Вера и Жизнь 6, 2005 г.
- Общение с Богом – основа нашего единства
- Когда отвечает Бог
- Он ступил на нашу землю
- Подводные камни
- Моя цель – ободрять Церковь
- По следам публикаций
- Радоваться праздникам
- Из поэтических тетрадей
- Сибирская самарянка
- Надежда для Слабограда
- Рады общению
- И Он достучался
- Письмо с вопросом
- Письма читателей
- Говорят дети
Моя цель – ободрять Церковь
Кристиан Гревинг
Я вырос в семье, где было принято каждое воскре- сенье ходить в церковь.Мой отец следил за тем, чтобы все дети присутствовали на богослужениях. Между тем церковь не интересовала меня по разным причинам. Одной из них была малочисленность молодежи. Наша церковь была небольшой и плохо посещаемой. Во время богослужений я спал. И моя жизнь потекла в совершенно ином направлении, чем это хотелось отцу.
Я еще был «продуктивным» в том смысле, что продолжал ходить в школу, заниматься спортом, но в то же время у меня появились серьезные проблемы с алкоголем. По выходным я очень много пил, ходил на все вечеринки. В 18 лет я мог выпить за раз 6 бутылок пива, не чувствуя опьянения. Я приучил свой организм к алкоголю. Мне кажется: еще немного – и я стал бы алкоголиком. Итак, преобладающее влияние на мою жизнь оказывали вечеринки с употреблением алкоголя. Я был на пути в пропасть. Для меня не существовали никакие авторитеты. Мои отношения с властями и полицией определялись одним желанием – не попасться. Удивляюсь, что я вообще смог сдать выпускные экзамены в школе. К счастью, я «очнулся» не от какой-либо трагедии, а оттого, что мой отец заметил, что я опускаюсь на дно. И я понял, что если буду так продолжать, то окажусь не там, где надо. Поразмыслив над этим, я в 18 лет пустился в путь, ведущий ко Христу и продолжавшийся до моего 20-летия. Я исследовал много разных вещей. Занимался немного мировыми религиями, но они не привлекли меня. Присматривался к политике, раздумывал, пойти ли мне в мир бизнеса или стать спортсменом. Я просто искал интересную возможность применить мою жизнь. И благодаря одному человеку, который дал мне ответ на мой вопрос: «Почему я здесь?», – я понял, что мне надо последовать за Христом и Его учением и принять Его жертву на кресте. В 20 лет я последний раз был пьяным. Три месяца спустя я публично объявил в церкви, что решил следовать за Христом.
Другой причиной, почему я раньше не последовал за Христом, были ханжество и лицемерие некоторых христиан. Я всегда считал: если стану христианином, то по-настоящему. Так я и сделал. Вскоре после моего уверования я примкнул к студенческой группе из нашего университета, которая собиралась поехать летом в Бразилию на миссионерскую работу. Мы должны были построить там забор для молодежного лагеря. То есть наша работа не была непосредственно миссионерским служением, но эту работу мы могли выполнять, не зная португальского языка. Итак, мы впятером отправились туда на вспомогательные работы. Группа миссионеров произвела на меня огромное впечатление. Я подумал: да, это действительно замечательные люди! Одаренные, солидные, они от всего сердца посвятили себя служению, в их глазах горел огонь. Я хотел быть таким, как они. И в конце того лета мы решили: когда-нибудь мы вернемся и будем сами миссионерами!
В то время мы только начали учебу в университете. А наше решение означало вернуться домой и подготовиться к миссионерскому служению. Я стал посещать соответствующие семинары и получил теологическое образование. Это пробудило во мне интерес к благовестию, чтению Библии и преподавательской работе. Целью моей учебы была поездка в Бразилию. В то время я еще не намеревался посвятить всю свою жизнь миссии. Я думал, что поеду в Бразилию на четыре-пять лет, а потом вернусь домой и займусь чем-нибудь другим. Но, заканчивая теологический факультет, я понял, что хочу посвятить миссии всю мою оставшуюся жизнь.
– Как получилось, что Вы начали писать книги?
– Пока мои университетские друзья заканчивали учебу, я в течение двух лет совершал служение в одной из церквей в Майами (Флорида). Это было, если так можно выразиться, на пути в Бразилию. Там в моей жизни произошло два прекрасных события: я нашел мою жену и обнаружил страсть к литературе. Меня попросили писать статьи для еженедельного церковного бюллетеня – всего лишь коротенькую статейку. Ее нужно было сдавать по средам. Во вторник вечером я уходил в свой кабинет и проводил там 4–5 часов над этой статьей. Тогда я уже понимал, как мне нравится писать. И я получал благожелательные отзывы от людей: «Послушай, это было действительно здорово! Тебе нужно продолжать эту работу».
Духовный дар – это то, что тебе нравится делать и что другим хочется, чтобы ты делал. А мне нравилось писать, и людям, по всей видимости, нравилось то, что я писал. Приехав в Бразилию, я привез с собой все эти статьи, объединил их в одну рукопись, назвав ее «На наковальне», и отправил в адрес 15 издательств. Пятнадцатое издательство сказало «да». Так я начал писать.
– Одна из Ваших последних книг «Дело не во мне». Представляю, как нелегко, будучи знаменитым и находясь в центре внимания общественности, воплотить в жизнь Вашу позицию. Как Вам удается удержать равновесие между вниманием со стороны света и послушанием Богу?
– «Дело не во мне» – это философия о желании жить «лучше». Эта философия ориентирует нашу жизнь следующим образом: причина нашего пребывания на этой земле заключается в том, чтобы возвеличить дело Божие. Я заметил, что эта философия обусловлена культурой, потому что большинство из нас считают, что наше пребывание здесь заключается в том, чтобы возвеличить самих себя. Если мы так думаем и делаем все, чтобы выдвинуться, чего-то добиться в этой жизни, выставить себя в выгодном свете, тогда жизнь не функционирует. И если только я в центре внимания, все делается только ради меня, тогда как объяснить рак, автомобильные катастрофы, теракты в России, ураганы во Флориде? Если все вертится только вокруг нас, тогда, видимо, что-то основательно перемешалось и перепуталось, поскольку у нас не всегда все хорошо получается. Думаю, что Библия учит нас обратному: все заключается только в Боге, все существует для Бога, и Бог хочет показать нам Свою силу и способность спасти нас. Иногда Он делает это через благословения, иногда – через бремя. Книга «Дело не во мне» призывает нас найти свое место во вселенной. Мы существуем для того, чтобы Он мог использовать нас, мы существуем, чтобы отражать Его. То есть книга учит нас не сосредоточивать все наши помыслы на собственной персоне, а начать настоящую жизнь с Богом.
– На какие группы людей нацелены Ваши книги?
– Мне нравится писать для людей, которые не любят читать. Я пишу как для христиан, которым неплохо было бы внести некую структуру в свою жизнь, так и для нехристиан, ищущих ответы на вопросы веры. Больше всего меня стимулируют слова: «Вообще-то я никогда не читаю, но твои вещи я прочел». Часто я слышу от женщин: «Мой муж вообще-то никогда не читает, но твои книги он прочитал». И тогда мне действительно приятно писать книги!
– Вы сказали, что пишете для христиан и нехристиан. Как нехристиане реагируют на Ваши книги?
– Нехристиане часто говорят, что мои книги помогли им, потому что они легко читаются. Я делаю это не намеренно. Дело в том, что, проповедуя в церкви, я стараюсь в кратчайший срок установить связь со слушателями. Мои проповеди на доступном языке, так сказать, понятны посетителям. Наверное, поэтому мои книги нравятся и нехристианам.
– Где Вы находите вдохновение, идеи для своих проповедей и книг, которые, как мы видим, глубоко трогают сердца многих людей?
– Все мои проповеди базируются на темах, которые наше церковное руководство считает актуальными для церкви на данный момент. Сейчас как раз выходит книга «Жажда». Цель книги заключается в том, чтобы помочь людям в наше напряженное время, время информационного стресса, найти Божье присутствие, успокоиться, сделать для себя что-то хорошее. Мы пьем воду, чтобы поддерживать жизнь нашего тела. Моя книга предлагает аналогичное: пить воду для души. Эта идея возникла в беседах с нашими церковными руководителями. Они говорят: «Мы изнуряем наших служителей. Им приходится так тяжело трудиться: и дома, и в церкви, и на работе. Что можно сделать, чтобы помочь им расслабиться и „пить“?» Так возникло это название «Жажда». Это только один пример. Все мои книги созданы на базе моих проповедей, которые я произнес в церкви. Хотелось бы похвастаться более грандиозным планом, но я его не имею. У меня один-единственный план – ободрить мою церковь. А из этого обычно получается книга.
– Есть ли у Вас какая-то миссия, какая-то высшая цель, которую Вы хотели бы достичь своими книгами?
– Хотелось бы продолжать писать. Я пишу в год по одной книге для взрослых и по две-три детские книги. Для меня это хороший темп. Иногда это немного пугает меня, но до сих пор все хорошо получалось. На данный момент я написал около 20 книг для взрослых. Думаю, что если Бог мне поможет, я смогу написать еще 40–50 книг, прежде чем покину эту землю. Это было бы хорошим вкладом в общество. Все мы читаем книги, написанные людьми, которые уже давно умерли. То есть мы оставляем вклад на этой земле для тех, которые придут после нас. Не знаю, надолго ли, но мне это нравится.
– Каково Ваше личное видение для Вашей жизни?
– Мне хотелось бы стать известным как пастор, который любил свою церковь, ободрял людей и очень заботился о своей семье.
– В Вашей детской книге с картинками «Херми – совершенно обычная гусеница» рассказывается та же история, что и в книге для взрослых «Стать похожим на Иисуса». Чем отличается работа над книгами для детей от работы над книгами для взрослых?
– Писать для детей действительно легче. Язык проще. Дети гораздо менее требовательны и не так критичны. Им просто нравятся интересные истории. Я тоже всегда любил интересные истории, честно. Итак, если я вижу, что первые строки моей истории «работают», то продолжить очень легко. Внести структуру в действие труднее. Но если ты можешь выдумать диалог на языке ребенка, это доставляет огромное удовольствие. Когда я перестану работать для церкви (это наверняка когда-нибудь произойдет), я бы хотел свои последние 15–20 лет писать для детей.
– Кто является Вашим личным примером в Библии?
– Помимо Христа, моим личным примером в Библии является Петр. Он такой несдержанный, такой «земной». Мне это знакомо. Сейчас я обычно думаю, прежде чем что-то сказать. Раньше я шел в другом направлении: в моей жизни преобладали бахвальство, ломбард, наркотики, татуировка и т. д. Я был не очень изыскан в культурном отношении, да и сегодня еще не могу о себе этого сказать. Я рос сыном механика в Западном Техасе, из меня мог бы выйти мотоциклист-рокер с 15 женщинами. Так что я отождествляю себя с Петром, потому что он такой грубоватый, крутой тип. То, что Бог так изменил его, дает таким людям, как мы, большую надежду.
– Что теряют люди, не принявшие Христа?
– Думаю, что прежде всего они упускают обещанное спасение – сознание, что эта жизнь является лишь «разминкой» для будущей жизни. Мы находимся здесь лишь для того, чтобы принять некоторые принципиальные решения, а потом идти дальше. Они упускают грандиозную вещь – спасение. Этот мир не задуман как наш вечный дом. Осознание того, что Бог спасает нас только благодаря крестной смерти Иисуса Христа за нас, – вот самое главное, что человек может упустить.
Если люди верят, что есть вечная жизнь, но не верят в Христа, тогда у них остается единственный выбор – самому себя спасти: посредством добрых дел, хороших знаний, хороших чувств. Проблема только в том, что ни у кого нет руководства, как спасти себя. Библия описывает, как Бог спас нас. Ты можешь либо принять это, либо отвергнуть. Итак, если ты отвергаешь Христа, ты отвергаешь надежду на свое спасение. А ведь это самый большой подарок.
– Как Вы молитесь?
– Иногда я молюсь спорадически, с перерывами, иногда у меня все хорошо обстоит с молитвой, иногда – не очень. Я стараюсь рано вставать и проводить некоторое время в общении с Богом. Вчера это не получилось, и я сожалел об этом весь остаток дня, потому что весь день был какой-то тяжелый. Как будто весь мир мне на нервы действовал. Молитва мне действительно помогает. Но тем не менее... Если мои дочери не звонят мне каждый час, я ведь не обижаюсь. Я все равно люблю их и забочусь о них. Я не думаю, что Бог хочет, чтобы мы рассматривали молитву как жесткую дисциплину, делающую нас более приятными в Его глазах. Молитва – это постоянная беседа с нашим Небесным Отцом. Иногда мне удается эта беседа, иногда она оставляет желать лучшего.
– Что делать, если у кого-то возникают проблемы с молитвой?
– Я бы сказал: не будь слишком требовательным к себе. Я думаю, что иногда дисциплину, необходимую в христианской жизни, мы очень быстро преобразовываем в жесткую правовую систему, которая нас угнетает, вместо того чтобы помочь. Итак, не суди себя слишком строго. Все мы могли бы молиться больше, но и все мы молимся больше, чем нам кажется. С Божьей перспективы, молитва – это не только беседа между Отцом и человеком, но вообще наша жизнь в присутствии Бога. Когда мать обнимает ребенка, то это молитва благодарности. Если отец гневается на ребенка, то это молитва за ребенка. Поэтому если твоя молитвенная жизнь медленно развивается, не унывай – это со временем изменится.
– Назовите самый счастливый момент в Вашей жизни.
– Самым счастливым в жизни я был, когда мне, 20-летнему, мой друг объяснил, что Бог может простить мне все, что я натворил за эти 20 лет. Это был великий день! Самый важный день в моей жизни, потому что натворил я действительно много. Я никого и ничего не боялся и не уважал ни властей, ни женщин. Я злоупотреблял моим организмом. Я находился на неверном пути. Обнаружить, что еще не все потеряно, что я имею еще один шанс попробовать заново начать жизнь, что Бог действительно меня любит, и было для меня самым счастливым моментом.
– Какие ценности родители должны передать своим детям?
– Во-первых: ничто на свете не сможет заставить меня перестать тебя любить. Может быть, иногда мне захочется по всей справедливости наказать тебя, но моя любовь к тебе от этого не прекратится. Думаю, что это самое важное, что мы должны донести до наших детей. Мы, родители, должны быть для детей надежной пристанью, защитой. Тогда это будет большим подарком для них.
– Безоговорочная любовь! В Вашей жизни, несомненно, много стресса. Как Вы справляетесь со стрессом, будучи пастором, писателем, мужем, отцом?
– Иногда не очень хорошо. Если мне удается не упустить из виду приоритеты, если я действительно стараюсь и не забываю, что Бог дает мне силы выполнить мое призвание, тогда у меня все хорошо. Я склонен к тому, чтобы говорить «да» по отношению ко многим делам. Удовлетворять нужды людей, делать их довольными создает мне репутацию. Мне иногда трудно сказать «нет». Сегодня пришло два приглашения из-за океана, мне очень хотелось бы принять их. Но, сделав это, я пренебрегу моей ответственностью перед семьей и перед церковью. Для меня большая проблема: знать, когда сказать «да», а когда – «нет». В основном я справляюсь с этой задачей неплохо. Но иногда это могло бы быть и лучше.
– Часто кажется, что христиане оказывают лишь незначительное влияние на общество и политику, особенно в Европе. Как Вы думаете, в чем причина?
– Я не уверен, что согласен с сутью вопроса. Я знаю, внешне выглядит так, будто мы оказываем лишь незначительное влияние. Но Иисус сказал, что Царство Божие подобно горчичному зерну. Горчичное зерно – самое маленькое из всех зерен. Если положить его на ладонь, то его почти не видно. Но если его посадить, то из него вырастет большое дерево, в ветвях которого птицы даже могут свить себе гнезда. Иногда мне кажется, что в некоторых общественных группах вера христиан все еще подобна горчичному зерну. В другом обществе оно уже давно превратилось в дерево и оказывает влияние на принимаемые решения, на работу правительства. Но, возможно, есть страны, о которых мы можем сказать: мы только что посеяли здесь зерна. Когда-нибудь и здесь произойдут перемены. Так что мы не должны вешать голову. Мы можем быть уверены: все будет по Божьему графику...
Перевод Марии Винс
С Максом Лукадо беседовал Кристиан Гревинг