Вера и Жизнь 5, 1984 г.
- От сердца к сердцу
- Жизни новое начало
- Свет далёкой звезды
- День за днём
- Нести людям радость
- Ориентир счастья
- Скала спасения
- Признавать и верить
- Мысли вслух
- Ориентир
- Над миром ночь
- Сила слова
- О самом главном
- Мысли вслух
- Только шаг
- При вечерней звезде...
- День за днём
- Ключ к пониманию
- Одна из многих
- Хочу знать
- О проблемах сердца человеческого
- В руках мастера
- Церковь в катакомбах
- И камни говорят...
- На распутье
- Ожидание и готовность
- Добро и зло
- Куда идёт человечество?
- Библейские термины
- Вашим детям, вашим внукам
- Отовсюду
- Письма
- Нужна опора
- Свет и тень
О самом главном
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3:1-12).
Была ночь, и Иисус был один. Спаситель мира отдыхал от трудов Своих. Тяжела была Его жизнь. Иудеи не веровали в Него. Фарисеи только о том и думали, как бы уловить Его в словах Его или исказить их смысл (Мф. 22:15). Даже и ученики Его не раз сомневались в мудрости Его поступков. И во всем жизненном странствовании Господа нашего мы видим, как сбылись слова пророка Исаии, который говорит о Нем, что Он был «муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3).
Посему, несомненно, для Иисуса Христа были дороги те тихие полуночные часы, которые Он проводил в молитве с Богом. Обыкновенно, когда все уходили на покой, Он удалялся на гору Елеонскую и там, в уединении густой листвы роскошных деревьев, изливал сердце Свое перед Отцом.
Но в эту ночь Он в комнате находился один, и это была комната, конечно, небогатая, потому что последователи Иисуса были люди простые и бедные, и не Ему она принадлежала, так как «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58).
Но вот чьи-то шаги послышались на безмолвной и опустевшей улице города. Кто это украдкой пробирается в тишине ночной? По богатому головному убору и широкому плащу было видно, что это не бедный человек. Это не был также посланный от какого-нибудь больного, так как не было заметно торопливости в его шагах, как это было, например, в том случае, когда к Спасителю пришел Иаир с мольбою об излечении его маленькой дочери (Лк. 8:42).
У двери скромного жилища в Иерусалиме стоял Никодим, один из семидесяти членов того верховного совета, синедриона, который ведал дела закона и судил преступников. Но не из этой среды были последователи Иисуса. Немногие из великих и знатных веровали в Него. Несколько галилейских рыбаков, все люди бедные и неученые, были главными учениками Спасителя. Что сказал бы мир, если бы он знал, что Никодим, начальник иудейский, пришел за советом к Иисусу Назорею?
Но Никодим, так много слышавший о Христе, со времени Его появления в Иерусалиме, - о Его чудесах и о Его речах - решился иметь личное свидание с Иисусом.
Вошедши, он начинает разговор словами: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Равви - это звание почетное и не часто употреблялось в обращении к Спасителю. Оно означает более, чем простое слово «учитель». Оно значит - «ученейший», «великий муж». Обращаясь ко Христу с этим словом, Никодим доказывал, что он не согласен с теми, кто пренебрегает Им, почитая Его за сына простого плотника, выросшего в Назарете, этом глухом и презренном городке. Никодим почитает Христа, зная, как он говорит, что Христос пришел от Бога, ибо таких чудес, какие Он творит, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
На признание Никодима Иисус отвечает словами: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Этот ответ многому нас учит. Мы видим из него, что для спасения нашего недостаточно одного устного признания или исповедания. Как ни учен был Никодим, а ему еще оставалось научиться этому, и слова эти были непонятны для него. Он ответил, как и многие сейчас готовы ответить: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Никодим думал только о начале физической жизни, о естественном рождении, о новом появлении на свет, в виде малого ребенка. Но не об этом рождении говорил Иисус. Он говорил о начале новой духовной жизни.
Посмотрите на малютку, так тихо спящего на руках матери своей, так невинно улыбающегося вам. И в его сердечке уже кроется зло. Господь говорит о сердце человека, что оно лукаво и крайне испорчено (Иер. 17:9). Сердце человеческое испорчено в основании своем, в нем с рождения уже живет грех. В голоске малютки уже с раннего возраста слышится злость. Малютка сердито кричит и бьет ручонками ради какой-нибудь игрушки или чего-либо иного, приглянувшегося ему. По мере возрастания его, проявляются и наклонности его, сказываются и привязанности его. В нем может быть особенно заметна любовь к матери своей, к няне, к брату или сестре, к своим игрушкам, к своей собственной воле, даже к самим грехам своим, но не замечается любви к Богу. Нет в человеке прирожденной любви к Богу. Грех исказил сердце, созданное для любви к Богу, и природные наклонности наши стали порочными. Люди любят грех, а не Бога.
Итак, если в сердце ребенка не живет любовь к Богу, что же можно сделать для того, чтобы приготовить его для Царствия Божия?
Мы можем, несомненно, влиять на ребенка, можем останавливать его в шалостях его, можем приучать его сдерживать себя, владеть собою. Можем также своим ласковым обхождением с ним сделать и его таким же. Но при всем этом сердце его не изменится. Он должен родиться свыше.
Дорогой читатель! Не тратьте времени на то, чтобы новыми заплатами исправлять свое ветхое сердце, свой прежний нрав. Не довольствуйтесь тем, чтобы как-нибудь прикрыть и прикрасить свою прежнюю природу. У нее, как и у старого дома, плохой фундамент, который доведет вас до погибели. Сердце ваше должно быть обновлено, - вновь создано.
Положим, что вы будете от души стараться угождать Богу и в одном, и в другом. Будете молиться о помощи. Это все прекрасно, но все же начните с самого начала - освидетельствуйте фундамент, исследуйте зло до основания, иначе вас ожидает лишь одно разочарование. Если вам и удастся победить в себе один порок, может выглянуть другой. Вы, пожалуй, возгордитесь своей победой над собой, вместо того, чтобы быть смиренным, как Господь желает. Подобно трещинам в старом доме, и вы всегда найдете в себе новые неисправности. Искушение, как ветер, обнажит перед вашими глазами ваши старые природные наклонности, потрясет старые стены вашего здания и докажет вам, что все основание не годится.
Но испробуйте новый способ. Обратитесь ко Христу и попросите Его обновить ваше грешное сердце, отнять ваше каменное сердце и дать вам плотяное, согласно Божьему обещанию: «Дам вам сердце новое» (Иез. 36:26).
Христос ясно сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».