Вера и Жизнь 2, 2008 г.
Условие нашего спасения
Сергей Конторович
«Здравствуйте, уважаемые сотрудники журнала «Вера и жизнь»! Очень люблю ваш журнал, с нетерпением жду каждый номер. Живу я в небольшом селе, церковь у нас одна – православная, а до евангельской церкви «Новый Завет» 56 км, поэтому ездить туда часто не получается. Четыре года назад я приняла Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. А недавно у меня случилось несчастье…
И пишу я вам с просьбой помочь мне найти ответ на мой вопрос, так как считаю ваш журнал единственным источником для себя, где мне дадут вразумительный ответ. Я знаю, что очень важно читать Библию каждый день. Но перед этим случаем, который со мной произошел, я не брала ее в руки 1,5 месяца! (Это очень много! Я знаю.) Как-то раз ко мне в дверь постучали «свидетели Иеговы». Они начали разговаривать со мной, и я впустила их в дом. У нас зашел разговор об Иисусе: Бог Он или нет? Никогда прежде я не сомневалась, зная: Он – Бог! Но что со мной случилось в тот момент! На меня как будто накинули покрывало, все их доводы мне показались вдруг убедительными, сердце мое не подсказало мне, что они несут ересь. Я слушала и понимала их головой. Я почти с ними согласилась! И даже не почти, а вдруг согласилась для себя.
На следующий день я пошла к одному человеку и поговорила с ним об этом. Этот христианин вывел меня изпод «наркоза» этих «свидетелей». Я уже покаялась в этом согрешении перед Богом. Я очень хочу, чтобы Он простил меня за это отступничество. Меня мучает вопрос: как вы думаете, простил ли меня за это Бог? Это считается моим предательством? До этого случая я считала себя Его рожденной свыше дочерью. Так значит, это не так? Как же я могла уклониться, значит, я не христианка? Что же мне делать? Я не могу жить с этим ужасным чувством, что я не Христова. Мне ужасно стыдно перед Ним, во мне осталось чувство гадливости к себе. Пожалуйста, дорогие мои (уже не могу, не смею вас называть братьями и сестрами), ответьте мне через журнал. Жду с нетерпением, благодарю вас за «Веру и жизнь».
С уважением N. N.,
Пермская обл.
Здравствуйте, дорогая сестра в Господе N. N.!
Вы обеспокоены своим положением в Боге: являетесь ли Его дочерью, если не смогли распознать лжеучения. Считаете возникшие у Вас сомнения отступничеством. Ваши переживания показывают, что Господь Бог и взаимоотношения с Ним чрезвычайно важны для Вас, и это хорошо. Давайте поговорим о том, каким образом мы становимся Божьими детьми, на основании чего получаем спасение и вечную жизнь.
В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас – Божий дар, – не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9). Этот текст ясно говорит нам о том, что спасение – это дар от Господа, который невозможно заслужить, а можно только принять. Спасение, согласно этому тексту, мы принимаем «через веру».
Давайте поговорим о вере. Нам, воспитанным в безбожное время, нередко кажется, что речь идет о «вере в Бога». Конечно, невозможно говорить о чем-либо духовном вообще без веры в существование Бога. Необходимо, чтобы «приходящий к Богу веровал, что Он есть». Однако апостол Иаков пишет, что в Бога и «бесы веруют». Сама по себе вера в существование Бога явно не имеется в виду, когда Писание говорит о спасающей вере. Другая идея подразумевает под верой набор догматических установок, то есть спасение возможно, если человек верит в какие-то богословские утверждения, например, в учение о Троице или о природе Христа. Однако это ли имеет в виду Писание?
Чтобы понять, что имеет в виду Библия под спасающей верой, необходимо обратиться к самой Библии. Начнем с самого начала.
Бог, сотворив человека, дал ему славу и власть, поместил в чудесный мир, который весь отдал ему, запретив есть от одного дерева – дерева познания добра и зла:«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: „От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”» (Быт.2:16–17).
Далее Писание повествует о том, что к первым людям пришел змей и сказал следующее: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Когда мы читаем этот текст, нам кажется, что перед нашими прародителями стоял вопрос: есть или не есть? Кто-то, возможно, скажет: слушаться или не слушаться? Однако прежде этих двух вопросов перед ними стоял совершенно другой вопрос: кому верить? Нет более важного вопроса во Вселенной, чем вопрос: кому верить? С одной стороны, был Бог, давший все «обильно для наслаждения», но в то же время сопроводивший этот дар ограничением и запретом. С другой стороны, змей, ничего не давший, но обещавший невероятную свободу и обвинивший Бога в коварстве.
Вопрос «кому верить?» даже в нашем человеческом обществе непрост и болезнен. Что означает, когда я кому-то не доверяю? Фактически в этот момент я обвиняю человека во лжи. Точно так же происходит при недоверии Богу: «Не верующий Богу представляет Его лживым» (1Ин. 5:10).
Грехом первых людей и тем, через что погибли они и все их потомки, включая нас, было неверие Богу. Все остальные грехи лишь последствия этого, основного. Собственно, именно неверие Богу является самой болезнью, а все остальные грехи лишь симптомы этого смертельного заболевания. А раз так, то ничего удивительного нет в том, что спасение приходит в нашу жизнь через веру. Не через послушание, заметьте, хотя оно вытекает из веры, как и непослушание вытекает из неверия, и не через веру в какие-то догматические утверждения. Нас спасает вера Богу как Личности. Ибо не веря Ему, мы этим самым говорим, что Бог – лжец, что Он, хотя говорит о нас доброе, но на самом деле замышляет злое. А веря Ему, мы утверждаем, что Он добр и верен. Именно поэтому «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).
Согласитесь, однако, что если нет никаких оснований для доверия, то нам сложно верить кому-либо. Сомнение само по себе не является грехом. Есть разный тип сомнения. Есть искреннее сомнение желающего убедиться и есть лукавое сомнение того, кто все для себя уже решил и лишь хочет утвердиться в своем мнении. Нас не окружает прекрасный только что сотворенный мир, какой окружал Адама и Еву. Нашу жизнь не сопровождают великие чудеса, как это было с евреями во времена исхода. Как нам верить в то, что Бог любит нас в этом мире? Как же мы можем быть уверены в том, что Бог действительно добр? И Бог дает нам такое доказательство Своей любви к нам, что сложно вообразить, что такое вообще возможно. Апостол Павел пишет: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Великий Бог, сотворивший небо и землю, доказывает нам, людям, Свою любовь, отдав Своего Сына для искупления наших грехов! Зачем, скажите, Он это делает? Чтобы мы верили Ему. Потому что неверие уводит нас от Бога, Который есть жизнь, свет и любовь, а вера приводит нас к Нему.
Где во всем этом вера в Троицу, или Божественную природу Иисуса? Я ни в коем случае не хочу сказать, что это неправильные учения. Но не в них наше спасение.
Споры о природе Христа велись на протяжении почти четырехсот лет, причем спорили ученые-богословы. Если бы этот вопрос был раскрыт в Писании предельно ясно и понятно, то ученым мужам не было бы и нужды вести богословские дискуссии в течение столь долгого времени. Причем большая часть их рассуждений будет непонятна простым людям, не говоря уже о детях, стариках и слабоумных. Неужели Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), Бог, Который сказал через пророка Исаию: «Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис. 35:8), сделал условием спасения столь сложный для понимания вопрос?
Вот что пишет апостол Павел: «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанного держитесь так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию...» (1Кор.15:1–4).
Евангелие – чрезвычайно простая весть, доступная для понимания любому человеку: Бог любит Вас, прощает и спасает! Мы не спасем себя сами ни через добрые дела, ни через внутреннюю работу над собой, ни через особое знание. Бог спасает нас Сам, отдав за наш грех самое дорогое – Сына Своего, Святого – за грешных. И этим доказывает Свою любовь к нам. Разве мы что-то можем добавить к этому?
Какие удивительные слова: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, как написано: „За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание”? Но все это преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая власть не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31–39)!
Только одно может привести нас к гибели – то самое, из-за чего погибли Адам и Ева, из-за чего вышедшие из египетского плена евреи не вошли в обетованную землю, – неверие в Его любовь к нам.
И вот тут уместно поговорить о ересях, еретиках, в том числе об упомянутых «свидетелях Иеговы». Хотя на первый взгляд кажется, что их проблема в неортодоксальном понимании того или иного вопроса, на самом же деле это не так.
Проблемы всех еретиков (и «свидетели» не исключение) в том, что они связывают спасение с пониманием того или иного богословского вопроса. Например, с тем или иным пониманием природы Христа. Хотя они, возможно, будут говорить, что они верят в то, что спасается человек милостью Божьей через веру в жертву Иисуса, на практике же они отказывают в спасении тем, кто понимает тот или иной вопрос иначе, чем они, даже если несогласный верит в смерть Божьего Сына за его грех. Это значит, что спасение в жизнь того или иного человека, согласно их представлениям, приходит не милостью Божьей через веру в жертву за грех, а через знание или понимание того или иного, часто непростого, богословского вопроса.
Во-вторых, то, что лжеучениями делается преувеличенный акцент на каком-то вопросе, преследует цель подчинить людей себе. Сложные для понимания богословские вопросы удобнее, чем любые прочие, поскольку ответ на них не лежит на поверхности, но годятся и простые, например, одежда, обрезание или суббота. Важно то, что приверженность этому вопросу становится определяющей для установления принадлежности к данному учению, которое провозглашается единственно истинной верой, а значит, путем спасения. Пока ты веришь «так, как учим мы», ты принадлежишь к «истинной церкви» и, значит, «спасен». В результате человек оказывается в подчинении не у Господа Бога, а у группы людей, которые определяют, как кому верить, чтобы спастись. Что бы ни провозглашали в своем официальном учении эти группы, на практике спасение они связывают не с Божьей любовью и милостью, а с принадлежностью к их общине. Это напрямую связано с тем, о чем мы рассуждали вначале, – под спасением вместо «верь Богу» возникает «верь нам».
«Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами людей» (1Кор. 7:23).
«Свидетели Иеговы» используют свое специфическое неортодоксальное учение о природе Христа для того, чтобы отделить своих овец и подчинить их себе. Хотя они понимают Божественную природу Христа неверно, дело не в этом. Они отделяют себя от спасения не неверным пониманием сложного вопроса, а тем, что спасаются на самом деле не милостью Божьей через веру. А нет никакого иного пути спасения, кроме как принятие грешником Божественной милости в жертве Христовой и веры в то, что Бог любит нас.
В заключение хотел бы напомнить всем нам, ортодоксальным христианам, что «ортодоксальное понимание» так же не является путем спасения, что сделать «ложным путем спасения» можно любую идею, даже самую ортодоксальную. Для этого ее надо просто поставить условием спасения вместо Божьей любви, явленной в распятом за наши грехи Божьем Сыне. Всем нам стоит помнить об этом, дабы «не уклониться от простоты во Христе».