Вера и Жизнь 3, 2006 г.
Ободрись и действуй!
Франц Тиссен
«Встань, потому что это твое дело, и мы с тобой. Ободрись и действуй!» (Езд. 10:4)
Чтобы кого-то ободрить, нужно самому иметь дух ободрения. Я сейчас переживаю большие благословения. 17 августа я был на конференции в Кыргызстане и говорил на тему: «Я и дом мой будем служить Господу». Я сказал: «Братья и сестры, ровно двадцать пять лет назад я обещал Богу служить Ему всем домом. Мы с женой стояли перед церковью, меня рукоположили на пресвитера. Вчера вечером моя жена в телефонном разговоре поздравила меня с юбилеем моего служения Господу. Я так рад, что она не забыла о нашем обещании Господу в тот день, хотя прошло уже двадцать пять лет».
Все эти годы мы идем с ней рядом и ободряем друг друга в служении...
Кто в нашем окружении нуждается в ободрении? Какому человеку нужно ободрение? Тому, кто впал в уныние, разочарование, сомнение, депрессию. Человеку, который вследствие всего этого не может трудиться, человеку, который потерял надежду. Это очень страшно – потерять надежду, впасть в уныние, в чем-то усомниться, все оставить, уйти от служения, замкнуться в себе. Что вы делаете, когда у вас умирает надежда? Я думаю, что каждый из нас переживал в своей жизни такие минуты. Депрессия – это угнетенное, подавленное состояние. Уныние – это мрачная, безнадежная печаль. Отчаяние – это состояние крайней безнадежности, безысходности. Когда человек впадает в отчаяние, он теряет всякую надежду. Я не думаю, что так было у Ездры, однако и он нуждался в ободрении.
Задумайтесь: кем по натуре вы являетесь – каждый из вас? Вы – человек, которого нужно постоянно ободрять, или вы – человек, которым Бог пользуется для ободрения других людей? Как вы считаете: когда окружающие соприкасаются с вами, они ободряются или впадают в уныние? Это очень важно, потому что уныние очень заразительно. Дух ободрения – тоже очень сильный дух, особенно, когда он действует силой Святого Духа.
Помните учеников, которые шли из Иерусалима в Эммаус? Они были подавлены, в унынии, и сами потом в этом признались. Очень часто и мы куда-то вместе идем или едем. Как ведем себя мы – ободряем или подавляем дух других?
Есть люди, которые все видят в серых тонах: и то плохо, и это плохо. Очень трудно с ними общаться. Когда Иисус присоединился к ученикам, шедшим в Эммаус, и спросил, о чем они рассуждают, те сказали: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль». Их надежда рухнула. У них же были совсем другие планы.
Одна из причин, из-за которой многие христиане впадают в уныние, – это несоответствие их воли воле Бога, непонимание Бога, непонимание Его путей. Им кажется, что Бог все делает не так. Но это – неверное состояние. Бог всегда все делает правильно, даже если мы этого пока не понимаем и, возможно, на земле никогда не поймем. Но «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». И мы должны говорить это друг другу, мы должны ободрять друг друга.
В пример я приведу одну историю, которая произошла в Америке во времена движения за освобождение негров от рабства. В одной негритянской общине был пастор по имени Фредерик Дуглас. Это был очень известный человек, который многое сделал для освобождения своего народа из рабства. В один из дней казалось, что победа близка, правительство должно было принять последнее решение. Люди постились, молились об этом, ожидая своего пастора. Когда Дуглас вошел в церковь, исход был виден по его лицу – пастор был страшно подавлен. Он сел за стол, опустил голову на руки и долго молча сидел. Затем он поднял голову и сказал: «Белый человек против нас» – и снова замолчал. Немного погодя он произнес: «Правительство против нас» – и опять замолчал. И спустя время добавил: «Дух времени против нас». Больше у него не было слов. Тогда встала одна старая негритянка и спросила: «Фредерик, а Бог тоже умер?» И это его ободрило. Он сказал: «Нет, жив Господь!» Значит, есть надежда!
Враг знает: что когда у нас подавленный дух, тогда мы не действуем, мы пассивны, мы хотим уединиться, хотим сами себя пожалеть, хотим поплакаться, ища сочувствия. Это – очень печальное состояние.
Иногда нам кажется, что мы много делаем, но результатов не видно. Мы не всегда их видим, не всегда о них слышим. Недавно я переживал тяжелый период – не хочу сказать, что я был в отчаянии, но мне было плохо. В одной светской организации я встретил знакомого человека. Этот человек неверующий, но он меня ободрил. Я подумал: «Почему Бог для ободрения использовал неверующего человека?» Я с ним поздоровался, спросил, как у него дела, когда он начнет служить Богу? Сказал, что люблю его и буду дальше о нем молиться. Весь разговор занял две-три минуты, и я хотел идти дальше, но он вдруг сказал: «Подождите минуту, я хочу что-то Вам сказать». Надеюсь, вы поймете меня правильно. Я не хочу похвастаться, какой я хороший, просто говорю о том, как меня ободрил этот человек. Он мне говорит: «Я наблюдаю за Вами и удивляюсь, как Вы находите время для каждого человека? Кто я для Вас? Почему Вы нашли для меня эти две-три минуты? Спасибо Вам!» Вроде бы такая мелочь, а меня он ободрил.
Братья и сестры, вы ободряете друг друга? Как-то после молитвенного общения ко мне подошел один брат и сказал: «Я хочу Вам что-то сказать наедине». Как служитель я подумал, что у него какая-то проблема. Я внутренне сосредоточился и помолился, чтобы правильно ему ответить. Он сказал: «Мы Вас любим, мы молимся о Вас. Я вижу, что Вам трудно, и Бог положил мне на сердце сказать это Вам». Именно это мне и нужно было. После этих слов я прослезился и сказал: «Спасибо, ты правильно услышал Бога, мне действительно это нужно».
Каждый из нас нуждается в ободрении. Я не верю, что есть люди, которых не надо ободрять. Напомню слова Джона Мак-Артура: «Когда вы проповедуете, помните, что вы говорите для людей, которым плохо. Вам надо ободрять людей, поднимать людей».
Уныние – очень тяжелое состояние. Это как искушение. Иногда мы оказываемся в искушении предаться отчаянию. Это может случиться с каждым. Что делает Бог, когда видит, что мы в унынии? Как Он ободряет нас? Давайте просто поучимся. Бог хочет через нас ободрять людей.
Помните Илию? Это был удивительный человек. О нем написано, что по его молитве не было дождя. И вот однажды он впал в уныние. Он находился в отчаянной ситуации. Он пошел в пустыню, сел под можжевеловым кустом и сказал Богу, прося себе смерти: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Он почти дословно повторил молитву Ионы, которой тот молился под стенами Ниневии. Илия истощен. Он дошел до предела. Как же Бог вывел его из этого мрачного, угнетенного состояния? Прежде всего Бог вступил с ним в диалог. Бог видел, что Илии нужна забота, которая необходима большинству людей, просящих Бога взять их к Себе. Людям нужно внимание, чтобы просто кто-то их выслушал, проявил участие. И вот Бог говорит Илии: «Встань!»
Этот призыв несколько раз звучал из уст Иисуса к больным или мертвым людям. Иисус может поднять даже мертвого. Нам иногда кажется, что выхода уже нет, что мы в безнадежном положении, наша надежда рухнула, нам никто не может помочь, уже нельзя изменить обстоятельства, в которых мы находимся, и мы не хотим жить. Я помню в своей жизни такие моменты, когда я закрывался в своей комнате, ложился на пол и рыдал, никого не желая видеть. Я был раздавлен, мне казалось, что уже ничего нельзя изменить.
Ответ Господа Илии был простым: «Встань, ешь». Ну неужели именно это нужно отчаявшемуся человеку? Да, иногда, чтобы человек тебя услышал, нужно начать с элементарной заботы. Мы должны услышать ободрение от Самого Бога. Помните, псалмопевец сказал: «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога» (Пс. 61:12). Вы никогда не задумывались над этим выражением? Обычно у людей бывает наоборот. Надо пять раз сказать, пока тебя один раз услышат. Но когда Бог скажет, тогда мы слышим это всю жизнь – снова и снова. Бог не упрекнул Илию, Он поставил его на горе пред лицом Своим, Он приготовил его, чтобы Илия мог услышать. Бог просто сказал, что продолжает контролировать ситуацию, что Он – на троне и зря Илия так переживает. Мы должны извлечь из этого урок, если хотим ободрить человека. Богу все возможно. И мы, ободряя, должны верить,что Бог может все.
Почему мы до сих пор впадаем в уныние? Причин очень много: страх, ревность, неисполнившаяся мечта, неверность, измена, просто недостаток, боль душевная и физическая. Как нам выйти из этого состояния? В Писании много сказано по этому поводу. Я надеюсь, вы помните, что сделал Иисус для эммаусских учеников? Это были абсолютно разочарованные люди, которым никуда не хотелось идти. И когда Иисус хотел пройти мимо их жилища, они пригласили Его остаться с ними, так как день склонился к вечеру. Вечер, поздно, куда уже идти? Но когда Иисус им открылся, они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда объяснял нам Писание?» (Лк. 24:32).
Иисус ободряет нас через Писание. Если наш дух подавлен, нам нужно читать Писание. Мы не ободримся, если будем читать романы или часами «сидеть» в Интернете. Часто мы говорим: «Все так плохо, нет желания трудиться» – и оставляем одно служение за другим. Только Писание может зажечь сердце, и мы видим это на примере учеников.
Помните, как Моисей послал разведчиков, чтобы узнать о земле обетованной? И вот они приходят и рассказывают, что туда нельзя идти, там великаны. И только два человека пытались ободрить народ. Один из них – Халев. О Халеве написано, что в нем был иной дух. Какой же дух в нем был? Дух Божий, Сам Бог через него говорил. Меня удивляет личность Халева. Он был верен Богу, видел правильно и мог ободрять народ.
Иногда мы должны сами себе что-то сказать. Давид поступал так в трудные минуты. Когда он унывал, то сам себе говорил: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога» (Пс. 41:6). Он сам себе напоминал о великих Божьих делах и говорил себе, что нет основания унывать. Бог обязательно вмешается в жизнь, в обстоятельства. Нужно только молиться. Это очень важно, пользуйтесь этим методом.
Я боюсь, что у многих людей ненастоящие молитвы. Если мы молимся и продолжаем унывать, значит, сомневаемся в Боге. Молитва и сомнения несовместимы. Мы как бы говорим: «Да, мы помолились, но вряд ли что изменится». Одна сестра подошла к проповеднику и, рассказав о своей проблеме, попросила дать ей совет. Он, выслушав ее, предложил ей молиться. Она возразила: «Опять молитва, всегда только молитва. Больше Вы мне ничего не посоветуете?» После этого он ей посоветовал молиться еще больше. И это правильно: «Должно всегда молиться...»
Если мы молимся, то говорим Богу, что мы зависим от Него. Одному человеку приснился сон. Ангел его спросил, когда он последний раз молился. Человек сказал, что молился вчера вечером. На что ангел ему ответил: «Вчера вечером ты не молился». Тогда человек сказал: «Значит, позавчера». Ангел возразил: «Нет, и позавчера ты не молился». «А когда же я молился?» – спросил человек. «Ты молился, когда умирал твой сын, вот тогда тебе нужен был Бог», – ответил ангел.
Почему мы иногда унываем? Я думаю, потому что мы неправильно молимся. Библия говорит, чтобы приходящий к Богу веровал в Его силу. И если Сам Бог нам это говорит, то мы должны это слышать на протяжении всей своей жизни, и это всегда будет нас ободрять. Если мы ободримся, то сможем сделать что-нибудь невероятное, как эммаусские ученики. В поздний час, узнав Иисуса, они пошли назад в Иерусалим. В их сердцах горел огонь, и они не могли дождаться утра. Они пришли в Иерусалим и ободрили других учеников, сказав, что видели Иисуса. Почему они смогли это сделать? Потому что они сами получили ободрение.
Братья и сестры, Иисус с нами! Он хочет нас ободрить. Он хочет, чтобы мы другими уехали с этой конференции. Он хочет, чтобы мы приехали домой и ободрили наших братьев и сестер. Он хочет изменить наши устремления. Он хочет, чтобы мы по-другому посмотрели на тех, у кого подавленный дух. Иногда нам кажется, что они нам мешают. Это такие трудные люди, они постоянно ворчат, постоянно недовольны, постоянно жалуются. Братья и сестры, давайте расскажем им об Иисусе, о том, как сильно Он нас любит. Давайте просто поделимся тем, что Он сделал в нашей жизни. Если мы не знаем, что им сказать, то должны сами покаяться. Я уверен, что Он нас изменит. А если мы всегда только ждем ободрения, значит, с нами что-то не в порядке. Когда мы находимся в общении с Иисусом, то можем ободрять и других. Если мы только в ожидании ободрения, мы отступаем, мы уходим… Мы что-то еще делаем по привычке, подавляя собственный дух, но в таком состоянии можно оказаться на краю пропасти.
Я думаю о том, как приятно было Ездре услышать слова ободрения. Кто-то скажет: «Да Вы не знаете моих обстоятельств». Когда я такое слышу, то думаю: «Мне бы твои проблемы». Я иногда не могу объяснить людям своих проблем. В таких случаях для меня является утешением пример апостола Павла. Во Втором послании к коринфянам он пишет о своем служении, в котором он не унывает. Сколько же ему платили, что он не унывал? Вот бы нам такое служение! Наверное, его никто никогда не унижал, не оскорблял. Наверное, к нему всегда относились с глубоким почтением. Но, читая дальше, мы видим, что он был в отчаянных обстоятельствах, в гонениях, в притеснениях, его называли обманщиком, били камнями и палками. Павел не унывал, имея именно такое служение, и называл его милостью от Бога. В чем секрет Павла? Почему он не унывал? Отвечая на этот вопрос, он пишет: «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).
Сатана хочет подавить наш дух, ввергнуть нас в отчаяние. Но мы не должны отчаиваться. Господа огорчает, когда мы живем так, как будто Он умер; когда мы говорим, что верим, но выглядим так, как будто не верим. Пусть люди увидят в нас дух ободрения. Автор одного гимна говорит:
Когда все рушится кругом,
Я нахожу опору в Нем.
Может, вам очень плохо, и вы не видите выхода. Может, вы хотите поменять обстоятельства, может, вас окружают очень сложные люди и вы давно не слышали теплых слов. Может быть, вы даже приняли решение оставить служение, может, вы как разбитый сосуд. Давайте посмотрим на нашего Начальника и Совершителя веры. Библия говорит, что если мы будем смотреть на Него, то не будем изнемогать, уставать, а получим ободрение и новые силы. Прильните к Иисусу. И вместо того чтобы плакаться и жаловаться на свою трудную жизнь, попросите прощения за свое отчаяние, за то что огорчили Господа таким состоянием. Просите Иисуса дать вам сил пойти к тем же самым людям, вернуться в те же самые обстоятельства к своему служению. Ободритесь и действуйте!
Из проповеди на VII Центрально-Азиатской конференции