+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2008 г.

Два различных служения одному и тому же Богу

Петр Михальчук

Епископ Союза церквей ЕХБ Республики Молдова Валерий Гилецкий: «Господь ясно показал мне, что дверь открыта и нужно идти…»

Вы родились в верующей семье, но был ли в Вашей жизни момент, когда Вы почувствовали, что вера родителей на Вас уже не распространяется и Вы нуж­дае­тесь в покаянии и в личных вза­имоотно­шениях с Богом?

Из детства мне особенно за­пом­­­ни­лись вечера, которые мы про­во­ди­ли всей семьей у радио­прием­ника, слушая христианские про­грам­мы. Окончив школу, я поехал на учебу в Бель­цы, где начал посещать бап­тистскую церковь. Но город­ская жизнь и свобода дали о себе знать – появились многие иску­ше­ния... И все-таки был момент, когда я почув­ст­вовал, что очень сильно нуж­даюсь в Господе и нуждаюсь в покая­нии. Это произошло после того, как брат Вла­димир Ткач, который был ответст­вен­ным за молодежное и хо­ровое слу­жение, погиб в автомо­биль­ной ка­тастрофе. На его похо­ро­нах, слушая проповедь Евангелия, я впервые ре­ально и очень глубоко ощутил, что мне нужно покаяться и примириться с Богом. Спустя не­с­колько дней на богослужении в церкви я вышел впе­ред и осознанно сделал этот шаг.

Получить высшее об­ра­зо­вание во времена Советского Союза верующим было не­прос­то. Как протекала Ваша учеба в институте?

Уже тогда, когда я учился в шко­ле, мне пришлось испытать ос­корбления и унижения. Когда весь класс надел пионерские галстуки, а я не мог себе этого позволить, так как ро­дители мне говорили: «Ты ве­рующий», на меня смотрели как на белую ворону. Я хорошо помню со­вет, который дали мне папа и мама: «Сын, единственное, что ты можешь сделать, – это своим поведением и учебой стараться быть лучше всех». И я взял этот принцип за основу и в уче­бе, и в жизни. После окончания тех­никума я служил в Советской ар­мии, и там у меня возникло желание продолжить учебу в институте. Без специальной рекомендации о пос­туп­лении в высшее учебное заведение не могло быть и речи. А по­лучить я ее не мог, так как не был ком­­­сомольцем. Но Господь явил Свое чудо. Командир роты, в кото­рой я служил, перед моей демоби­ли­зацией спросил: «Что бы я мог для те­бя сделать?» Я ответил: «Я бы хо­тел поступить в институт». Он обе­щал: «Хорошо, я поговорю с зам­­по­литом, и мы дадим тебе реко­мен­­да­цию». Это был уникальный слу­­чай в то время. Когда я приехал в Одесский институт связи, в приемной комиссии, увидев рекомен­да­цию, подписанную командиром час­­­ти и замполитом, даже не по­сме­­ли спросить, комсомолец ли я, и за­числили меня на учебу вне кон­кур­са. Некоторые братья уже тогда мне говорили, что это все зря, по­тому что надо будет сдавать го­су­дарственный экзамен по научно­му коммунизму, и там все откро­ет­ся. Ник­то не знал в 1982 году, что гря­дет перестройка, гласность... Но Бог так чудесно устроил, что в 1988 году, когда я окончил учебу, самим преподавателям было стыдно гово­рить о таких предметах, как атеизм и научный коммунизм. Тогда стало модным выходить из пар­тии, а не вступать в нее. Так я и окончил ин­сти­тут, надеясь на Гос­по­да и видя, как Он все чудно устраи­вает.

Что заставило Вас, вместо того чтобы как-то попытаться реализовать уже полученные зна­­ния, пойти учиться в духов­ную семинарию? Оправдала ли эта учеба Ваши ожидания?

Еще во время учебы в ин­сти­туте я посетил Одесскую право­слав­ную семинарию. И уже тогда размечтался и начал интере­со­вать­ся, как поступить в это за­ведение. Потом я понял, что пра­во­славная семинария – это не для ме­ня, но я мо­лился о возможности получить духовное образование. В конце 1990 года брат Иосиф Цон, кото­рый в то время был директором биб­­лейской семинарии в Орадии, предложил мне поехать на учебу в Румынию. И я принял это как от Гос­пода. Когда я пришел на работу и написал заявление об уходе, мно­гие сотрудники не могли понять, что со мной происходит. Проучившись шесть лет в институте, я нашел ра­боту по спе­циальности, успешно про­­д­вигался по служебной лест­ни­це и занимал долж­ность главного ин­же­нера. Сей­час, оглядываясь назад и видя, что предприятие, на ко­то­ром я тогда работал, обанк­ро­ти­лось и раз­ва­ли­лось, я вижу руку Божию, которая меня вела. Учеба в румын­ском биб­лейском уни­вер­си­тете «Эмма­ну­эль», как он сейчас назы­ва­ется, оказалась для меня боль­­шим бла­го­словением. В Ру­мы­нии у нас ро­ди­лась дочь, и мы наз­вали ее Крис­тина Эммануэла – по названию универ­си­те­та.

После окончания учебы Вы возглавляли отдел обра­зо­ва­ния при Союзе церквей ЕХБ Мол­­­­довы. Но вдруг Вами было при­нято беспрецедентное реше­ние оставить духовный труд и балло­тироваться в депутаты пар­­ла­мен­та. Чем было продик­то­ва­но это решение?

Если говорить о глубинных мо­тивах, то это было связано с пер­вы­ми годами, когда я начал осо­зна­вать, кто такие евангельские хрис­тиане. Почему-то на нас смотрели как на людей второго сорта: нами пренебрегали, с нами не считались, нас унижали. Я всегда был уверен в том, что мы не то что хуже, а на­о­бо­­рот. Мы имеем нечто заме­ча­тель­­­ное, что мы можем предложить об­щест­ву. Я молился и мечтал о том, чтобы Гос­подь дал мне возможность дос­тиг­нуть и высших эшелонов влас­­ти, что­бы пролить свет Еван­ге­лия и там и чтобы там было пред­став­­лено хорошее свидетельство о еван­гель­ских верующих. Во вре­ме­на пере­строй­ки, когда я работал инжене­ром, впервые появилась воз­­­мож­ность свободных выборов, и меня выд­ви­ну­ли кандидатом в депу­таты местного городского совета. Од­­на­ко, когда я увидел, что наша цер­­­ковь (братья и сестры, руко­вод­ство) еще не была го­това к таким ша­гам, я отложил этот вопрос на бу­дущее. Когда в 1997 году появи­лась воз­можность стать депутатом пар­ла­мента, я молился о воле Бо­жьей, и Гос­подь ясно по­казал мне, что дверь откры­та и нуж­но идти. Для меня по­буж­даю­щим фактором ста­ли сло­ва из Книги Ии­су­са Навина: «Всякое мес­то, на которое ступят сто­пы ног ва­ших, Я даю вам». Да и сам Иисус Навин был для меня при­мером. Я осознал, что пришло вре­мя, когда нам нужно отвое­вы­вать в нашей стра­­не территорию для Цар­ства Божьего. Поэтому я, по­молив­шись и по­­со­ветовавшись с бра­тья­ми, при­нял ре­шение подать свою кандида­туру на выборы в парламент в 1998 году.

Насколько реальными ока­­­­­зались те цели, которые Вы ставили перед собой, придя в парламент, и что удалось сде­лать для Господа и для Божьего народа за время Вашего пре­бы­вания в парламенте Молдовы?

С первых дней моего пре­бы­вания в парламенте об­суж­далась поправка к Закону о ре­ли­гиозных культах. Это было связа­но с тем, что в законодательстве была статья, за­прещающая про­зе­ли­тизм (переход из одной веры в другую). Со­вет Ев­ропы поставил следующую задачу перед пар­ла­мен­том Мол­до­вы: либо убрать эту статью, либо дать четкое опре­де­ле­ние понятию «прозе­ли­тизм». Я, бу­дучи в комис­сии по пра­вам челове­ка и рели­ги­оз­ной свобо­ды, прини­мал активное участие в принятии этой поправки. Было ог­ромное дав­ление со сто­ро­ны Пра­вославной церкви. Они хо­тели по­ставить такое же опре­де­ле­ние, как в зако­нода­тель­стве Греции, един­ст­вен­ной стра­не в Европе, где прозе­литизм за­прещен законом и его опре­де­ле­ние очень обширное. Если бы такую поправку приняли у нас, это могло бы стать большим пре­пят­ствием для проповеди Еван­гелия. Я попросил председателя ко­миссии орга­низо­вать «круглый стол», на ко­торый были пригла­ше­ны пред­ста­ви­тели раз­лич­ных рели­гиозных куль­тов. И в ре­зуль­тате работы и дискуссий пар­ла­мент ог­раничился двумя форму­лировками: запреща­ет­ся обращать людей из одной ве­ры в другую путем на­силия или зло­употребления влас­тью. Другая идея пришла мне в голову, когда я был на международном мо­лит­венном завтраке с участием пре­зи­дентa США. Там мои друзья, конг­рес­смены США, вдохновили меня на то, чтобы организовать и в нашем парламенте молитвенную груп­пу. С Божьей помощью я орга­ни­зовал такую группу. Один раз в неделю утром несколько депутатов со­би­рались, завтракали, делились Сло­вом Бо­жьим, моли­лись. Внача­ле я вел эти встре­чи, а позже пору­чал и другим депутатам. У каж­дого из них была Биб­лия. Не без вол­не­ния я наблюдал, как депутат откры­вает Евангелие от Иоанна (3 главу), чи­та­ет о Ни­ко­диме и заканчивает та­кими сло­ва­ми: «Нам действи­тель­но нужно ро­диться свыше». Из той груп­пы никто не покаялся сразу. Но спустя год один депутат, Думитру Палади, с женой и детьми приняли Господа и стали членами нашей цер­­к­ви. Сын одного из депутатов, который вхо­дил в эту молитвенную группу, в прошлом году покаялся и принял крещение. Работа в парла­мен­те во многом помогла изменить мнение о евангельских верующих в нашей стране. Сейчас, если нужно обратиться в правительство или в госструктуры для решения какого- либо вопроса, к нам относятся уже по-другому. Недавно я венчал племянника нашего премьер-ми­нист­ра. Самые высокие гости, в том чис­ле и сам премьер, стали свиде­те­лями того, как евангельские ве­рую­щие благословляют молодых для семейной жизни. Разве Господь не использует все это для рас­ши­рения Своего Царства в нашей стране?!

Ваше новое решение по­ка­залось еще более неожи­дан­ным – из парламента в епископы Cоюза церквей. Как бы Вы объя­с­нили это?

Для меня всегда было важ­ным остаться верным Господу, куда бы Он меня ни поставил и куда бы Он ни позвал меня. На пред­прия­тии, в теологическом колледже, в пар­ла­менте я всегда считал себя про­поведником и служителем Еван­ге­лия. Хотя я понимаю, что полити­чес­кая жизнь и служение церквам по­рой кажутся несовместимыми. Я ду­маю, что если человек открыт то­му, чтобы посвятить себя Господу, положить себя на алтарь и сказать: «Господи, используй меня», то Гос­подь так и делает. Лично для меня в этом не было проблемы, но для многих братьев, служителей этот переход казался неподходящим. Тогда я опять доверился Господу и сказал: «Господи, как Ты сделаешь, пусть так и будет». И все эти годы слу­жения в Союзе церквей я чув­ст­вую поддержку и понимание со сто­роны служителей церквей нашего братства. На мой взгляд, работа в парламенте не долж­на быть пре­пят­ст­вием служению Господу в Союзе церквей. Я не рассматриваю эти два служения как взаимо­исклю­чающие. Господь может исполь­зо­вать нас в разных ипостасях. Это два различных служения одному и тому же Богу.

Вы являетесь вице-пре­зи­дентом Европейского баптист­ского братства, а также вхо­ди­ли в комитет по избранию во Все­­мирном баптистском альянсе (ВБА). Чем сейчас живет мировое баптистское браство?

Брат Дентон Лотц, возглав­ляв­­ший ВБА на протяжении 18 лет, ушел в отставку, и на его место был избран новый генеральный сек­ре­тарь. Впервые в истории им стал чер­­нокожий брат Невиль Калам с Ямайки. Его предки – из Ганы, ког­да-то они были проданы в рабство. Гос­подь так сделал, что через годы один из потомков рабов стал слу­жи­телем Господа и возглавил Все­мир­ный альянс баптистов. В послед­ние годы в Южном полушарии стано­вится все больше и больше еван­гельских христиан, Северное полу­шарие, осо­бенно Европа, к со­жа­­ле­нию, от­стает в этом отно­ше­нии. Что каса­ется Европейской бап­тист­ской фе­дерации, то, после того как упал «железный занавес» и союзы Вос­точ­ной Европы стали ак­тивными участ­никами федерации, жизнь там оживилась, и появился больший ак­цент на мис­сионерство и на евангельские ценности. На се­годняшний день надо отметить тот факт, что во мно­гих западных стра­нах начали по­яв­ляться украинские, румынские, рус­ские, молдавские церкви. И они на­чали налаживать связь с баптист­ски­ми церквами Ита­лии, Испании, Португалии. Это, по мое­му мне­нию, благотворно ска­зы­ва­ет­ся на жизни местных бап­тистских союзов. В Союзе баптис­тов Австрии сейчас больше румын, чем ав­стрий­цев. Я молюсь, чтобы достойно смог нести служение ви­це-президента ЕБФ. Чтобы те цен­нос­ти, которые бап­тис­ты Восточной Европы смогли со­хранить, не были утрачены. Я имею в виду наше посвящение еван­гелизму и чистой, святой жизни.

Многие верующие опа­са­ются возможных либеральных тенденций в среде Всемирного баптистского братства и связы­ва­ют с этим выход Южной бап­тистской конвенции (США) из ВБА. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Мне очень печально конста­тировать тот факт, что мы не смогли сохранить южных баптистов в ВБА. Надо признать, что есть опре­де­лен­ные либеральные тенденции. Но я не думаю, что выходом из Альянса проблема решена. Во-первых, две штатские конвенции (Техаса и Вир­джи­нии) остались в ВБА. Во-вторых, ЮБК могла бы организовать какой-нибудь международный форум, куда бы могли включиться и восточ­ные страны, ко­то­рые разделяют довольно кон­сервативные позиции, чтобы мы сообща решали эту проб­­лему. На последнем съезде в Анг­лии я рад был услышать от Дентона Лотца (теперь уже почетного генерального секре­таря ВБА) следую­щее: «Мы, баптисты, должны ос­тать­ся верными Слову Божьему. Мы лю­ди Писания, и для нас оно долж­но быть краеугольным камнем на­шей жизни, ве­ро­учения и всего, что мы делаем». Это было большим вдохновением для меня и для пред­ста­вителей Восточной Европы. Если во главе угла будет стоять Писание, то я верю, что мы сможем найти об­щий язык. Поэтому я за то, чтобы мы остались и в Альянсе, и в Фе­де­­­рации и старались влиять на те про­цес­сы, которые там происходят.

Какой самый большой вызов бро­са­ет третье тыся­че­ле­тие еван­гель­ским верующим?

Как бы это пара­док­саль­но ни зву­ча­ло, но, на мой взгляд, самым большим вы­зо­вом для евангельских верующих является сво­бо­да. Мы моли­лись о ней – Бог ответил на эту молитву, и в то же вре­мя эта свобода стала искуше­ни­ем для нас, и особенно для молодого поко­ле­ния. Нам нужно научиться жить в свободной стра­не, чтобы, имея вы­бор, уметь правильно им воспользоваться. Чтобы научиться выби­рать евангельские ценности, которые мы находим на стра­ни­цах Священного Писа­ния. В то же самое вре­мя надо признать, что мы уже сформи­ро­вали в своей среде бап­тистскую «суб­куль­туру». Она не все­гда понятна для тех, кто нас ок­ружает. Нам нуж­но найти доступ­ные и приемлемые пути про­по­веди Еван­гелия, чтобы постмо­дер­нист­ское поколение смогло нас понять и принять истину. Для этого нуж­но многое ме­нять: формы, методы, тактику. Что не нуж­но ме­нять – так это суть, содержание Еван­гелия, которое пред­став­ляет людям Спа­си­теля Иисуса Христа. Он «вчера, сегодня и вовеки Тот же».

Спасибо большое Вам, пусть Бог благословит Ваше слу­жение.

Архив