Вера и Жизнь 2, 2004 г.
- Жизнь в мире откровения
- Тайна воскресения
- Журналу «ВЕРА И ЖИЗНЬ» – 30 лет!
- Неправедное богатство
- Творение мира и чудеса
- Непостижимые и неисследимые пути Господни
- Змея на шее
- Настоящее чудо
- Ученый и евангелист
- Из поэтических тетрадей
- Сосед по даче
- По следам публикаций
- Смерть миссионера
- Молитесь о них
Ученый и евангелист
Никола Бурдон
Профессор д-р Вернер ГИТТ: ученый о Библии
Чаще всего ученый Вернер Гитт сталкивается с мнением, что верить Библии в XXI веке невозможно. Но сам он иного мнения. Инженер по образованию, назначенный с 1978 года профессором и директором Федерального физико-технического ведомства в Брауншвейге, он не сомневается в верности библейских высказываний. Физико-техническое ведомство является высшим органом федеральной власти Германии в области измерительной техники, к которой относятся, например, атомные часы. В феврале прошлого года он ушел на пенсию и с тех пор уделяет еще больше времени писательскому труду и чтению лекций.
Как случилось, что ученый поверил Библии? После бегства из Восточной Пруссии он посещал занятия с детьми по изучению Библии в группе «сестры Эрны» в деревушке Заасе под Люховом (Нижняя Саксония). Здесь он впервые слышал библейские истории и был в восторге от них. Столкнувшись во время учебы с историко-критической теологией, он подумал: «Как жаль, что библейские истории – всего лишь выдумка». Во время евангелизации в Брауншвейге, спустя более двадцати лет после изучения Библии в детстве, он обратился ко Христу. Ему стало ясно, что вся Библия – правда. Он интенсивно читал и изучал ее. Первый вопрос, возникший у него в то время, был вопрос о всевластии: «Почему в созданном Богом мире существуют вирусы, угрожающие жизни?» Его ответ: «Мы живем после грехопадения в падшем мире». «Мне очень жаль, что в баптизме есть люди, даже некоторые пасторы, которые не верят всей Библии», – говорит Гитт, член церкви в Брауншвейге. «Существует достаточно научных фактов для веры. Ни один аргумент в науке не противоречит Библии», – убежден 65-летний ученый. Вернер Гитт занимался научными разработками в области информатики, вычислительной техники и техники автоматического регулирования и управления, опубликовал результаты своих исследований в научных трактатах.
Ему как ученому наука не может предложить ничего, что могло бы изменить его убеждение в том, что мир был создан Богом за шесть дней. В книге «Die Akte Genesis» 50 известных ученых всего мира пишут о том, почему они, подобно Вернеру Гитту, убеждены в верности библейского повествования о сотворении мира: «Шесть дней творения невозможно проверить научно, потому что законы природы тогда еще не действовали. Бог действовал Своей силой». Эволюцию он не считает моделью для объяснения: «Смерть – это только последствие греха. Эволюция шагала по миллиардам трупов, это не может быть методом Бога, ведь Бог – это сама жизнь и любовь». «Если отказаться от библейской теории о сотворении мира, то нет и никакого основания верить в спасение посредством веры в жертву Христа и в Его воскресение», – заключает Вернер Гитт. Для него вера и наука – один и тот же образ мышления, так как Бог Сам дал нам принципы мышления. Он приводит пример: «Современник Иеремии мог бы сомневаться в неисчислимости звезд: невооруженным глазом видно примерно 3 000 звезд. Сегодня мы знаем, что Вселенная имеет 1025 звезд. Самому быстрому компьютеру производительностью десять миллиардов вычислительных операций в секунду понадобилось бы 30 миллионов лет только на то, чтобы пересчитать их. Библия всегда видит дальше, и она всегда права». Так, различные физические методы датирования он считает еще не доказанными, они не указывают абсолютный возраст. «Нет параллельно протекающего процесса, нет калиброванной шкалы, по которой можно было бы измерять возраст. Измерять можно только то, что можно калибровать. Но так называемые радиометрические методы определения возраста Земли не поддаются калибровке. Только кольца деревьев объективно указывают возраст. Ископаемые могли возникнуть в результате быстрого образования пластов после катастроф во время и после потопа. Так как потоп, согласно библейскому летосчислению, имел место примерно 4 000 лет назад, то самые древние деревья, сохранившиеся до сих пор, не могут быть старше этого возраста». Можно ли исходить из таких теорий, как теория большого взрыва или теория эволюции? Гитт убежден: «Сведение сотворения мира к теориям, полученным на основе методического атеизма, противоречит Библии».
Если его спрашивают о противоречиях в Библии, он отвечает: «Все противоречия видятся в рамках конечного, но их решение – в вечном. Если Иисус говорит: кто хочет приобрести жизнь, тот потеряет ее, то это кажется нам противоречием. Но Он говорит это как Тот, Кто может додумать до конца, потому что Он вовлечен в вечное». На свои лекции Гитт получает в среднем по два запроса в день. В середине 2002 года его время было уже расписано до конца 2003 года. Свои лекции для церквей он считает евангелизацией. Дискуссию после лекций он заключает призывом к покаянию. «Почти всегда бывают покаяния», – рассказывает он. Нередко он лишь много позже узнает о влиянии своих лекций: «В России, в городе Янтарном, 11-летний мальчик дал кассету с записью лекции своей учительнице немецкого языка с просьбой оценить верность перевода. Сегодня эта учительница является членом церкви».
Вернер Гитт рад каждому, кто самостоятельно думает. Свои лекции по информатике и теории информации в университетах он заканчивает мыслью о том, что любая информация нуждается в передатчике, создавшем эту информацию. «Информация – это духовная величина, а не свойство материи. Поэтому должен существовать духовный источник или передатчик биологической информации, заложенной в творение». После этого начинается дискуссия. На вопрос студентов, кто же является этим передатчиком, он отвечает: «Я думаю, что этим передатчиком является Создатель, о Котором говорит Библия. Из законов природы информации я делаю вывод, что есть Бог». Гитт всегда рад, когда среди слушателей есть сомневающиеся. «Но они всегда быстро „выдыхаются“», – замечает он с улыбкой. Одна студентка как-то спросила его, откуда у Бога информация. «От Сверх-Бога, а у него от Сверх-Сверх-Бога, и так далее до бесконечности. Рассуждая логично, это равноценно одному-единственному Богу, имеющему бесконечную информацию. Ведь Библия говорит, что Бог всезнающий». Нападки он претерпевает скорее со стороны богословов, чем со стороны ученых: «Ученых можно достичь».
Как возникла его широко известная книга «Вопросы первостепенной важности», выдержавшая уже 18 изданий на немецком языке? «Вообще-то это был „побочный продукт“». Издательство «CLV» попросило у него рукопись какого-нибудь нового произведения. Так как у него не было готовой рукописи, ему пришла в голову идея опубликовать вопросы, задаваемые ему после его лекций, вместе с его ответами. «Это исключительно реально заданные вопросы, – отмечает он. – В том числе кажущиеся банальными, типа: „Убивал ли Иисус жужжащих вокруг Него комаров?“». Вернер Гитт считает, что да, ведь Иисус говорил и о порождениях ехидны в падшем мире. В новые издания книги ученый включал также актуальные вопросы.
Для Вернера Гитта есть и неразрешенные вопросы. Например, вопрос об Иоанне Крестителе. «Почему Иоанн еще меньше, чем самый меньший в Царстве Небесном, хотя он готовил путь Иисусу?» Или вопрос, касающийся нашего времени: «Почему убийца Карла Фей Такер, покаявшись в камере смертника, будет спасена, а ее жертвы, наверное, погибнут, будучи ею внезапно лишены жизни?» Или: «Почему Бог допускает такое сильное противостояние ислама Евангелию, в результате чего навеки гибнут миллионы людей?» Одной из своих сильных сторон он считает способность исследовать вопрос до тех пор, пока он не будет решен. «Слабостей у меня очень много, я много говорю, мне следовало бы быть более сдержанным», – анализирует он свой характер.
В будущем он планирует написать книгу о небе. «Небо – это место без желаний, все желания там уже будут исполнены. О небесах слишком мало проповедуется, – отмечает Гитт. «У меня такое впечатление, что многие „игры“ ищущего развлечений общества, которые мы предлагаем, не достигают людей в их размышлениях. Слушатели переживают лишь прекрасный вечер. Но мы должны помочь им мыслить», – считает Вернер Гитт.
Перевод с немецкого Марии Винс