: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (2Кор. 15:55). Это же может сказать и каждая верующая, возрожденная от Бога душа. Победа Христа — победа для человека. Только нужно ею воспользоваться, чтобы можно было сердцем, переполненным радостью, петь: «Он смертью смерть поправ и сущим во гробах живот даровал». Жизнь, конец которой — кладбище, не есть жизнь.

Сила воскресения есть сила Всемогущего Бога. Она освобождает душу от оков греха. Она выводит человека на дорогу жизни по духу, а не по плоти. И если возрожденный, духовно воскресший человек, все таки желает жить на земле, то только с определенным желанием: трудиться для Царствия Божьего, исполнять Его волю. Только в этом возрожденная душа видит истинный смысл жизни.

Кто из читателей Ф. М. Достоевского не помнит, как мучилась совесть Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету? Сознание совершенного преступления не давало ему покоя. Проснувшаяся совесть преследовала его на каждом шагу. Он был доведен до отчаяния, почти до самоубийства.

Но Богу было угодно, чтобы несчастный студент услышал весть о чуде воскресения Лазаря Иисусом Христом. И никто другой, а обездоленная «девушка с улицы» Соня Мармеладова читает Раскольникову 11-ю главу Евангелия Иоанна:

«Иисус сказал ей: Я есмь Воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему:

(И как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силой прочла, точно сама во всеуслышание исповедывала):

«Так, Господи, Я верю, что Ты Христос, Сын Божий, Грядущий в мир».

Далее Соня читает о величайшем чуде воскресения, о новой жизни, которую принял Лазарь от Иисуса Христа.

«Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

«И он, — тоже ослепленный и неверующий, он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же» — мечталось Соне, и она дрожала от радостного ожидания.

И Соня Мармеладова не ошиблась. Слово Божие имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в совершенном преступлении. Слова Евангелия вписались в его сердце. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стал, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастьем. Он встал и поклонился в другой раз…» Раскольников исповедал свой грех не только перед Богом, но и перед властью, перед всем миром. Кто не боялся делать грех, не должен стыдиться сделать раскаяние. Только таким путем обреченному на смерть Раскольникову открылась новая жизнь. И хотя эта жизнь легла через ссылку в Сибирь, но это уже была жизнь Божия, новая, освобожденная. «Прошлое все прошло, теперь все новое» — вот гимн возрожденной души.

Я также рад свидетельствовать сегодня о жизни в эту пасхальную неделю 1953-го года. Есть жизнь для жизни, а не для погребения. Да, есть. Я принял эту жизнь, обратившись ко Христу, как моей единственной надежде. Он стал моим личным Спасителем. Я увидел мир в новом свете, будучи тридцати лет от рождения. Это было 14-го августа 1948 года. Этот день — мой великий праздник. Это день моего второго рождения.

Вопрос: сколько вам лет? — потерял для меня свой прежний смысл, у меня есть новое исчисление времени. Но и ему будет скоро положен конец. Апостол Иоанн слышал, как Ангел клялся «Живущим во веки веков», что «времени уже не будет». И это ли не радость для верующей души!?

Моя жизнь до обращения ко Христу не была жизнью. Мне стыдно о ней вспоминать. Тридцать лет вкушал Господний хлеб, дышал Его воздухом и ни разу не сказал: «Господи, спасибо!..» Это были пропащие годы. Они ничего не дали моей бессмертной душе. Правду сказал некто, что жизнь без веры в Бога это только слабое изображение жизни, но не сама жизнь. Жизнь без веры в Бога — истинно смерть есть.

И я давно уже вычеркнул со счета ту прежнюю, некрасивую жизнь, когда я не знал живого, спасающего Бога. Хорошо говорится в одной христианской песне: «Не зная Иисуса, я жизни не знал». И хотя мне давно уже «стукнуло» тридцать, но я смело говорю, что мне только пять лет. А впереди — вечность!.. Вечность со Христом!..

Христианам, для которых мысль о смерти — «ада страшнее», стоит задуматься. Есть пока время сделать переоценку ценностей. Какой жизнью мы живем сегодня? Ведь чадо Божье не может не тосковать по небу. Чадо Божье не может не чаять возвращения Христа. А Он грядет, не замедлит. Час встречи с Ним близок. Радует ли это вас, дорогой читатель? Живете ли вы жизнью Божьей? Бог побудил меня написать эти слова для вас. В них нет теологии, нет фантазии, а только то, что изведано и пережито на личном опыте.

Не желаете ли вы сегодня оставить прежнюю греховную жизнь?

Для этого обратитесь к Богу. Ваш верный Ходатай — Иисус Христос. Он даст вам новую, победную жизнь, жизнь вечную.

4. ДОРОЖИТЕ ВРЕМЕНЕМ

Время — основной фактор нашей жизни. Вся земная жизнь связана со временем. Бог дает нам время для определенной цели: решить вопрос спасения бессмертной души. Он объявил об этом устами Христа в назаретской синагоге:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня проповедовать Лето Господне благоприятное» Лк. 4:19

Христос, читая 61-ю главу Исаии, остановился на этих словах, отдав книгу служителю. Он преднамеренно не закончил предложение, где говорилось не только о благоприятном лете, но и о «дне возмездия».

На всякое дело есть свои сроки, свое время, свой сезон. Земледельцы это особенно хорошо знают. От сроков посева зависит урожай. Зимой, когда земля закована морозами, никто не сеет. Весной не собирают урожай.

Писание учит, что и для спасения души есть благоприятное время, и есть неблагоприятное время, есть «лето» и есть «зима».

К сожалению, очень немногие люди думают о сроках. Большинство спасение души откладывают к концу дней, о котором никто, кроме Бога, ничего не знает. Бог говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым» (Быт. 6:3).

Нужно всем знать, что надежды на молитвы за умерших тщетны. Это человеческая и даже сатанинская выдумка. О спасении за гробом Библия не говорит ни слова. Наоборот, Евангелие учит, что Христос потому и пришел в мир, чтобы на земле дать людям спасение. А если бы была возможность спастись за гробом, Христу не нужно было приходить в мир и отдавать Себя на крест. Нет нужды проповедовать Евангелие, если есть за гробом спасение. Потому проповедуется Евангелие, что только на земле, уверовав во Христа, может получить человек спасение. Всем известно, что лекарства для мертвых не покупают и после смерти врача не зовут. Теперь, пока могут слышать уши наши зов Божий, пока наш ум может воспринять Его план спасения — время спасения нашего. Миллионы людей умерли и умирают неспасенными в то время, когда спасение души было рядом. Все, кто таким образом погибли и оказались в вечности без Бога, могли бы спастись, если бы хотели.

Путь спасения прост и понятен даже ребенку. Для спасения нужно меньше времени, чем для обеда, меньше, чем выпить стакан воды. Можно спастись в одно мгновение.

Как?

«Кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32; Деян. 2:21; Рим. 10:13). Сколько нужно времени, чтобы с сокрушенным сердцем призвать Господа?

Спастись можно за секунду, а Бог дает иным 50: иным 60 и 70 лет и люди не спасаются, а говорят: «подождем немножко, еще рано…»

Но никто из людей не знает ни дня, ни часа своей смерти. Тот, кто думает покаяться в 11 часов вечера, обыкновенно в 10 умирает. Говорить: «я еще успею примириться с Богом» — очень неразумно. Ожидающим последнего момента для покаяния Бог не дает этого момента. Почему? Псалмопевец Давид отвечает в своей молитве: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (2Цар. 22:26–27).

Какое время можно считать наиболее благоприятным для принятия спасения? Лучшее время прийти ко Христу — когда Он зовет. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». «Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения». «Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердец ваших» — предупреждает Писание.

«Ищите Господа, когда можно найти Его», советует пророк Исаия. Это значит, что будет время, когда найти Его будет невозможно.

Николай Водневский

Пасха, 1953 г.

Архив