Вера и Жизнь 3, 2006 г.
Чтобы вечно петь
Вальдемар Цорн
Чтобы в какой-то мере осветить тему номера и дать возможность высказаться пасторам разных поколений, мы решили побеседовать с Василием Логвиненко, бывшим председателем ВСЕХБ Советского Союза, и пастором новой церкви во Владикавказе Петром Луничкиным. Мы не противопоставляем их мнения, но считаем, что читателям будет интересно и полезно послушать их обоих. Вел беседы Вальдемар Цорн.
– Василий Ефимович, Ваше служение прошло в основном в тяжелый период гонений на христиан в Советском Союзе. Расскажите, пожалуйста, о том, какую роль играло пение в духовной жизни христиан того времени?
– Пение для человека неоценимо. Чуткая душа услышит мелодию в плещущих волнах морского прибоя, в щебетании птиц и даже в шуме деревьев в лесу. Библия свидетельствует, что Бог совершал творение Вселенной при общем ликовании утренних звезд и радостном восклицании сынов Божьих (Иов, 38:6–7).
Христос открыл Иоанну, что искупленные кровью Иисуса люди будут петь новую песнь: «Ты был заклан и кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени» (Откр. 5:9).
В моем представлении в духовной песне и слова, и мелодия отражают желания и стремления духа, который есть светильник Божий. Является ли эта песня песней плачущей души, ищущей утешения, или радостью победы во Христе, или убедительным призывом к покаянию всех людей, в ней всегда скрывается поиск общения с Богом, живая надежда и желание прославить Творца и Спасителя.
Поэтому, конечно, для верующих людей в период коммунистического режима, вытеснявшего все святое из человеческих душ, были дороги именно духовные песни.
Духовные гимны способствовали духовному единству христиан. В то время большинство церквей не имели молитвенных домов. И если даже власть и разрешала проводить собрания, то где-нибудь на краю села или города, в небольшом частном доме.
Но эти дома всегда были переполнены людьми, в большинстве стоявшими, с большим усердием воспевающими и прославляющими Бога. Очень много пели в семьях, куда нередко приглашались знакомые из неверующих, что способствовало их приближению к Богу и уверованию.
– Какие песни были особенно близки верующим в то время?
– В то время настоящий христианин, любящий Бога и идущий по следам Христа, не вписывался в окружающую среду. Его считали какой-то помехой в развитии общества. Он был гоним, одинок, невостребован, но, попадая в общение христиан, он чувствовал себя в родной семье, в присутствии любимого Господа Иисуса Христа, ощущал дыхание Духа Святого и слышал утешительные слова Господа: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Поэтому один из самых драгоценных гимнов для верующих того времени был:
Люблю, Господь, Твой дом – Чертог любви Твоей. Люблю я церковь из людей, Искупленных Христом.
А. Е. Клименко, светлой памяти брат и служитель Божий, подарил мне в то время Сборник духовных песен и написал: «Мое сердце с тобой. Храни тебя Бог, чтобы вечно петь».
И что еще характерно: в указателе этого сборника псалом «Люблю, Господь, Твой дом» был выделен и подчеркнут красными чернилами.
Понимаю, что и для старцев наших, прошедших впереди нас и переживших еще более трудные времена, чем мы, такие гимны, как «Люблю, Господь, Твой дом», «Течет ли жизнь мирно», «Господь, пребудь Ты с нами», «Кто верным Богу пребывает», и другие, подобные им, были большим вдохновением, глубоким утешением и ободрением для продолжения благословенного труда во славу Господа.
Удивляюсь тому, что сегодня очень редко можно услышать гимн призыва Божьей любви: «Грешники, к Христу придите, час спасенья возвещен». Впечатление такое, как будто не стало грешников, миновала опасность, в то время как мы сами много согрешаем. А Он хочет, чтобы мы нуждались в Нем, пришли к Нему просить, и Он даст нам Духа, чтобы нас водить.
Нельзя забыть и духовный гимн, который был известен в России 135 лет назад:
Таков, как есмь, во имя крови, За нас пролитой на кресте, Во имя Божьих призываний, Христос, я прихожу к Тебе.
(Русский писатель Лесков Н. С. вспоминает о нем в своем рассказе «Юдоль»).
К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к харизматическому пению. Думаю, рано еще «плясать». Путь веры очень сложный, Христос не расширил узкий путь и тесные врата. Предстоит совершать наше спасение в очень сложных условиях если не гонения, то обольщения мирскими «прелестями».
Один брат меня спросил: «Что же, и сегодня надо петь „Не тоскуй ты, душа дорогая”?» А почему бы и нет? Разве нет тоски по Небесной Отчизне? Разве не тоскует душа от нашей духовной бедности, когда мы сравниваем себя не с жизнью ближнего нашего, а взираем на святого и праведного Бога, Который и в ангелах своих усматривает недостатки?
Кто-то хорошо выразил это переживание в словах гимна:
Не растут грехи, как сорняки, И порою даже в птичьих песнях Слышно столько горестной тоски О нетленной красоте небесной.
Не надо пренебрегать грустными мелодиями, ибо печаль ради Бога производит покаяние. А сокрушенные сердца и покаяние открывают источники благословений Божьих.
Издавая Сборник духовных песен в 1927 году, И. С. Проханов писал, что музыка и пение должны соответствовать глубоко духовному евангельскому движению: «Это направление будет, с одной стороны, выражением евангельской радости спасенной и живущей с Господом души, а с другой – в нем найдет отзвук и характерная особенность русского певца – его врожденная мистическая грусть».
– Когда в послевоенное время вышел первый Сборник духовных песен?
– Очень сложно назвать дату изда-ния первого послевоенного Сборника духовных песен. Помню, что в пятидесятых годах верующие пользовались сохранившимися гуслями и сборником «Духовные песни», которые издавались еще в двадцатые годы Союзом евангельских христиан.
После войны эти и другие сборники перепечатывались и переписывались различным образом. Первое официальное издание Сборника духовных песен ВСЕХБ в твердом переплете датировано 1968 годом.
Вскоре после этого появилось много сборников с этой датой издания, но в мягком переплете. Стало ясно, что братья из миссии «Свет на Востоке» скрывают свое имя как издателя ради того, чтобы помочь нам приобрести эти сборники.
Точно так же получилось и с первым послевоенным изданием Нотного сборника духовных песен ВСЕХБ. В 1984 году был издан этот сборник толстой книгой, но спустя некоторое время стали появляться такого же издания нотные сборники, с теми же гимнами, но намного меньше по объему. Так что братство наше с благодарностью вспоминает наших зарубежных друзей: и тех, которые издавали, и тех, которые с большими трудностями ввозили их в нашу страну.
– Миссия «Свет на Востоке» издавала наряду с Новым Заветом и Библией и песенники для нашего братства. Ввозили эту литературу нелегально, тайно. Как Вы в то время относились к нашей деятельности?
– Я никогда не забуду той большой радости в наших церквах, когда после долгих лет перерыва, при всех запретах и давлении со стороны атеистической идеологии, были изданы сборники духовных песен. Но издание было настолько малым, что приходилось их небольшими порциями распределять по церквам. Появление маленьких сборников в мягком переплете, а позднее и нотных сборников, которые издавались миссией «Свет на Востоке», было просто чудом и большим подарком от Самого Господа. Да, действительно, вся духовная литература ввозилась в условиях строгих запретов, благодаря преданным Ему людям, которые с большим риском, различными путями снабжали наше братство духовным хлебом – Библиями, сборниками и другой духовной литературой. О какой нелегальности можно говорить?
Нелегально – это незаконно. Теперь все люди нашей страны понимают, что незаконно поступали власти, ущемляющие права верующих. Когда существующая власть, которой Библия нас учит покоряться, издает законы, нарушающие закон Божий, мы вправе были сказать словами апостолов: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29).
– Вы были руководителем ВСЕХБ в советское время. Как Вы оцениваете нынешнее духовное состояние нашего братства в сравнении с прошлым?
– Конечно, нельзя рассчитывать на какую-то несокрушимую стабильность. Не меняется только вечное Слово Бога. Меняются времена, меняются нравы людей и даже традиции. Но для нас, христиан, конечно, неоспоримо, что все перемены должны способствовать исполнению воли Божьей и содействовать служению Церкви Христовой.
Поэтому, думаю, что главное не в самих переменах, а в каком направлении меняемся мы и наше служение.
В целом братство не меняет евангельский курс, взятый от Христа, от апостолов и наших первопроходцев, которые полагали даже жизнь за чистоту Евангелия. Слава Богу, сегодня у нас большинство союзных и поместных руководителей глубоко духовны, много библейских школ и институтов, воскресные школы и прекрасные молитвенные дома. Но все-таки многих беспокоит будущее баптизма.
В большинстве стран СНГ наступило время полной свободы проповеди Евангелия. Но, к сожалению, свобода способствует не только благовестию, но и охлаждению любви и потере вечных ценностей. Христианство оказалось перед широким выбором путей служения Богу и следования за Христом в условиях вседозволенности и мирского обольщения. По сравнению с прошлым временем намного труднее осуществляется молодым поколением необходимость истинного покаяния, которое приводит к рождению от Бога нового человека.
Помню, когда со стороны властей были одни запреты, некоторые братья-служители не могли уделить должного внимания работе с молодежью. Но, удивительно, молодежь была церковной, более посвященной и целеустремленной. Она всегда была готова к подвижнической жизни для того, чтобы поехать с благовестием и духовными песнями в село или в другой город. Молодежь посещала одиноких стариков, помогая им и ободряясь.
Нередко эти подвиги заканчивались штрафами или арестами, но это не убавляло сильного желания посвятить себя служению Иисусу Христу. Нет причин для обвинения нынешней молодежи. Вина где-то лежит на нас, на старшем поколении. Не сумели мы правильно сориентироваться в условиях резкого перехода от угнетения к свободе.
Продолжается тенденция к отделению молодежи. Ей придается особый статус с желанием объединить ее в отдельный союз. В некоторых странах уже есть президент молодежного союза и генеральный секретарь. Мне приходилось быть там на молодежном съезде. Позвольте мне откровенно выразить свой взгляд на это новшество. Думаю, что это ошибка зарубежного братства, которую мы, к сожалению, повторяем.
Нельзя делить тело Христово, а необходимо укреплять Его единство. Стоит прислушаться к голосу Божьему, Который хочет обратить сердца отцов к детям «и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятьем» (Мал. 4:6).
– Ваша любимая песня.
Трудно назвать какую-то одну любимую. С самых молодых лет мы с женой пели в хоре, и оба очень любим пение общее и хоровое. Каждый день звучит в душе какая-то дорогая песня, для воспроизведения которой уже нет голоса. Но очень часто тихонько напеваем:
Вечность святых видится мне, Дом мой небесный в родной стороне… …Там, только там …жизни всей моей мечты.
В НАШЕЙ ЦЕРКВИ ПОЮТ ВСЕ
– Петр Анатольевич, представьтесь, пожалуйста, читателям журнала «Вера и жизнь».
– Мне 44 года. Родился во Владикавказе, покаялся в церкви в 1976 году, принял крещение в 1979-м, женился в 1984-м. Отец шестерых детей. Пастор Евангельской церкви «Надежда» и руководитель Северо-Осетинской миссии христианского милосердия.
– Я слышал, что Вы несете и ответственное социальное служение. В чем оно заключается?
– Да. Несколько лет назад меня пригласили в Комиссию по правам человека при президенте РСО-Алания, чуть позже предложили возглавить попечительский совет уголовно-исполнительной системы, а совсем недавно назначили членом комиссии по помилованию. Я совершаю данное служение (расцениваю именно так все мои назначения и приглашения) для одной цели – помочь человеку познакомиться с Тем, в Кого я верю, естественно, оказывая и определенную социальную помощь. В Комиссии по правам человека я старший эксперт.
– Кто Вы по вероисповеданию?
– Евангельский христианин. Баптист.
– Какого возраста Ваши дети?
– Старшей дочери 20 лет, младшему сыну 9 лет.
– Ваши дети все ходят в церковь?
– Да. С самого раннего возраста мы с женой носили, потом водили всех детей в церковь. Трое старших уже члены церкви.
– Дети охотно посещают церковь?
– Я искренне благодарен Богу за то, что у нас никогда не возникало проблем по этому вопросу. Мы все своего рода служители в церкви. У каждого из детей есть свое служение. И они совершают его с радостью. Мне кажется, порученное дело является определенного рода стимулом в хождении перед Богом.
– Что за служение несут Ваши дети, да и вся ваша семья? Вы проповедуете, занимаетесь душепопечительством, а остальные члены семьи?
– В семье все играют на музыкальных инструментах, но нет семейного оркестра. Моя жена Люда окончила училище искусств. Музыкальная семья – это ее заслуга. Она поет и этому научила всех детей. Пение – неотъемлемая часть христианина.
Старшая дочь Алена играет на скрипке, сопровождая общее пение в церкви. Саша, второй сын, отвечает за компьютер, проецирование текстов и поет в группе прославления. Оля занимается общецерковным детским хором. Дима поет в группе прославления и посещает пострадавших от теракта детей Беслана. Денис – звукооператор детского театра кукол «Тропинка», а также поет в детском хоре «Тропинка». Ну а вместе с Романом мы готовим воскресные проповеди. Естественно, проповедую я. Моя жена – регент основного хора церкви. Работа с женщинами – тоже на ее ответственности.
– Петр Анатольевич, у Вас действительно музыкальная семья. Какая музыка превалирует в служении в церкви?
– Начинается служение с молодежного прославления. В нашей церкви около 80 молодых людей (от 16 лет до 25). Естественно, и прославление молодежное. Длится оно примерно 30 минут, потом идет пасторская проповедь и общее пение из Сборника духовных песен. Во время общего пения, как правило, призыв к молитве и покаянию. Так что пение у нас разнообразное. Для прослав-ления мы используем современные молодежные песни, для поклонения – традиционные для нашего братства.
– В Вашей церкви довольно много молодых членов,а пожилых тоже много? Как они воспринимают современные молодежные песни?
– В церкви в основном средний возраст. Пожилых примерно 30 человек. Церковь была организована в 1993 году, и все ее члены пришли из мира. У нас не возникает проблем со стилем, главное – тематика. Естественно, во время молодежных собраний, которые проходят по субботам, прославление отличается. Они поют под гитары и барабаны. Им нравится и нам тоже, потому что тематика одна – прославление нашего Господа. У нас в церкви есть детская группа «Тропинка». У нее свой стиль, есть общецерковный детский хор, в котором около 80 детей, и у них свой стиль. Есть основной церковный хор, который поет на Вечере Господней, и, естественно, его стиль отличается от стиля молодежного прославления. В нашей церкви поют все. Одни профессионально, другие менее, но это не главное. Главное, что в церкви нет критиков. Каждый нашел свой стиль и свое прославление. Во время служения мы уделяем около часа на проповедь и столько же времени – на пение.
– Какую роль, по Вашему мнению, играет пение в духовной жизни христианина?
– Пение способно поддержать уставшего, привести к покаянию грешного и открыть небо для жаждущего правды Божьей. Пение должно радовать, но не угнетать. Вести церковное пение должны призванные и имеющие от Бога этот дар. Пение одинаково для Бога во всех стилях, главное, как я уже говорил, тематика. А тематика наших церквей одна – благодарение Бога за неизреченный дар.
– Как Вы думаете, почему некоторые верующие так много спорят о стилях музыки?
– Потому что не хотят петь сами и служат препятствием для других. Найди свою песню и радуйся. Зачем навязывать свой вкус другому? Очень много гимнов из сборника «Песнь возрождения» маршеобразны, так как написаны в середине прошлого столетия. Это был своеобразный стиль того времени, воодушевлявший народ на подвиги. Я не говорю о том, что этот стиль был создан в то время. Просто тогда он был особенно необходим для достижения целей. Советский Союз находился в руинах после Второй мировой войны. Люди, не обращая внимания на холод, голод и зной, восстанавливали разрушенное с песней на устах. Маршеобразный стиль проник и в церкви, воодушевляя верующих восстанавливать разрушенные взаимоотношения с Богом. И я не вижу в этом ничего плохого. Мы поем много маршеобразных гимнов. Этот стиль жив в церкви и по-прежнему вдохновляет на подвижничество в служении. Все стили приемлемы для церкви, за исключением, конечно, медитационной музыки. Но это уже другая тема.
– Почему другая? Это тоже нас интересует. Многие наши читатели наверняка не знают, что в медитационной музыке таится опасность. Поделитесь, пожалуйста, Вашим пасторским мнением.
– Оккультизм, к сожалению, проникает и в церкви. Не обращая внимания на духовную опасность, многие верующие интересуются гороскопами или астрологическими прогнозами. Помнят не только год, месяц и число своего рождения, но, к сожалению, и знак Зодиака. Медитационная музыка является лишь продолжением увлечений. Она вовлекает человека в потусторонний мир, естественно, темный. Музыка медитации монотонна, но делает свое дело, привлекая к себе все больше и больше последователей. Наше пение существенно отличается. Во-первых, текстом, во-вторых, мелодией. В медитационной музыке, на мой взгляд, нет ни того, ни другого, однако она завоевывает сердца современного поколения, «приобщая» его к миру демонов. Нашим верующим нечего бояться. Медитационное пение не проникнет в наши церкви, если, конечно, на корню пресечем все связывающее нас или привлекающее нас к потустороннему миру тьмы.