Вера и Жизнь 1, 2006 г.
- Новое начало
- Это совершает Бог
- Ночной гость
- Новая жизнь
- Судьба или свободный выбор?
- Граф Николай фон Цинцендорф
- Итоги литературного конкурса «Вера и Жизнь»
- Я воззвал к Тебе
- Удивительные истории
- Бунт
- Половинчатость сердца
- Из поэтических тетрадей
- Покаяние и рождение свыше
- Вера меняет жизнь
- Письма читателей
Граф Николай фон Цинцендорф
Руфь Такер
Одним из самых выдающихся миссионеров начала XVIII века был граф Николай Людвиг фон Цинцендорф, германский пиетист и религиозный реформатор, основатель Гернгутской братской общины. Велик его вклад в дело благовестия.
Родился он в Дрездене в 1700 году. Его семья принадлежала к высшему обществу Германии. Ранняя смерть его отца и второе замужество его матери привели к тому, что он вырос в семье своей бабушки и тети, ревностных приверженцев пиетизма. В 10-летнем возрасте Николая отправили в Галле для учебы в «Педагогиуме», учебном заведении А. Франке, который оказал на него большое влияние. Годы спустя Николай с другими молодыми людьми организовал в Галле орден «Горчичное зерно» – христианское братство, целью которого было любить все человечество и благовествовать.
В шестнадцатилетнем возрасте Николай Цинцендорф поступил в Виттенбергский университет. Исполняя волю семьи, он изучал здесь право, готовясь к карьере на государственном поприще. Много времени он уделял и изучению Библии, трудов Лютера и писаний пиетистов. Его теологическая позиция была близка позиции М. Лютера.
В эти годы Цинцендорф много путешествовал, встречаясь с представителями различных церквей. Об одном его путешествии, окончившемся для него его личным обращением, рассказывают следующее. Однажды богатый молодой дворянин, направляясь в Париж в великолепном экипаже, проезжал через Дюссельдорф. Он был богат, образован и умен. Мир открывал ему все свои сокровища, и вся его жизнь была впереди. Пока его лошади отдыхали, он решил посетить знаменитую картинную галерею этого города. Его внимание привлекла картина Стенберга «Распятие». Он читал и перечитывал текст, написанный под картиной: «Это Я сделал для тебя, а что ты сделал для Меня?», и не мог от него оторваться. Эти слова врезались в его сердце. Любовь Христа проникала в его душу и захватывала его. Проходили часы. Наступала ночь. Сторож вежливо предупредил, что залы галереи закрываются. Ночь наступила, но в его жизни, до сих пор светской, поднималась заря вечной жизни. Это был граф Цинцендорф, ставший известным служителем Христовым. Вернувшись в гостиницу, он сел в экипаж, но не для того, чтобы ехать в Париж, а чтобы вернуться домой.
С этого часа он резко изменил свою жизнь: положил ее, свое состояние, свое имя к ногам Того, Кто произнес в его сердце слова: «Это Я сделал для тебя, а что ты сделал для Меня?»
Возможность стать активным христианином Цинцендорфу вскоре предоставилась. В 1722 году французские протестанты претерпевали сильные гонения за веру. Их братья на границе с Германией, в Богемии и Моравии, тоже страдали. Покинув родину, чтобы остаться верными своей совести, Моравские братья (оставшиеся из богемской церкви) нашли в графе Цинцендорфе заступника и благодетеля. Он предоставил беженцам из Чехии и Моравии имение Бертельсдорф и построил для них селение Гернгут. Сюда приходили, прослышав о деятельности графа, все больше беженцев. Появились и проблемы. Из-за различных религиозных убеждений бывших беженцев не раз подвергалось опасности их единство. В 1727 году атмосфера в Гернгуте изменилась к лучшему. Апогеем духовного возрождения общества было богослужение 13 августа с вечерей Господней. По словам свидетелей, в этот день «пришел Святой Дух в Гернгут». С тех пор здесь царствовали ярко выраженный дух единства и сильная зависимость от Господа. Было организовано круглосуточное беспрерывное молитвенное бодрствование в продолжение целой недели. Это проводилось в течение более ста лет.
Участие в миссии международного масштаба Цинцендорф принял через несколько лет после пробуждения в Гернгуте. Однажды Цинцендорф был приглашен на коронацию датского короля Христиана VI. Его познакомили с уверовавшими гренландцами и чернокожим рабом с Карибских островов. Их убедительная просьба прислать миссионеров на их родину глубоко тронула Цинцендорфа, и он пригласил раба в Гернгут. Не прошло и года, как двое гернгутеров отправились на далекие острова. И за последующие два десятилетия гернгутеры послали на разные континенты больше миссионеров, чем весь протестантский мир за предшествующие двести лет. Сам Цинцендорф в 1738 году сопровождал трех посланцев Христовых поддержать ранее посланных на Карибские острова. Наладив миссионерскую работу на этих островах, он вернулся в Европу, но через два года Цинцендорф прибыл уже на Американский континент к колонистам. Там он нес служение вместе с братьями, благовествовавшими индейцам. Он боролся за единение протестантских церквей, за единство тела Христова, но не имел успеха. Цинцендорф искал новые пути для благовестия, призвал двадцать новых миссионеров для благовестия среди индейцев. Организовав работу по служению индейцам, Цинцендорф возвратился в Германию. Самому ему было нелегко побороть свою аристократическую надменность и предубеждение. Он открыто говорил, что жизнь в дикой местности, непосредственно среди индейцев, для него тяжела. Однако это не уменьшало его воодушевления от благовестия среди индейцев. Цинцендорф, первопроходчик и пионер миссионерства, 33 года руководил охватывающей мир сетью миссионеров, которые следовали его указаниям. Все они зарабатывали себе сами на жизнь, плечом к плечу трудясь с теми, кому благовествовали. Само собою подразумевалось, что они тем, кого вели к вере, должны были быть примером в следовании Слову Божьему и своей жизнью, становясь на одну ступень с ними. Их благой вестью была любовь Христа, доверие к Нему и общение с Ним. Служение для них стояло на первом месте. Желательно было, чтобы молодые миссионеры оставались холостыми, но если кто-то обязательно хотел жениться, он получал жену по жребию. Примером в этом для благовестников был сам Цинцендорф, оставлявший свою жену и детей, когда уезжал на другой континент. Его жизнь в десятилетнем добровольном изгнании делала семейную жизнь нелегкой. Общественные и правовые вопросы их семьи решала его трудолюбивая жена Эрдмут. Он горько оплакивал смерть своей жены. Биограф Цинцендорфа вспоминал: «Скорбь графа по умершей жене усугублялась его раскаянием в том, что он мало заботился о ней, забыв, что она женщина, жена и мать». Умер Николай Людвиг фон Цинцендорф в Гернгуте 9 мая 1760 года.
Трудно оценить вклад графа фон Цинцендорфа в дело благовестия народам. Личность его для благовестия имеет огромное значение. Он отличался прямотой, возвышенной и благородной натурой. Его вера, усердие и любовь к Спасителю, богатство его опыта и богословские труды стали источниками обильного назидания. Вся его жизнь была посвящена благу Вселенской Церкви Христа.