+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1984 г.

Церковь в катакомбах

НЕМНОГО ИСТОРИИ

(Сокращенный перевод с английского)

ЦЕРКОВЬ В КАТАКОМБАХ

В 1578 году некто копал яму в своем винограднике на окраине Рима. Врываясь в землю, перед ним открылась пещера, которая привела в город мертвых, известном теперь под именем «Катакомбы». Это слово взяло название от местности, где было обнаружено подземное кладбище.

Теперь, когда археологи открыли все ходы Катакомб, их длина (если расположить в одну линию) определяется в 600 км. Достоверно известно, что там погребено 6-7 млн. человек.

Вначале Катакомбы были местом погребения христиан, но во время преследований в них устраивались христианские собрания и даже крещения. Там же был обнаружен бассейн. К нему спускаются 10 ступенек, и он достаточно глубок, чтобы погружать людей. Снабжается он водой, текущей из родника.

В Катакомбах часто скрывались от преследований христиане и даже жили там, когда огонь преследований разгорался. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались… по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38).

Римляне сжигали своих мертвецов и прах помещали в специальных урнах. Катакомбы же были исключительно христианским кладбищем. Христиане всех классов от рабов до почетных и благородных фамилий, все братья и сестры во Христе хоронились в одном месте.

Старейшая дата на надписях датирована 72-м годом, т. е. 28 лет до смерти последнего апостола Иоанна. Последний христианин был погребен там в 410 году.

Между именами, найденными на надписях в Катакомбах, находятся и такие, о которых мы читаем в посланиях aпостола Павла, как например: Акила (2Тим. 4:19),Филимон (Фил. 1:1), Епенет (Рим. 16:5), Онисим (Фил. 1:10), Асинкрит (Рим. 16:14), Фива (Рим. 16:1) , Прискилла (2Тим. 4:19), Крискент (2Тим. 4:10), Олимпан (Рим. 16:15), Юлий (Рим. 16:15), Трифен (Рим. 16:12), Луций (Рим. 16:21), Трифос (Рим. 16:12), Урбан (Рим. 16:9), Ермоген (2Тим. 1:15), Тихик (2Тим. 4:12).

Нужно полагать, что Катакомбы не были секретным местом погребения христиан. Все подземные коридоры и помещения делались с ведома имперской полиции. Катакомбы были официально признанным кладбищем последователей Иисуса Христа от времен апостолов до 5-го века.

В Катакомбах было обнаружено много картин религиозного содержания, но нужно заметить, что все картины связаны с Иисусом Христом, а также символические картины. На некоторых гробницах начертаны слова: «Смерть, где твоя победа?» Нужно полагать, что там похоронены мученики за имя Христа. Посетители Катакомб говорят: «Здесь чувствуется дыхание Христа». К Нему всегда обращалась первоапостольская церковь. На Него уповали в радости и в печали, в изобилии и в бедности, в здоровье и в болезни. С Его именем на устах христиане бесстрашно умирали и более того - ликовали, радуясь, что они удостоились принять позорные страдания ради Христа. В Катакомбах можно прочитать такие эпитафии: «Агапа, ты будешь жить вечно»; «Константин, верный Господу, ушел к Нему».

На этих могилах не были найдены скорбные слова, но на каждой надписи слова надежды на вечную жизнь во Христе Иисусе.

Эпитафии на кладбищах язычников пестрят безнадежностью, вроде: «Я был. Прощай»; «Прохожий, не проклинай меня, когда проходишь мимо, ибо я во мраке и не могу тебе отвечать»; «Наше счастье было в нашем мальчике, а теперь только плач».

Важно заметить, что на эпитафиях в Катакомбах нет даже следа обидчивости, хотя многие умерли от руки гонителей. Характерно также, что в Катакомбах не обнаружено ни одного изображения креста, но часто встречается мистический знак рыбы и буквы греческого слова «Ихтус»,что означает инициалы Иисуса Христа, как Сына Божьего и Спасителя. Иногда можно встретить изображение Агнца или Доброго Пастыря с ягненком на плечах, картины воскрешения Лазаря, исцеление слепого и другие изображения на евангельские сюжеты.

Христиане осуждали зло, боролись с грехом и пороками, и потому навлекали на себя ненависть властей и страшные гонения.

Однако, нет исторических данных о том, что христиане требовали свои гражданские права. Они взывали только к Богу.

Архив