+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1999 г.

Москва – Певек

Сергей Гуц

Посмотришь на карту России – и дух захватывает: огромная страна, насчитывающая десятки тысяч поселков, деревень и городов. И во многих из них люди еще не слышали об Иисусе Христе! А не проехать ли по всей России с запада на восток, евангелизируя в населенных пунктах? Нет, это невозможно. Ведь американцы несколько лет назад на специально оборудованных автомобилях, с вертолетом сопровождения и 5 000 000- долларовым бюджетом отправились из Лондона через Россию в Нью-Йорк, но не доехали, завязли в российских снегах! Нет, не доедем. На русских «Уралах», отличающихся своей ненадежностью, перегруженных литературой, по бездорожью, болотам и замерзшим рекам? Нет, не сможем! Однако помолились и поехали...

С 20 декабря 1998 года по 20 февраля 1999 года братья-служители из миссионерского общества «Добрая весть» принимали участие в этой миссионерской поездке через всю Россию.

Два «Урала-Вахта», специально оборудованных для северных широт (с двойными стеклами и утепленными дизельными двигателями), и команда из восьми братьев-служителей, приехавших из разных городов СНГ, в течение двух месяцев были неразлучны. Братья проехали около 20 000 километров. Приходилось ехать по зимникам (дорогам, проложенным по замерзшим рекам, болотам и тайге, езда по которым возможна только зимой) и просто по бездорожью. Момский горный хребет у реки Колыма нам пришлось преодолевать по бездорожью. Машины метр за метром буквально ползли по краю ущелий, вплотную прижимаясь к скалам, пока, наконец, не оказались на вершине перевала...

Какова цель этой поездки и так ли необходимо было восьми служителям в течение двух месяцев «болтаться» в грузовиках, вдали от жен, детей и места постоянного служения?

Все началось с того, что двум молодым братьям – миссионерам в Певеке – понадобилась машина для посещения соседних поселков и оленеводческих бригад. Оказалось, что для Чукотки подойдет только одна машина – «Урал». Никакая другая в тундре по метровому снегу не пройдет!

Кроме того, миссионерам, работающим в Якутии уже по семь – десять лет, нужна была духовная поддержка в образовавшихся благодаря их служению новых церквах. Таких церквей там уже больше тридцати. Им мы должны были также привезти необходимую христианскую литературу. Якутии тоже требовалась одна машина «Урал-Вахта» для евангелизации. Поэтому мы отправились на двух машинах.

И еще: у нас было желание посетить район северо-восточнее Якутска, ряд городов на реке Колыма, где погибло много верующих и неверующих в сталинских лагерях... Есть ли там верующие? Достиг ли свет Евангелия живущих в тех местах людей?

Итак, миссионерская поездка в этот регион была просто необходима. Но как ее осуществить? Нам это казалось почти невозможным!

Отправление назначили на 20 декабря. Учитывая двухмесячную продолжительность поездки, мы не могли перенести ее на более поздний срок, потому что с началом весны проехать по зимникам невозможно.

Настало 1 декабря, а у нас все еще ничего не было – ни машин, ни денег, ни литературы. Бог сотворил чудо! Одна христианская организация пожертвовала деньги на всю поездку, и мы смогли в течение двух с половиной недель купить две новые машины «Урал-Вахта», 2000 Библий, 1000 сборников «Песнь возрождения», рождественские подарки для семей миссионеров и достаточное количество продуктов на всю дорогу...

Поездка удалась. Посетили около тридцати новых церквей, образованных благодаря работе миссии «Свет Евангелия». Целый месяц длились поездки только по церквам Якутии, и завершились они прекрасной миссионерской конференцией в городе Якутске, на которую собрались все миссионеры этого огромного региона. В течение трех дней братья и сестры могли общаться, решать вопросы своего служения и радоваться возможности наконец увидеться после долгой разлуки. Завершилась конференция всенощной молитвой Богу об исцелении нашей многострадальной земли России.

Дорога была нелегкой. Все, кто нас встречал, говорили, что доехать до Чукотки практически невозможно: 3500 километров по бездорожью; поселки встречаются иногда через 500 километров; встречную машину, бывает, встретишь лишь раз в сутки, да и ехать приходится по ухабистым дорогам со скоростью десять – пятнадцать километров в час... Неожиданно может разыграться метель, а длиться она может неделями, и тогда всякая видимость пропадает, нужно останавливаться и ждать погоды. За это время может кончиться топливо в баках, а мороз там крепкий: ниже 40 градусов, а то и 50, и даже 60 градусов мороза...

Но мы понимали, что ехать надо, что для нас это воля Божия. Господь чудом провел нас мимо многих опасностей. Однажды Он послал «противного» гаишника, который продержал нас всю ночь в поселке, чтобы мы, сами того не зная, не выехали ночью на горный перевал с уже вышедшим из строя на одной из машин рулевым управлением...

В другой раз Бог послал нам «ангела», чтобы направить нас по правильному пути. Мы как раз ремонтировали машины в поселке Хандыга. Мы знали, что через 300 – 400 километров дорога обрывается и нам нужно будет повернуть на север и идти по бездорожью. После многих расспросов мы выбрали маршрут – идти по тракту до Магадана и далее до Колымы, и по ней на север... Внезапно в гараж, где мы занимались ремонтом, заехал КамАЗ–„Сайгак». Из него вышел человек, похожий на якута, подошел к нам и спросил: «Вы собрались ехать в Певек?» «Да», – ответили мы. «Я тоже еду в ту сторону, в Среднеколымск, но вы выбрали неправильный маршрут: в этом году там проехать невозможно». Он указал нам правильную дорогу. Потом он попросил братьев привезти на нашем «Урале» из города колесо для его КамАЗа. Братья привезли.

В следующий раз, когда этот «ангел» появился, он попросил у нас воды. Конечно же, мы дали. Как ангелу не дать воды?..

Поблагодарив, мы поехали по новому маршруту. Из-за того, что по северным дорогам ездит очень мало машин и встречная машина – большая редкость, водители обычно останавливаются, делятся тем, что у кого есть (мы, например, христианской литературой), жмут друг другу руки, расспрашивают о дороге, желают друг другу возвращения домой – к своим женам и детям – и только после этого разъезжаются.

Так вот, после первой встречи с «ангелом» мы проехали около 300 километров и, устав, хотели остановиться на одной замерзшей речке. Тут опять появился «ангел» на КамАЗе и сказал: «Вы собираетесь останавливаться? Я думаю, что надо ехать дальше». Мы сменили уставших водителей и поехали дальше. После полуночи началась дорога скользкая и опасная. Она петляла среди гор, между скал и по краю пропасти. Мороз усилился до минус 55 градусов, и из-за тумана видимость была очень плохая. К тому же дороги мы не знали, и никаких указательных знаков или ориентиров там не бывает... И тут опять появился «ангел»! Он обогнал нас и повел по опасным местам. Он ехал впереди и буквально «держал» братьев, которые были за рулем «Уралов», чтобы не ехали слишком быстро на только ему известных опасных местах, на скользких крутых поворотах, по краю ущелий... Когда прошли этот опасный участок, он опять исчез.

Четвертый раз «ангел» на своем КамАЗе появился тогда, когда мы, повернув наугад, сбились с правильного направления, и около 20 километров вел нас по запутанным дорогам, между горами песка, изрытого золотоискателями, пока не вывел на прямую дорогу. «Дальше вы уже не заблудитесь», – сказал он и исчез... Через несколько дней, доехав до Среднеколымска, мы узнали, что его КамАЗ в город не приезжал и вообще такую машину эти люди никогда не видели...

Я был бы полностью уверен в том, что это был ангел, если бы тот не курил! Но «ангел» курил, и, наверное, это был не настоящий ангел, а просто человек, которого Господь послал нам помочь. В любом случае, слово «ангел» означает «посланный Богом», а когда придем на небо, мы узнаем, кто это был.

В Зырянке мы нашли одну сестру по имени Вера, которая раньше работала в подпольном издательстве «Христианин», за что ее и посадили в тюрьму на восемь лет. После солнечной Украины Вера оказалась на замерзшей Колыме. Отсидев свой срок, она вышла замуж и там, в Зырянке, осталась. Кроме их семьи, в городе есть еще несколько верующих – пожилых сестер.

Мы проехали еще много других городов и поселков: Угольное, Нижнеколымск, Сасыр, Аргохтах, Андрюшкино, Усть-Нера, Кюбеме, Среднеколымск и другие. В этих населенных пунктах вообще нет верующих. Люди, которые там живут, даже не слышали об Иисусе Христе на понятном для них языке. Так что это еще непаханое поле. И дай Бог, чтобы нашлись миссионеры, которые поедут туда проповедовать Евангелие.

Запомнилась одна встреча в поселке эвенов, профессиональных охотников и рыболовов. Не доехав около 150 километров до Среднеколымска, мы увидели на берегу реки человека, одетого в характерную одежду из оленьих шкур. Он попросил нас довезти до города его жену, дочь и много мешков с замерзшей рыбой. Оказалось, что они уже две недели ждут попутную машину (по якутским меркам – это немного). Эвены, как и якуты, – очень гостеприимный народ. Он пригласил нас на чай к себе в дом, который находился в поселке неподалеку. Чай у эвенов (как, впрочем, и у якутов) обычно начинается со строганины, вяленой рыбы, макарон по-флотски и потом, собственно, чай. Так было и в этот раз.

Мы устроились за столом, пили чай и рассказывали им об Иисусе Христе. Все мужчины из поселка собрались в этом доме, чтобы нас послушать. Возле дверей сидел старый эвен по имени Афанасий и плел крючком рыболовную сеть. Даже беседуя с нами, он не собирался отрываться от своего занятия. Мы были очень удивлены, узнав, что этот старик-атеист верит в какую-то «пространственную энергию», бессмысленность человеческого существования, но нигде никогда не учился. Всю жизнь свою он только и знал, что рыбачил и ходил на охоту.

Другой эвен долго слушал рассказ нашего брата Леонида о Боге и об Иисусе Христе. Вдруг он вскочил и сказал: «А у меня есть Бог! Сейчас я Его принесу!» Вернувшись, он принес старую деревянную икону. Мы внимательно рассматривали то, что держал в руках этот человек. Средняя часть иконы уже сгнила, от изображения Марии остались только очертания, но изображение Божественного Младенца на руках Марии сохранилось гораздо лучше. Эвен рассказывал, что эту икону очень давно подарил его бабушке проходивший этими местами какой-то монах. С тех пор для них это была семейная реликвия.

«Так вот, этот Младенец, Которого держит на руках Мария, и есть Иисус Христос!» – сказал наш брат Леонид. Эвен повернулся к своему другу и сказал: «Вот видишь, я же говорил, что Ребенок – главный! На нем даже краска вся сохранилась!»

После продолжительных бесед эти люди убедились в том, что они ничего не знали об Иисусе Христе, потому что у них не было Евангелия. Получив от нас несколько Новых Заветов, они обещали читать всем поселком и просили нас, чтобы мы приехали к ним еще раз и приняли у них экзамен по Евангелию. Мы улыбались и удивлялись доверчивости и открытости этих, пока еще не верующих эвенов.

Конечно, было еще много интересных и незабываемых встреч: с чукчами в яранге, в оленеводческих бригадах, с водителями грузовиков и председателем совхоза на Колыме, с летчиками из Момского района и пограничниками. И что характерно для них – все эти люди нуждаются в том, чтобы им кто-то рассказал о Христе. Они живут в Заполярье, и добраться к ним трудно, поэтому все евангелизационные кампании, которые проводились в России, обошли их стороной...

Думаю, что невозможно переоценить всю пользу, которую получили и мы – команда братьев из восьми человек. Я был с братьями только в течение трех недель, а вся поездка длилась два месяца. Но когда я вернулся домой, мне сотрудники нашего офиса сказали, что я стал «какой-то умиротворенный».

Во время конференции в Якутске один новообращенный брат из поселка Намцы рассказывал, что последние десять лет он испытывал огромные душевные проблемы и был близок к самоубийству. Но, слава Богу, недавно в их поселке появились миссионеры, и он, услышав об Иисусе от верующего якута, обратился к Богу и стал христианином. Теперь он смело проповедует другим, чтобы и они нашли путь к спасению. «Если бы кто-нибудь десять лет назад пришел к нам, в поселок, и рассказал об Иисусе Христе, я еще тогда бы стал христианином и не прожил бы десять лет своей жизни впустую!» – закончил он свою речь. Напротив сидел Михаил Трубчик – посвященный миссионер из Якутии – и, слушая эту пламенную речь молодого христианина, утирал слезы.

После один из братьев, тоже участвовавший в этой поездке, мне рассказывал о том, что в тот день Бог говорил что-то лично ему: «Когда я услышал простой рассказ молодого человека, обратившегося к Богу, увидел реакцию Миши, во мне что-то перевернулось! Вещи, которые до этого были важными для меня, потеряли в моих глазах свою ценность. Я почувствовал непреодолимое желание – стать миссионером и посвятить свою жизнь Иисусу Христу».

Архив