+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2008 г.

Условие нашего спасения

Сергей Конторович

«Здравствуйте, уважаемые со­т­руд­ники журнала «Вера и жизнь»! Очень люблю ваш журнал, с нетер­пе­нием жду каждый номер. Жи­ву я в небольшом селе, церковь у нас одна – православная, а до еван­гель­ской церкви «Но­вый Завет» 56 км, поэтому ездить туда часто не по­лучается. Четыре года назад я при­няла Иисуса Христа своим Госпо­дом и Спасителем. А недавно у меня случилось несчастье…

И пишу я вам с просьбой помочь мне найти ответ на мой вопрос, так как считаю ваш жур­нал единственным источ­ни­ком для себя, где мне дадут вра­зу­мительный ответ. Я знаю, что очень важно читать Библию каждый день. Но пе­ред этим случаем, который со мной произо­шел, я не брала ее в ру­ки 1,5 месяца! (Это очень много! Я знаю.) Как-то раз ко мне в дверь по­стучали «свидетели Иеговы». Они на­чали разговаривать со мной, и я впустила их в дом. У нас зашел раз­говор об Иисусе: Бог Он или нет? Ни­когда прежде я не со­мне­ва­лась, зная: Он – Бог! Но что со мной случилось в тот момент! На меня как буд­то накинули по­кры­вало, все их до­воды мне показались вдруг убеди­тельными, сердце мое не подска­за­ло мне, что они несут ересь. Я слу­ша­ла и пони­ма­ла их го­ловой. Я почти с ними со­гласилась! И даже не почти, а вдруг согла­си­лась для себя.

На следую­щий день я пошла к одному че­лове­ку и пого­во­рила с ним об этом. Этот хрис­тиа­нин вывел меня изпод «нар­коза» этих «сви­де­телей». Я уже по­каялась в этом согрешении перед Богом. Я очень хочу, чтобы Он прос­тил меня за это отступничество. Ме­ня мучает воп­рос: как вы ду­мае­те, простил ли меня за это Бог? Это считается мо­им пре­дательством? До этого слу­чая я считала себя Его рож­денной свыше дочерью. Так зна­чит, это не так? Как же я могла уклониться, зна­чит, я не хрис­тиан­ка? Что же мне делать? Я не могу жить с этим ужас­­ным чувством, что я не Хри­с­това. Мне ужасно стыдно перед Ним, во мне осталось чувство гадливости к себе. Пожалуйста, дорогие мои (уже не могу, не смею вас назы­вать братьями и сестрами), от­ветьте мне через журнал. Жду с не­терпением, бла­го­дарю вас за «Ве­ру и жизнь».

С уважением N. N.,

Пермская обл.

Здравствуйте, дорогая сестра в Господе N. N.!

Вы обеспокоены сво­им поло­же­ни­ем в Боге: являетесь ли Его до­черью, если не смогли рас­по­знать лжеучения. Счи­тае­те воз­ник­шие у Вас со­мне­ния отступни­чест­вом. Ва­ши переживания пока­зывают, что Господь Бог и взаимо­отно­ше­ния с Ним чрез­вычайно важ­ны для Вас, и это хорошо. Да­вайте пого­во­­рим о том, каким обра­зом мы ста­новимся Бо­жьими деть­ми, на осно­ва­нии чего полу­чаем спасение и вечную жизнь.

В Библии сказано: «Ибо бла­го­датью вы спасены че­рез веру, и это не от вас – Бо­­жий дар, – не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9). Этот текст ясно говорит нам о том, что спасение – это дар от Господа, который невоз­мож­но заслужить, а можно толь­ко принять. Спасение, со­гласно этому тексту, мы прини­ма­ем «через веру».

Да­вай­те пого­во­рим о вере. Нам, вос­пи­тан­ным в без­божное время, не­ред­ко кажет­ся, что речь идет о «ве­ре в Бо­га». Ко­нечно, невозможно говорить о чем-либо духовном во­обще без веры в существование Бога. Необ­ходимо, чтобы «при­хо­дя­щий к Богу веровал, что Он есть». Однако апос­­тол Иаков пишет, что в Бога и «бесы веруют». Сама по себе ве­ра в существование Бога явно не име­ется в виду, когда Пи­сание го­ворит о спасающей вере. Другая идея подразумевает под верой на­бор догматических уста­новок, то есть спа­сение воз­мож­но, если человек верит в какие-то богословские ут­верж­дения, на­при­мер, в учение о Троице или о при­роде Христа. Однако это ли имеет в виду Писание?

Чтобы понять, что имеет в виду Биб­лия под спасающей верой, не­об­ходимо обратиться к самой Биб­лии. Начнем с самого начала.

Бог, сотворив человека, дал ему славу и власть, поместил в чудесный мир, который весь отдал ему, за­пре­тив есть от одного дерева – де­рева познания добра и зла:«И за­поведал Гос­подь Бог человеку, говоря: „От вся­кого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева по­зна­ния доб­ра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью ум­решь”» (Быт.2:16–17).

Далее Писание повествует о том, что к первым людям пришел змей и сказал следующее: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, от­кро­ются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Когда мы читаем этот текст, нам кажется, что перед нашими пра­ро­дителями стоял вопрос: есть или не есть? Кто-то, возможно, скажет: слу­­шаться или не слушаться? Од­нако прежде этих двух вопросов перед ними стоял совершенно дру­гой вопрос: кому верить? Нет более важного вопроса во Все­лен­ной, чем вопрос: кому ве­рить? С одной стороны, был Бог, дав­ший все «обильно для наслаж­де­ния», но в то же время сопро­во­дивший этот дар ограничением и запретом. С другой стороны, змей, ничего не давший, но обещавший неве­роят­ную сво­бо­ду и обвинив­ший Бога в коварстве.

Вопрос «кому верить?» даже в нашем человеческом обществе не­прост и болезнен. Что означает, ког­да я кому-то не доверяю? Факти­чес­ки в этот момент я обвиняю чело­века во лжи. Точно так же про­ис­хо­дит при недоверии Богу: «Не ве­рую­щий Богу представляет Его лживым» (1Ин. 5:10).

Грехом первых людей и тем, че­рез что погибли они и все их потом­ки, включая нас, было неверие Богу. Все остальные грехи лишь послед­ст­вия этого, основного. Соб­ствен­но, именно неверие Богу является са­мой болезнью, а все остальные гре­хи лишь симптомы этого смер­тель­­ного заболевания. А раз так, то ни­чего удивительного нет в том, что спасение приходит в нашу жизнь через веру. Не через послушание, заметьте, хотя оно вытекает из ве­ры, как и непослушание вытекает из неверия, и не через веру в какие-то догматические утверждения. Нас спасает вера Богу как Личности. Ибо не веря Ему, мы этим самым го­ворим, что Бог – лжец, что Он, хотя говорит о нас доброе, но на самом деле замышляет злое. А веря Ему, мы утверждаем, что Он добр и ве­рен. Именно поэтому «Аврам по­ве­рил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).

Согласитесь, однако, что если нет никаких оснований для доверия, то нам сложно верить кому-либо. Сомнение само по себе не является грехом. Есть разный тип сомнения. Есть искреннее сомнение желаю­ще­го убедиться и есть лукавое со­мне­ние того, кто все для себя уже ре­шил и лишь хочет утвердиться в сво­ем мнении. Нас не окружает пре­­крас­ный только что сотво­рен­ный мир, какой окружал Адама и Еву. Нашу жизнь не сопровождают ве­ли­кие чудеса, как это было с ев­рея­­ми во времена исхода. Как нам ве­рить в то, что Бог любит нас в этом мире? Как же мы можем быть уве­рены в том, что Бог действительно добр? И Бог дает нам такое дока­за­тель­ст­во Своей любви к нам, что сложно вообразить, что такое во­обще воз­можно. Апостол Павел пишет: «Но Бог Свою любовь к нам дока­зы­вает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще греш­ни­ками» (Рим. 5:8). Великий Бог, со­тво­рив­ший небо и землю, до­­ка­зы­ва­ет нам, людям, Свою лю­бовь, от­дав Своего Сына для искуп­ления наших грехов! Зачем, скажи­те, Он это делает? Что­бы мы верили Ему. Потому что неверие уводит нас от Бога, Кото­рый есть жизнь, свет и лю­бовь, а ве­ра приводит нас к Нему.

Где во всем этом вера в Троицу, или Божественную природу Ии­су­са? Я ни в коем случае не хочу ска­зать, что это неправильные учения. Но не в них наше спасение.

Споры о природе Христа велись на протяжении почти четырехсот лет, причем спорили ученые-бо­го­словы. Если бы этот вопрос был рас­крыт в Писании предельно ясно и понятно, то ученым мужам не было бы и нужды вести богословские дис­куссии в течение столь дол­гого вре­мени. Причем большая часть их рас­суждений будет непо­нятна про­с­­­тым людям, не говоря уже о детях, стариках и слабоумных. Не­­ужели Бог, «Который хочет, что­­бы все люди спаслись и дос­тиг­ли по­зна­ния истины» (1Тим. 2:4), Бог, Кото­рый сказал через про­рока Исаию: «Идущие этим пу­тем, даже и неопытные, не за­блу­дятся» (Ис. 35:8), сделал усло­вием спа­се­ния столь сложный для понимания воп­рос?

Вот что пишет апостол Павел: «Напоминаю вам, братья, Еван­ге­лие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в ко­тором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанного держитесь так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я перво­начально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писа­нию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию...» (1Кор.15:1–4).

Евангелие – чрезвычайно прос­тая весть, доступная для понимания лю­бому человеку: Бог любит Вас, прощает и спасает! Мы не спасем себя сами ни через добрые дела, ни через внутреннюю работу над собой, ни через особое знание. Бог спасает нас Сам, отдав за наш грех самое дорогое – Сына Своего, Свя­того – за грешных. И этим дока­зы­вает Свою любовь к нам. Разве мы что-то можем добавить к этому?

Какие удивительные слова: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Ко­торый Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Бо­жиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гоне­ние, или голод, или нагота, или опасность, или меч, как напи­са­но: „За Тебя умерщвляют нас вся­­­кий день, считают нас за овец, обреченных на закла­ние”? Но все это преодолеваем силой Воз­любившего нас. Ибо я уве­рен, что ни смерть, ни жизнь, ни анге­лы, ни начала, ни силы, ни на­с­тоящее, ни будущее, ни вы­со­та, ни глубина, ни другая ка­кая власть не может отлучить нас от любви Божией во Христе Ии­су­се, Господе нашем» (Рим. 8:31–39)!

Только одно может привести нас к гибели – то самое, из-за чего по­гибли Адам и Ева, из-за чего вы­шедшие из египетского плена евреи не вошли в обетованную землю, – неверие в Его любовь к нам.

И вот тут уместно поговорить о ере­сях, еретиках, в том числе об упо­мянутых «свидетелях Иеговы». Хотя на первый взгляд кажется, что их проблема в неортодоксальном понимании того или иного вопроса, на самом же деле это не так.

Проблемы всех еретиков (и «сви­­­детели» не исключение) в том, что они связывают спасение с пони­ма­нием того или иного бого­слов­ско­го вопроса. Например, с тем или иным пониманием природы Хри­ста. Хотя они, возможно, будут говорить, что они верят в то, что спа­­сается человек милостью Бо­жьей через веру в жертву Иисуса, на практике же они отказывают в спасении тем, кто понимает тот или иной вопрос иначе, чем они, даже если несогласный верит в смерть Бо­жьего Сына за его грех. Это зна­чит, что спасение в жизнь того или иного человека, согласно их пред­ставлениям, приходит не милостью Божьей через веру в жертву за грех, а через знание или пони­ма­ние того или иного, часто непрос­того, богословского вопроса.

Во-вторых, то, что лжеучениями делается преувеличенный акцент на каком-то вопросе, преследует цель подчинить людей себе. Сложные для понимания богословские воп­ро­сы удобнее, чем любые прочие, по­скольку ответ на них не лежит на по­верхности, но годятся и простые, на­пример, одежда, обрезание или суббота. Важно то, что при­вер­жен­ность этому вопросу становится оп­ределяющей для установления при­надлежности к данному учению, ко­торое провозглашается единст­вен­но истинной верой, а значит, путем спасения. Пока ты веришь «так, как учим мы», ты принадлежишь к «ис­тинной церкви» и, значит, «спасен». В результате человек оказывается в подчинении не у Господа Бога, а у группы людей, которые опре­де­ля­ют, как кому верить, чтобы спас­тись. Что бы ни провозглашали в сво­ем официальном учении эти груп­пы, на практике спасение они связывают не с Божьей любовью и милостью, а с принадлежностью к их общине. Это напрямую связано с тем, о чем мы рассуждали вна­ча­ле, – под спа­сением вместо «верь Богу» возни­кает «верь нам».

«Вы куплены дорогой це­ной; не делайтесь рабами людей» (1Кор. 7:23).

«Свидетели Иеговы» исполь­зу­ют свое специфическое неор­тодок­саль­ное учение о природе Христа для того, чтобы отделить своих овец и подчинить их себе. Хотя они по­ни­­мают Божественную природу Хри­­ста неверно, дело не в этом. Они отделяют себя от спасения не неверным пониманием сложного во­проса, а тем, что спасаются на самом деле не милостью Божьей через веру. А нет никакого иного пути спасения, кроме как принятие грешником Божественной милости в жертве Христовой и веры в то, что Бог любит нас.

В заключение хотел бы напом­нить всем нам, ортодоксальным хрис­тианам, что «ортодоксальное понимание» так же не является пу­тем спасения, что сделать «ложным путем спасения» можно любую идею, даже самую ортодок­саль­ную. Для этого ее надо просто по­ставить условием спасения вместо Божьей любви, явленной в распя­том за наши грехи Божьем Сыне. Всем нам стоит помнить об этом, дабы «не уклониться от простоты во Христе».

Архив