+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2006 г.

Чтобы вечно петь

Вальдемар Цорн

Чтобы в какой-то мере осветить тему номера и дать возможность высказаться пасторам разных поколений, мы решили побеседовать с Василием Логвиненко, бывшим председателем ВСЕХБ Советского Союза, и пастором новой церкви во Владикавказе Петром Луничкиным. Мы не противопоставляем их мнения, но считаем, что читателям будет интересно и полезно послушать их обоих. Вел беседы Вальдемар Цорн.

– Василий Ефимович, Ваше служение прошло в основном в тяжелый период гонений на хрис­тиан в Советском Союзе. Рас­ска­жите, пожалуйста, о том, какую роль играло пе­ние в духовной жизни хрис­тиан того времени?

– Пение для человека не­оце­ни­мо. Чуткая душа ус­лы­шит мелодию в плещущих волнах морского при­боя, в щебетании птиц и даже в шу­ме де­ревьев в лесу. Библия свиде­тельст­вует, что Бог со­вер­шал тво­ре­ние Все­ленной при общем лико­ва­нии утрен­них звезд и радостном вос­­кли­­цании сынов Божьих (Иов, 38:6–7).

Христос открыл Иоанну, что ис­купленные кровью Ии­су­са люди будут петь новую песнь: «Ты был зак­­лан и кровью Своею искупил нас Богу из всякого ко­ле­на, и языка, и на­рода, и племени» (Откр. 5:9).

В моем представлении в духов­ной песне и слова, и мелодия отра­жают желания и стремления духа, который есть светильник Божий. Яв­ляется ли эта песня песней плачу­щей души, ищущей утешения, или ра­дос­тью победы во Христе, или убе­ди­тель­ным призывом к покая­нию всех людей, в ней всегда скры­вается по­иск общения с Богом, живая на­деж­да и желание про­сла­вить Творца и Спа­сителя.

Поэтому, конечно, для верую­щих людей в период коммунис­ти­ческого режима, вытеснявшего все святое из человеческих душ, были дороги именно духовные песни.

Духовные гимны способ­ство­ва­ли духовному единству христиан. В то время большинство церквей не име­ли молитвенных домов. И если даже власть и разрешала про­во­дить соб­ра­ния, то где-нибудь на краю села или города, в небольшом част­ном доме.

Но эти дома всегда были пере­пол­нены людьми, в большинстве сто­­явшими, с большим усердием воспевающими и прославляющими Бога. Очень много пели в семьях, куда не­редко приглашались зна­ко­мые из неверующих, что способ­ст­во­вало их приближению к Богу и уве­ро­ванию.

– Какие песни были осо­бенно близки верующим в то время?

– В то время настоящий христиа­нин, любящий Бога и идущий по сле­дам Христа, не вписывался в окружающую среду. Его считали какой-то помехой в развитии об­щест­ва. Он был го­ни­м, оди­нок, невост­ре­бо­ван, но, по­па­дая в об­­ще­ние хрис­ти­ан, он чувствовал себя в родной семье, в при­сут­ст­­вии люби­мого Гос­пода Иису­са Хри­­ста, ощу­щал ды­ха­ние Ду­ха Свя­того и слышал утеши­тельные слова Господа: «И вот, Я с вами во все дни до скон­ча­ния ве­ка» (Мф. 28:20).

Поэтому один из самых дра­го­ценных гимнов для верующих того времени был:

Люблю, Господь, Твой дом –
Чертог любви Твоей.
Люблю я церковь из людей,
Искупленных Христом.

А. Е. Клименко, светлой памяти брат и служитель Божий, подарил мне в то время Сборник духовных песен и написал: «Мое сердце с то­бой. Храни тебя Бог, чтобы вечно петь».

И что еще характерно: в ука­за­теле этого сборника псалом «Люб­лю, Господь, Твой дом» был выделен и подчеркнут красными чернилами.

Понимаю, что и для старцев на­ших, прошедших впереди нас и пе­реживших еще более трудные вре­ме­на, чем мы, такие гимны, как «Люб­лю, Господь, Твой дом», «Течет ли жизнь мирно», «Господь, пребудь Ты с нами», «Кто верным Богу пребы­вает», и другие, подобные им, были большим вдохновением, глубоким уте­шением и ободрением для про­дол­жения благословенного труда во славу Господа.

Удивляюсь тому, что сегодня очень редко можно услышать гимн призыва Божьей любви: «Грешники, к Христу придите, час спасенья воз­вещен». Впечатление такое, как буд­то не стало грешников, ми­но­ва­ла опасность, в то время как мы са­ми много согрешаем. А Он хочет, чтобы мы нуждались в Нем, пришли к Нему просить, и Он даст нам Духа, чтобы нас водить.

Нельзя забыть и ду­хов­ный гимн, который был известен в России 135 лет назад:

Таков, как есмь, во имя крови,
За нас пролитой на кресте,
Во имя Божьих призываний,
Христос, я прихожу к Тебе.

(Русский писатель Лесков Н. С. вспоминает о нем в своем рассказе «Юдоль»).

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к хариз­ма­тическому пению. Думаю, рано еще «плясать». Путь веры очень сложный, Христос не расширил узкий путь и тес­ные врата. Предстоит совершать наше спасение в очень сложных ус­ловиях если не гонения, то оболь­ще­ния мирскими «прелестями».

Один брат меня спросил: «Что же, и сегодня надо петь „Не тоскуй ты, ду­ша дорогая”?» А почему бы и нет? Разве нет тоски по Небесной От­­чиз­не? Разве не тоскует душа от нашей духовной бедности, когда мы сравниваем себя не с жизнью ближ­него нашего, а взираем на святого и пра­ведного Бога, Который и в ан­ге­лах своих усматривает недос­тат­ки?

Кто-то хорошо выразил это пере­живание в словах гимна:

Не растут грехи, как сорняки,
И порою даже в птичьих песнях
Слышно столько горестной тоски
О нетленной красоте небесной.

Не надо пренебрегать грустными мелодиями, ибо печаль ради Бога производит покаяние. А сокру­шен­ные сердца и покаяние открывают источники благословений Божьих.

Издавая Сборник духовных пе­сен в 1927 году, И. С. Про­ха­нов писал, что музыка и пение долж­ны соответствовать глубоко ду­хов­ному евангельскому движению: «Это направление будет, с од­ной сто­роны, выражением еван­гель­ской радости спа­­сенной и жи­­вущей с Гос­подом ду­ши, а с дру­гой – в нем най­дет отзвук и ха­рак­тер­ная особен­ность рус­ского пев­ца – его врож­ден­ная ми­с­ти­чес­кая грусть».

– Когда в после­во­ен­ное время вы­шел пер­вый Сбор­ник духов­ных пе­сен?

– Очень сложно наз­вать дату из­да-ния пер­вого после­воен­ного Сбор­­ника ду­хов­ных пе­сен. Пом­ню, что в пятиде­сятых годах верую­щие поль­зо­ва­лись со­хранившимися гуслями и сбор­ником «Духовные песни», ко­торые изда­ва­лись еще в двадцатые годы Союзом евангельских хрис­тиан.

После войны эти и другие сбор­ни­ки перепечатывались и пере­пи­сы­вались различным образом. Пер­вое официальное издание Сбор­ника духовных песен ВСЕХБ в твер­дом пе­ре­плете датировано 1968 годом.

Вскоре после этого появилось мно­го сборников с этой датой изда­ния, но в мягком переплете. Стало ясно, что братья из миссии «Свет на Востоке» скрывают свое имя как издателя ради того, чтобы помочь нам приобрести эти сборники.

Точно так же получилось и с пер­вым послевоенным изданием Нотно­го сборника духовных песен ВСЕХБ. В 1984 году был издан этот сборник толстой книгой, но спустя некоторое время стали появляться такого же издания нотные сборники, с теми же гимнами, но намного меньше по объему. Так что братство наше с благодарностью вспоминает наших за­рубежных друзей: и тех, которые издавали, и тех, которые с боль­ши­ми трудностями ввозили их в нашу страну.

– Миссия «Свет на Востоке» из­давала наряду с Новым Зав­е­том и Библией и песенники для нашего братства. Ввозили эту литературу неле­галь­но, тайно. Как Вы в то вре­мя относились к нашей дея­тель­ности?

– Я никогда не забуду той боль­шой радости в наших церквах, когда после долгих лет перерыва, при всех запретах и давлении со стороны атеистической идеологии, были из­даны сборники духовных песен. Но издание было настолько малым, что приходилось их небольшими пор­ция­ми распределять по церквам. Появ­ле­ние маленьких сборников в мягком переплете, а позднее и нот­ных сбор­ников, которые издавались миссией «Свет на Востоке», было прос­то чу­дом и большим подарком от Са­мого Господа. Да, действи­тель­но, вся духовная литература ввози­лась в условиях строгих запретов, благодаря преданным Ему людям, которые с большим риском, раз­лич­ными путя­ми снабжали наше братст­во духов­ным хлебом – Библиями, сборни­ка­ми и другой духовной лите­ратурой. О какой нелегальности мож­но го­ворить?

Нелегально – это незаконно. Те­перь все люди нашей страны пони­ма­ют, что незаконно поступали вла­с­ти, ущемляющие права верующих. Когда существующая власть, кото­рой Библия нас учит покоряться, из­дает законы, нарушающие закон Бо­жий, мы вправе были сказать сло­вами апостолов: «Должно пови­но­ваться больше Богу, нежели лю­дям» (Деян. 5:29).

– Вы были руководителем ВСЕХБ в советское время. Как Вы оце­ни­ваете нынешнее духовное состоя­ние нашего братства в срав­­нении с прошлым?

– Конечно, нельзя рассчитывать на какую-то несокрушимую ста­биль­ность. Не меняется только веч­ное Слово Бога. Меняются времена, меняются нравы людей и даже тра­диции. Но для нас, христиан, ко­неч­но, неоспоримо, что все перемены должны способствовать исполнению воли Божьей и со­дей­­ствовать слу­же­нию Церкви Христовой.

Поэтому, думаю, что главное не в самих переменах, а в каком на­прав­лении меняемся мы и наше слу­жение.

В целом братство не меняет еван­­гельский курс, взятый от Хрис­та, от апостолов и наших перво­про­ходцев, которые полагали даже жизнь за чистоту Евангелия. Слава Богу, се­год­ня у нас большинство союзных и поместных руководителей глубоко духовны, много библейских школ и институтов, воскресные школы и прекрасные молитвенные дома. Но все-таки мно­гих беспокоит будущее баптизма.

В большинстве стран СНГ на­с­ту­пило время полной свободы про­по­веди Евангелия. Но, к сожа­ле­нию, свобода способствует не толь­ко бла­­говестию, но и охлаждению люб­ви и потере вечных ценностей. Хрис­тианство оказалось перед ши­роким выбором путей служения Богу и следования за Христом в условиях все­дозволенности и мирского обо­ль­ще­ния. По сравнению с прошлым време­нем намного труднее осу­ще­ст­вляется молодым поколением не­­обходимость истинного покаяния, которое приводит к рождению от Бога нового человека.

Помню, когда со стороны влас­тей были одни запреты, некоторые братья-служители не могли уделить должного внимания работе с моло­дежью. Но, удивительно, молодежь была церковной, более посвя­щен­ной и целеустремленной. Она всег­да была готова к подвижнической жиз­ни для того, чтобы поехать с бла­говестием и духовными песнями в село или в другой город. Молодежь посещала одиноких стариков, помо­гая им и ободряясь.

Нередко эти подвиги закан­чи­вались штрафами или арестами, но это не убавляло сильного желания посвятить себя служению Иисусу Хри­сту. Нет причин для обвинения ны­неш­ней молодежи. Вина где-то лежит на нас, на старшем поко­ле­нии. Не сумели мы правильно со­ри­ен­­тироваться в условиях резкого перехода от угнетения к свободе.

Продолжается тенденция к от­де­лению молодежи. Ей при­да­ется осо­бый статус с желанием объе­динить ее в отдельный союз. В неко­торых странах уже есть пре­зидент моло­деж­ного союза и ге­неральный сек­ре­тарь. Мне прихо­дилось быть там на молодежном съезде. Поз­воль­те мне откровенно выразить свой взгляд на это новшество. Ду­маю, что это ошибка за­рубежного братства, которую мы, к сожалению, пов­то­ряем.

Нельзя делить тело Христово, а необходимо укреплять Его единство. Стоит прислушаться к голосу Божье­му, Который хочет обратить серд­ца отцов к детям «и сердца де­тей к от­цам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятьем» (Мал. 4:6).

– Ваша любимая песня.

Трудно назвать какую-то одну любимую. С самых молодых лет мы с женой пели в хоре, и оба очень лю­бим пение общее и хоровое. Каж­дый день звучит в душе какая-то до­рогая песня, для воспроизведения которой уже нет голоса. Но очень часто тихонько напеваем:

Вечность святых видится мне,
Дом мой небесный в родной стороне…
…Там, только там  
…жизни всей моей мечты.

В НАШЕЙ ЦЕРКВИ ПОЮТ ВСЕ

– Петр Анатольевич, пред­ставь­­тесь, пожалуйста, читателям журнала «Ве­ра и жизнь».

– Мне 44 года. Родился во Вла­дикав­казе, покаялся в церкви в 1976 году, принял крещение в 1979-м, же­нился в 1984-м. Отец шестерых детей. Пастор Евангельской церкви «Надежда» и руководитель Северо-Осетинской миссии христианского ми­лосердия.

– Я слышал, что Вы несете и ответственное социальное слу­же­ние. В чем оно заключается?

– Да. Несколько лет назад меня пригласили в Комиссию по правам человека при президенте РСО-Ала­ния, чуть позже предложили воз­гла­вить попечительский совет уголовно-исполнительной системы, а совсем недавно назначили членом ко­мис­сии по помилованию. Я со­вер­шаю данное служение (расце­ни­ваю имен­­но так все мои назначения и при­гла­шения) для одной цели – по­мочь че­ловеку познакомиться с Тем, в Кого я верю, естественно, ока­зы­вая и определенную социальную по­мощь. В Комиссии по правам человека я старший эксперт.

– Кто Вы по вероиспове­да­нию?

– Евангельский христианин. Бап­тист.

– Какого возраста Ваши дети?

– Старшей дочери 20 лет, млад­шему сыну 9 лет.

– Ваши дети все ходят в цер­ковь?

– Да. С самого раннего возраста мы с женой носили, потом водили всех детей в церковь. Трое старших уже члены церкви.

– Дети охотно посещают цер­ковь?

– Я искренне благодарен Богу за то, что у нас никогда не возникало проб­лем по этому вопросу. Мы все своего рода служители в церкви. У каж­дого из детей есть свое слу­же­ние. И они совершают его с радос­тью. Мне кажется, пору­ченное дело является определенного рода сти­му­лом в хождении перед Богом.

– Что за служение несут Ваши дети, да и вся ваша семья? Вы про­по­ве­дуете, занимаетесь душепо­пе­чительством, а остальные члены семьи?

– В семье все играют на музы­кальных инструментах, но нет се­мей­ного оркестра. Моя жена Люда окон­­чила училище искусств. Музы­кальная семья – это ее заслуга. Она поет и этому научила всех детей. Пе­ние – неотъемлемая часть хрис­тиа­нина.

Старшая дочь Алена играет на скрипке, сопровождая общее пение в церкви. Саша, второй сын, отве­ча­ет за ком­пью­тер, проецирование тек­стов и поет в группе про­слав­ле­ния. Оля занимается общецер­ков­ным дет­ским хором. Дима поет в груп­пе про­славления и посещает по­стра­дав­ших от теракта детей Бес­лана. Де­нис – звукооператор дет­ско­го теат­ра кукол «Тропинка», а так­­же поет в детском хоре «Тропин­ка». Ну а вмес­те с Романом мы го­товим воскресные про­поведи. Ес­те­ст­венно, про­по­ве­дую я. Моя жена – регент ос­новного хора церкви. Ра­бота с жен­щинами – тоже на ее от­ветст­вен­ности.

– Петр Анатольевич, у Вас дей­ствительно музыкальная семья. Какая музыка превалирует в слу­жении в церкви?

– Начинается служение с моло­деж­ного прославления. В нашей цер­к­ви около 80 молодых людей (от 16 лет до 25). Естественно, и про­слав­ление мо­лодежное. Длится оно при­мерно 30 минут, потом идет пас­тор­ская проповедь и общее пение из Сбор­­ника ду­хов­ных песен. Во время об­щего пения, как правило, призыв к молитве и покаянию. Так что пение у нас раз­нообразное. Для про­слав-ления мы используем со­временные моло­деж­ные песни, для поклоне­ния – тради­ци­он­ные для на­шего брат­­ства.

– В Вашей церкви до­воль­но много молодых членов,а пожилых тоже много? Как они вос­при­ни­мают современные молодежные песни?

– В церкви в основном средний возраст. Пожилых примерно 30 че­ло­век. Цер­ковь была организована в 1993 го­ду, и все ее члены пришли из мира. У нас не возникает проблем со стилем, главное – тема­тика. Ес­те­ст­венно, во время моло­дежных соб­раний, которые проходят по суб­бо­там, прославление отли­ча­ется. Они поют под гитары и бара­баны. Им нравится и нам тоже, по­тому что те­матика одна – про­слав­ление на­шего Господа. У нас в церк­ви есть детская группа «Тропинка». У нее свой стиль, есть общецерковный детский хор, в котором около 80 де­тей, и у них свой стиль. Есть основной церковный хор, который поет на Ве­чере Господней, и, естественно, его стиль отличается от стиля моло­деж­ного про­слав­ления. В на­шей церкви поют все. Одни профес­сионально, другие менее, но это не главное. Глав­ное, что в церкви нет кри­тиков. Каждый нашел свой стиль и свое про­­слав­ление. Во время слу­жения мы уде­ляем около часа на про­по­ведь и столько же времени – на пе­ние.

– Какую роль, по Вашему мне­нию, играет пение в духовной жиз­ни христианина?

– Пение способно поддержать ус­­тавшего, привести к покаянию греш­­ного и открыть небо для жажду­щего правды Божьей. Пение должно ра­довать, но не угнетать. Вести цер­ков­ное пение должны призванные и имею­щие от Бога этот дар. Пение одинаково для Бога во всех стилях, главное, как я уже говорил, тема­тика. А тематика наших церквей од­на – благодарение Бога за неизре­чен­ный дар.

– Как Вы думаете, почему не­ко­торые верую­щие так много спо­рят о стилях му­зыки?

– Потому что не хотят петь сами и служат препятствием для других. Най­ди свою песню и радуйся. Зачем навязывать свой вкус другому? Очень много гимнов из сборника «Песнь возрождения» марше­об­раз­ны, так как написаны в середине прош­ло­го столетия. Это был свое­об­разный стиль того времени, вооду­шев­­ляв­ший народ на подвиги. Я не говорю о том, что этот стиль был соз­дан в то время. Просто тогда он был осо­бен­но необходим для дости­же­ния целей. Советский Союз нахо­дил­ся в руинах после Вто­рой мировой вой­ны. Люди, не обра­щая внимания на холод, голод и зной, вос­ста­нав­ли­вали раз­рушенное с песней на ус­тах. Мар­шеобразный стиль проник и в церк­ви, во­оду­шев­ляя верующих восста­навливать раз­рушенные взаи­мо­­от­ношения с Богом. И я не вижу в этом ничего плохого. Мы поем много маршеобразных гимнов. Этот стиль жив в церкви и по-прежнему вдох­новляет на подвижничество в слу­же­нии. Все стили прием­лемы для церк­ви, за исклю­че­ни­ем, конечно, медита­ционной музы­ки. Но это уже дру­гая тема.

– Почему другая? Это тоже нас интересует. Многие наши чита­тели наверняка не знают, что в ме­дитационной музы­ке таится опас­ность. Поделитесь, пожалуйста, Вашим пасторским мнением.

– Оккультизм, к сожалению, про­ни­кает и в церкви. Не обращая вни­мания на ду­хов­ную опасность, мно­гие верующие интересуются горо­ско­пами или астрологическими прог­­нозами. Пом­нят не только год, месяц и число своего рождения, но, к со­жа­лению, и знак Зодиака. Ме­ди­тационная музы­ка является лишь продолжением увлечений. Она во­вле­кает человека в потусторонний ми­р, естественно, темный. Музы­ка меди­тации мо­но­тонна, но делает свое де­ло, прив­ле­кая к себе все боль­ше и боль­ше по­следователей. На­ше пе­ние существенно отличает­ся. Во-пер­вых, текстом, во-вто­рых, мело­ди­ей. В меди­та­ционной му­зыке, на мой взгляд, нет ни того, ни друго­го, од­на­ко она завое­вы­ва­ет серд­ца со­вре­мен­ного поко­ле­ния, «приобщая» его к ми­ру демонов. На­шим верую­щим не­чего бояться. Ме­ди­­тационное пе­ние не проникнет в наши церкви, ес­ли, конечно, на корню пресечем все связывающее нас или прив­ле­каю­щее нас к поту­сто­рон­нему миру тьмы.

Архив