Вера и Жизнь 3, 2006 г.
Новые песни
Николай Водневский
Мы живем в мире греха и зла. И в то же время – в мире чудес, которые совершает Бог. Одно из таких чудес – открытые двери для эмиграции христиан из бывшего Советского Союза.
Еще совсем недавно в русской церкви в Калифорнии, где я состою членом 43 года, было 30–40 человек, а теперь – 750, и среди них много детей. В нашей церкви пять регентов и три хора. А какие чудесные голоса! Богата Россия талантами.
Меня всегда радует и назидает церковное пение. Я слышу новые и старые песни, которые родились в России в тяжелых условиях гонений на христиан. И как жаль, что в Америке мы поем для себя и назидаем самих себя. Евангельская нива осталась на страдалице-родине. Как смотрит на это Бог, я не знаю.
Каждый раз, когда я слушаю новые песни, в душе возникает желание сказать несколько слов о песнях, которые поются у нас во славу Господа, ибо жизнь христианина связана с песнями, прославляющими Спасителя. «Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением» (Пс. 117:14).
Когда-то псалмопевец Давид с сердцем, переполненным радостью и благодарностью Богу, воскликнул: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля! Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его!» (Пс. 95:1–2).
Мы не знаем, насколько хорош был голос у псалмопевца Давида, но его песни, которые мы сегодня называем псалмами, дошли до нас из глубины веков. Эти песни были, есть и будут радостью и утешением для миллионов верующих душ. Они были первыми песнями христиан, когда еще ни одной другой песни не создали верующие поэты и композиторы.
Псалмопевец призывает людей не только верить в Бога, но и петь Ему песню хвалы, «песнь новую», потому что каждый новый день несет нам новые Божьи благословения.
Великую благодатную силу таит в себе песня, если она исходит от сердца, покоренного любовью Господа.
Другое дело, если человек не замечает этих благословений, пренебрегает ими, не пользуется ими, зарывается с головой в мишуру суетной жизни, в серую повседневность. Ему некогда подумать о своей душе, о своем спасении.
«Вот, творю все новое», – говорит Христос в Откровении Иоанну. Этот процесс обновления верующего продолжается всю жизнь. И несмотря на то что и у христиан не все красиво и гладко бывает, Бог желает творить в наших сердцах все новое.
Старое, ветхое, Адамово не годится для наследования вечной жизни на небесах. И новая жизнь рождает новые песни. Мы поем их соответственно нашим душевным переживаниям. Вся жизнь верующего отражается в песнях – порой грустных, порой радостных, но каждая полна надежды на то, что земное, временное, пройдет, а останется небесное, вечное.
Нам, верующим, следовало бы петь каждый день, потому что каждый день полон Божьих чудес.
Подумать только: вы просыпаетесь утром; едва открыли глаза, а в окно уже льется теплый утренний свет нового дня. За окном щебечут птички. Или потрескивает морозец – в зависимости от климатических условий и времени года. Может быть, за окном моросит благодатный дождик, может быть, шумит ветер. Нужно и то и другое. И каждый день у Бога для каждого человека новые благословения.
Каждый день Бог изливает на землю неисчислимые благословения, видимые и невидимые, материальные и духовные. Он дарует нам не только солнечный свет и тепло, воздух, воду, хлеб, соль, но и многое другое, без чего жизнь невозможна.
Животворная сила Божья действует в каждой былинке, в каждой снежинке и в каждой капле дождя.
Мы ко всему привыкаем, редко и мало думаем о чудесах Божьих и потому мало ценим Его дары. Люди заботятся о завтрашнем дне и забывают о том, что Бог дает сегодня. «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), – сказал Христос. Нести на своих плечах наше вчера, сегодня и завтра, то есть прошедшее и будущее, – это слишком тяжелая ноша. В таком положении человеку, естественно, не до песен.
Но когда каждое утро мы обновляем нашу жизнь молитвой веры и надеждой на Бога, тогда наша житейская ноша делается легкой, к нам приходит радость, а вместе с радостью и песня.
Если жить, как живется, без стремления к духовным ценностям, к более глубокому познанию Божьей любви, в сердце не найдется места ни для песни, ни для благодарственной молитвы. Вместо песни приходят недовольство, ропот, дух уныния и безнадежности.
Но как благодарить Бога, когда нас подстерегают беды одна за другой?! Как петь, если вокруг нас торжествует зло и грех?!
Истинные христиане знают, что Бог даже горе может обратить в радость. Бог дает силы и терпение преодолевать горе и выходить из самых трудных ситуаций победителем...
Христос «возлюбил нас до смерти и смерти крестной» — пошел добровольно на крест, чтобы искупить грешника перед Божьим правосудием.
И как же такую любовь не воспевать в новых песнях?! Песня – язык души и язык неба. Апостол Павел, будучи восхищен до третьего неба, «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4).
Душа без песни — парализованная душа. Но разная бывает жизнь, и разные бывают песни.
Песня таит в себе великую умиротворяющую силу. Когда злой дух нападал на Саула, псалмопевец Давид пел ему под гусли чудесные псалмы о любви Божьей (1 Цар. 16:23).
В годы гонений один брат по вере писал мне из советской России: «Там, где не можем проповедовать, мы поем».
Участник всемирного съезда баптистов в Торонто рассказывал: «Предложили советской делегации рассказать о положении евангельского дела в советской России. Никто из братьев не решался рассказать правду, один же из делегатов предложил: «Мы вам споем одну песню». И вот они запели:
Страшно бушует житейское море, Сильные волны качают ладью. В ужасе смертном, в отчаянном горе, Боже мой, Боже, к Тебе вопию.
Все плакали и, слушая, молились. Плакали даже те, кто никогда прежде не ронял слез. Это пение потрясло весь зал.
Самые лучшие песни рождаются в нас, когда мы любим. Но мы стареем, и песни стареют. Однако есть на свете песня, которая никогда не стареет. Это песня о любви Божьей. Она всегда новая:
Есть на свете песен очень много, Но одну люблю я больше всех – Это песня, славящая Бога, Долетающая до небес.
Начав на земле, мы будем петь ее в вечности, прославляя Жизнедавца и Искупителя.
НОВЫЕ СЛОВА Для новой песни новые слова Иду искать в Господнем арсенале. Кто я? Сухая, желтая трава; Пригрело солнце – и она увяла. Вот семь десятков стукнуло и мне. Когда, откуда столько набежало? Не миновать желтеющей траве Косы стальной отточенного жала. Но я – не только видимая плоть, Во мне живет бессмертное начало; Его мне дал Спаситель мой, Господь, И в новой песне места нет печали. У новой песни новые слова, И ничего мне лучшего не надо. Земная жизнь – осенняя трава, Но для души есть вечная отрада.