+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2006 г.

Музыка и Евангелизация

Петер Штраух

Когда речь идет о теме «Музыка и евангелизация», я не мо­гу оставаться равнодушным, так как она мне очень близка. Меня часто спрашивают о возможностях благовествования. Убеж­ден, что музыка – отличное средство для этого. И это не голо­слов­ное утверждение, нет, с этим свя­заны мои переживания, это я ис­пытал на практике.

Еще ребенком родители бра­ли меня с собой на евангелизации. В Вуппертале (Германия), где мы тогда жили, они проводились часто. О чем там про­по­ведовалось, я не совсем понимал, для этого я был еще слиш­ком маленьким. Но что до меня до­ходило – так это музыка. Нет, не тра­ди­ци­он­ные церковные песни, зву­­чав­шие на этих вечерах. В основ­ном это были мелодии, слушая ко­то­рые неко­то­рые церковные музы­кан­ты пре­зри­тельно морщатся: пес­ни дви­жений пробуждения XIX века, прос­тые, лег­ко запоминающиеся и очень эмо­цио­нальные. Но и сегодня эти ме­ло­дии все еще у меня в голове, а так­же и тексты, так как они пов­то­ря­­лись, и их можно было легко по­нять. Когда я уже был подростком, то пережил что-то подобное и с аме­ри­канскими христианами. Они тоже еванге­ли­зи­ровали в Вуппертале. Их короткие пес­ни были поновее, текс­ты совре­мен­нее, музыка живее (по тем вре­ме­нам), но эффект был таким же.

Позднее я из этого извлек полез­ный урок, работая над собствен­ны­ми песнями. Мне стало ясно: если я хочу донести мои песни до людей, тог­да мне нужны запоминающиеся тексты с доступными мелодиями. С тех пор я ищу «навязчивые мело­дии», и почти в каждой моей песне есть повторяющийся припев с основ­ной мыслью. Итак, размышляя на тему «Музыка и евангелизация», не­обходимо учитывать следующее: прио­ритет имеют не творческие пре­тензии, а добрая весть об Иисусе Хри­сте, которая должна достичь как можно больше людей.

Однако давать пред­­­почтение менее качественному в художест­вен­ном отношении стилю лишь из прин­ципа, согласно девизу: глав­ное – песня простая, а значит, ду­­хов­ная, – не менее ошибочно. С хри­­стианами с таким подходом (а они есть) я не согласен. Это прек­рас­­нейшее ис­кус­ство мы должны ис­пользовать, чтобы славить нашего Бо­га и радоваться. Мы можем петь и ради собственного удовольствия. Многие мои песни были написаны мною не для какой-то определенной цели, а скорее всего выражали мои чувства в опре­деленной ситуации. Однако еванге­ли­зационная музыка обращена к людям, которые еще не знают Еван­ге­лия или еще не явля­ют­ся христиа­нами. Для этих адресатов они долж­ны быть «подходящими» и понятными.

При этом нужно отдавать себе от­чет в том, что христианской музы­ки как таковой не существует. Ско­ль­ко было уже споров о хрис­тиан­ском стиле музыки, и эти споры не кон­чаются. Вероятно, игра Давида на гуслях звучала бы сегодня совсем непривычно для нашего уха, а то, что мы сегодня называем духовной музыкой (потому что она так гар­мо­нич­но звучит), изначально исходит от древних греков-языч­ников, откуда и наше классическое учение о гар­монии. В еван­гели­за­ционной музыке звуки – лишь но­си­тели вести, и так мы и долж­ны их исполь­зовать. Точно ли подходит музыка? Понятен ли текст? Дос­ти­гает ли он слушателя? Это те воп­ро­сы, которые мы должны учи­тывать. И еще один важный вопрос, которым ни в коем случае нельзя пре­неб­ре­гать: соот­вет­ствует ли текст песни духу Еван­гелия? Если песня создает впечат­ление, что Бог такой мягкий и доб­ренький и не вос­при­ни­мает так серьезно наши грехи, или что можно заработать себе место в раю, то это выходит за рамки ответ­ственного бла­говестия. В еван­ге­ли­зационных песнях также не­редко проявляются направления моды. Поэтому мы должны проверять их со­держание по Слову Божьему. Ре­фор­маторский прин­­цип: выбирать то, что провоз­гла­шает Христа, – по­слу­жит нам хо­ро­шей помощью в выборе песен.

Однако, как правило, публика на евангелизационных мероприя­ти­ях очень разношерстная, не всегда посетители делятся на подростков и пожилых, не говоря уже о много­чис­ленных возрастных ступенях между этими двумя группами. Да и в преде­лах одного поколения вкусы на му­зы­ку не всегда одинаковые. Возмож­на ли вообще целенаправленная музыкальная евангелизация? По опы­­ту скажу, что мы можем значи­тель­но увеличить понимание и дей­ст­­вие песни, если правильно введем ее. Если вы расскажете что-нибудь об истории происхождения песни, о времени и ситуации, в которой она родилась, об авторе и его пере­жи­ваниях при написании песни, то вы можете быть уверены, что пробудите интерес к ней даже в людях, которым этот стиль чужд. Удивительно, что в результате такого введения даже ста­рый хорал становится ближе мо­лодым людям, а пожилым начинают нравиться современные молодеж­ные песни. Поэтому мы должны от­казаться от нехорошей привычки прое­ци­ровать тексты на экран без указания на их происхождение.

Важную роль в евангелизации иг­рает также время исполнения песен: должна ли песня лишь затронуть те­му и подвести к евангелизационной проповеди или же подхватить мысль, сказанную в проповеди? Спо­кой­ная, содержательная молитвенная песня после проповеди может про­из­вести больший эффект, чем длин­ная речь. Прекрасный пример тому песня, написанная Йоханнесом Нит­­шем и Манфредом Зибальдом «Ии­сус, к Тебе я могу прийти такой, как я есть». В евангелизациях с Бил­ли Грэмом песня «Таков, как есмь, во имя крови» призывала слушателей дать ответ на услышанную про­по­ведь. Многие тогда возмущались, счи­тая песню слишком эмоцио­наль­ной, прямо-таки манипулирующей. И все же это произведение оставило мно­го благословенных следов. Не­сколь­ко лет назад я стоял у могилы Шар­лот­ты Эллиот в англий­ском городе Брайтон. Она написала эту пес­ню, и в данном случае биогра­фия авто­ра также помогла мне луч­ше понять текст.

Музыка и евангелизация... Мно­го еще можно было бы написать на эту тему. История евангелизации показывает, что Бог часто использовал дар музыки, чтобы открыть людей для Евангелия и призвать их к вере. Упо­миная таких евангелистов, как Дуайт Л. Муди и Билли Грэм, нельзя забывать и их певцов Айра Дэвида Сэнки и Джорджа Беверли Ши. Они тоже были евангелистами, и Бог ис­пользовал их и их музыку. Несколько лет назад Трансмировое радио пригласило слушателей рассказать о пережитом в связи с про­слуши­вани­ем той или иной пес­ни. В ответ на радио пришло уди­ви­тельно много писем, в которых люди опи­сали пережитое с Богом благодаря пес­ням. Несколько месяцев назад, когда большое количество людей прово­жа­ли в последний путь нидер­ланд­ского принца Бернгарда, хор пел вместе с гостями, собрав­ши­мися со всего света, гимн «Возьми меня отныне». «Принц Бернгард очень лю­бил эту песню», – чуть ли не изви­ня­ю­­щимся тоном добавил коммен­та­тор во время теле­ви­зион­ной пе­реда­чи. И я слушал эти выра­зи­тель­ные слова доверия к Богу, за­­­пе­­чат­лен­ные в песне, проще кото­рой, навер­ное, не придумаешь:

«Когда же в смертном теле надежды нет,
Ты доведешь до цели сквозь тьму и свет.
Возьми меня отныне и впереди
По жизненной долине Ты Сам веди».

Миллионы зрителей сидели пе­ред экранами телевизоров и слу­ша­ли проповедь страдающей от миг­ре­ни рижской женщины Юлии Хаус­ман. Музыку к этой песне написал Фрид­рих Зильхер. Разве это неуди­вительно?

Наверное, только на небесах мы полностью поймем, какой ценный по­дарок Небесный Отец дал нам в музыке. Мы должны еще намного сознательней использовать ее в еван­­гелизационной работе, чтобы достичь и тех людей, которые не желают слушать наши проповеди.

Архив