+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2004 г.

Неправедное богатство

Сергей Конторович

Как понять место из Священного Писания: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным...»? (Лк. 16:9)

Оля

Притча о неверном управителе (Лк. 16:1–8) многих смущает, хотя в ней на самом деле нет ничего сложного.

Господь Иисус приводит нам в пример человека, который провинился перед своим господином. Он жил в доме хозяина (как всякий управляющий имением), кормился от имения хозяина (как известно, управляющие не производят какой-либо продукт своими руками. См. стих 3). Он руководитель, и в его задачу (как в задачу любого управляющего) входило управление собственностью хозяина, чтобы преумножать ее.

Вместо этого управляющий использовал имущество господина в своих интересах (воровал, попросту говоря), вследствие чего на него было донесено господину, «что расточает имение его».

Хозяин, узнав об этом, потребовал сдать дела.

Это поставило управляющего в очень сложную ситуацию. Управляющего с «подмоченной» репутацией не возьмет к себе на работу ни один здравомыслящий хозяин. Зарабатывать руками он попросту не умел, а побираться (а это единственный выход) ему было стыдно (см. стих 3).

Этот человек оказался по сути перед лицом голодной смерти.

Он стал думать и придумал хитроумный выход: пока он еще обладал полномочиями управляющего – простить часть долга людям, которые являлись должниками хозяина.

Этот поступок имел следующие последствия.

1. Люди, долговое бремя которых было облегчено, становились как бы обязанными этому человеку, который, «рискуя своим добрым именем», сделал им добро.

2. Это смягчало предъявленные ему господином обвинения в воровстве, поскольку окружающие могли подумать, что он, возможно, пострадал за свою доброту, а не за свое корыстолюбие.

3. Это давало ему надежду на то, что он, может быть, сможет оправдаться перед людьми, которым он помогал, и они возьмут его на работу, но в любом случае он сможет приходить в дома бывших должников хозяина как благодетель и кормиться, не унижаясь попрошайничеством.

Хотя и этот поступок был нечестным, его следует признать как очень мудрое решение. Эту догадливость оценил даже хозяин, которого он обокрал (см. стих 8). Речь в этом стихе не о том, что хозяин остался доволен поступком управляющего, но что он оценил догадливость управляющего.

К тому же, хоть и из корыстных побуждений, этот человек, возможно, впервые в жизни сделал добро конкретным людям. Мы должны сделать вывод, что этот неверный, нечистый на руку человек, знал, как приобретаются друзья. Для этого надо делать людям добро.

Именно это «знание» неверного управляющего и приводит нам в пример Иисус. Он говорит: «Смотрите, люди мира сего и те знают, что сердца людей покоряются добру, проявленному к ним». Это знание (конечно, не воровство) не мешает твердо усвоить и детям света. Желающие приобретать друзей для Царства Небесного должны делать добро тем, кого они хотят привлечь на сторону Царства Божьего.

Можно, конечно, более обширно толковать, провести параллели с тем, что мы все «неверные управляющие» у Бога. Он создал этот мир и человека в нем. И поставил человека управляющим над всем Своим творением (Быт. 1:28).

Человек как управляющий мог пользоваться всем для своих нужд, но управлять творением от лица Бога и для славы Его.

Вместо этого человек захотел стать сам хозяином всего («обокрал Бога») и стал все использовать не для Его славы, а для славы своей и своего наслаждения.

Однако мы знаем, что приходит час, когда, как бы мы ни наслаждались краденым, нам придется дать отчет в своих действиях истинному Владельцу – Богу. Осознав это и обратившись к Богу за прощением, мы по-прежнему ничего не имеем своего.

Однако мы можем теперь расточать «имение Господина» не для того, чтобы наслаждаться самим, а для того, чтобы облегчать участь другим должникам Господина.

Ни время, ни силы, ни здоровье, ни деньги, которые я имею, не принадлежат мне. Они принадлежат Богу, Который дал мне их в управление.

Прежде чем их заберут у меня, я могу их использовать для себя, а могу их посвятить другим. Как вы думаете, что правильно?

Именно такое поведение и предлагает Господь сделать образом жизни.

Использовать «богатство неправедное», то есть не принадлежащее нам, а принадлежащее Богу, для приобретения друзей.

Архив