Вера и Жизнь 3, 2006 г.
Музыка от Бога
Павел Давидюк
Когда я впервые задумался над тем, что такое музыка, как и для чего она могла появиться, я намного лучше смог понять Бога. Я не сомневаюсь в том, что музыку придумал Бог. В Его творении все прекрасно, и музыка – это тоже прекрасно!
Сколько я себя помню, музыка всегда имела для меня огромное значение. В детстве я засыпал и просыпался под музыку. Приходя из школы, ел и делал уроки под музыку.
У меня нет музыкального образования, но чтобы наслаждаться тем, что Бог сотворил, не нужно образования.
Наслаждаться музыкой можно по-разному. Можно слушать великолепные произведения знаменитых авторов, можно самому попытаться написать...
Еще в школе, в начальных классах, я написал свою первую песню. Это произошло абсолютно спонтанно. Я сидел, смотрел в окно на падающий снег, мне было грустно, может, я даже тогда был влюблен – точно не помню, но сама собою появилась песня. Она была очень примитивна, но я до сих пор помню, сколько счастья испытал оттого, что смог выразить в музыке происходившее у меня в душе!
С той поры прошло много лет, и однажды, к моему большому удивлению, меня попросили попробовать написать музыку для детского спектакля «Тропинка», который ежегодно готовит и ставит Украинское миссионерское общество «Свiтло на Сходi». Я удивился, так как никто не знал, что я когда-то «этим» занимался. Да и вообще это предложение прозвучало как-то очень естественно, как будто меня попросили сходить в магазин за хлебом.
Я очень волновался, но попробовал. С того времени с большим удовольствием пишу музыку для этих праздников. Это делать совсем не сложно, так как я хорошо знаю автора стихов, к которым музыку пишу. Это Елена Микула. Читая ее стихи, я четко представляю, что она думала, когда писала, что чувствовала. Она же является и моим главным критиком, так как никто, кроме нее, не может понять, удалось ли мне моей музыкой дополнить ее чувства, с которыми она писала стихи, или моя музыка и ее стихи несовместимы.
Я не считаю себя композитором. Когда я слушаю, к примеру, «Времена года» Вивальди, я немного завидую ему. Какое счастье – уметь так передавать в музыке свое внутреннее состояние! Я не сомневаюсь, что в тот момент, когда он записывал последнюю ноту очередного своего произведения, он был чрезвычайно счастливым человеком. Если он знал Бога, то я уверен, что его музыка – это восхищение Богом, восхищение Его творением!
Господь очень многообразно проявляется в людях Своими дарами: кому-то Он дает способность писать великолепные картины, кому-то – стихи, кто-то пишет «правильную» музыку – музыку, в которой Сам Бог приоткрывается; музыку, которая способна помочь человеку понять Бога не только разумом, но и чувствами, эмоциями, сосредоточиться на Нем.
В подтверждение этой мысли расскажу об одном событии. В прошлом году нашу молодую, только что организованную музыкальную группу пригласили петь на одной церковной молодежной конференции, которая проходила в Киевской области.
Организаторы конференции решили в последний вечер провести общее собрание на улице. Собравшись на небольшом стадионе, который был покрыт мелкой галькой, мы расставляли аппаратуру, подбирали песни. Но перед началом вечерней программы у нас появились проблемы, связанные с недоразумениями внутри нашей группы, которые потом переросли в серьезный «скрытый конфликт». Все это началось, что называется, «на пустом месте», без серьезных на то причин. Сейчас я понимаю, что это были нападки врага Бога...
Когда все участники конференции собрались, заняли места на скамейках стадиона, я вдруг почувствовал, что не могу петь. У меня такая тоска на сердце, а лицемерить мне не хотелось, ведь мы собрались Богу петь, а не «отрабатывать приглашение» и давать концерт для молодежи. Поэтому мы с ребятами из группы просто ушли в лес, который находился совсем рядом. Я не помню, когда я еще так Богу молился, как в том лесу. Мы очень искренне признавались друг другу и Богу в том, что нас смущало. Это было так здорово! Когда мы вернулись, нас уже ждали с нетерпением.
Тот вечер был посвящен поклонению Богу. Песни, которые мы спели, были молитвами, положенными на музыку. Бог такую атмосферу создал, что я как будто физически почувствовал: Он здесь, на этом футбольном поле, рядом с каждым из нас. Это было неимоверно трепетное и одновременно радостное состояние. А когда мы пели четвертую или пятую песню, я увидел, как несколько ребят и девушек стали на колени, прямо на эти колючие мелкие камешки, и до конца нашего служения не вставали. Я не мог петь, но уже не оттого, что на сердце пусто было, а потому, что хотелось плакать от умиления, оттого что воочию увидел, как Бог действует и как смиряет сердца этих парней, девчонок и мое. Бог в тот вечер по-особенному Себя проявлял, и ребята общались с Ним. Никто в тот момент не смог бы их убедить, что Бог находится где-то далеко, на небе, ведь Он был здесь, рядом с ними, в них самих!
Я против того, чтобы манипулировать эмоциями людей, но я ни на секунду не сомневаюсь, что эмоции, как и музыку, создал Бог, и эти два Его «создания» очень близки по сути. Бог так захотел, и я знаю, что это важно для нашей повседневной христианской жизни.
Описанное событие произошло на конференции, на которой присутствовали ребята из христианской церкви. Они все знают Бога. А в конце лета мы вернулись из христианского лагеря для подростков. Около семидесяти процентов детей в этом лагере впервые услышали о Боге.
Когда я об этом узнал, я сначала засомневался в том, что мы «правильные» песни подготовили. Я подумал: может, стоит вначале петь песни каких-то знаменитых эстрадных исполнителей – Виктора Цоя, Андрея Макаревича или еще кого-то, чтобы расположить ребят, а уже потом христианские? Но, посоветовавшись, мы решили, что будем с самого начала петь песни о Боге.
К моему удивлению, ребята сразу же «включились». Я сказал: неважно, что они мелодии не знают, важно понять, о чем и о Ком они поют. И если они согласны с текстами песен, то нужно петь их громко. Позже я почти пожалел об этом. Первые два ряда подростков не пели – они кричали эти песни, сбивая не только меня, но и всю группу! Я видел, как Бог благодаря песням ломает лед недоверия этих ребят из киевских дворов, где жизнь совсем не такая, как в церкви, недоверия к нам – христианам. На третий день в большой палатке, где проходили общие лагерные встречи, уже не было ни одного человека, который не пел бы вместе с нами.
А самой главной песней лагеря, которую просили чаще всего и которую иногда нам приходилось петь по три раза за вечер, стала песня «Я верю в Бога!»
В один из вечеров ко мне подошел пастор церкви Александр Напреенко, который был в лагере молодежным пастором, и сказал: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Эта цитата из Послания к римлянам лучше всего подходила ко всему, что происходило в лагере во время прославления нашего Бога! Дети, которые никогда до этого не знали Бога, исповедовали, что верят в Него, что Он их Спаситель и их дорога, ведущая в небеса. И именно благодаря песням они впервые общались с Богом. Ни на секунду не сомневаюсь, что Бог их слышал!
Я знаю, что музыка – это то, что подарил нам Сам Бог, и к Его подарку хочу относиться бережно.