+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2008 г.

Ибн Аллах

Ширинай Досова

Молитва Отцу Небесному

Эта молитва Христа дана нам как об­разец всякой мо­литвы. И так же, как 10 заповедей делятся на 2 части (пер­вые 4 из них отражают наше отношение к Богу, а по­­следующие 6 – отношение к ближнему), так и молитва Господня имеет в себе две стороны: первые 4 строки при­глашают нас к правильному прославлению Бо­га и только потом, на ос­нове этого, следуют прошения и на­ши взаи­мо­от­но­шения с ближними. Молиться своими словами бы­вает иногда тяжело по разным причинам – суета, грех, ус­талость, мысли одна опережает другую, и стоишь перед Богом ка­кой-то несобранный – вроде как растрепанный и не­умытый. Но вот начинаешь произносить первые стро­ки молитвы «Отче наш» и чувствуешь, как успокаи­ва­ешь­ся, мысли приходят в порядок, и какая-то гармония и уст­рой­ство как будто проникают в твое сердце. Именно этой молитве Михаил Лермонтов посвя­тил свое чудное стихо­творение «Молитва». Оно заканчи­вается так: «и верится, и плачется, и так легко, легко». Вот это «легко, легко» – и есть неземное посещение свы­ше, приносящее мир и бла­женство. Эта радость в том, что Отец протягивает руки к Сво­ему ребенку, и в Его ру­ках ты чувствуешь себя в бе­з­опас­­ности. В этой молитве отражена сущность всех чая­ний нашей маленькой бедной души – спокойствие и бла­жен­­ст­во. А блаженство – это больше, чем счастье. Для срав­нения: «блаженный Ав­гус­тин» и «счастливый Ав­гус­тин» – не одно и то же. Так вот, это блаженство наша душа пе­реживает только в про­слав­лении Творца, смирении, прощении, ожидании Царствия Божьего, и что очень важ­но – в простой и скромной жизни (хлеб насущный).

Молитва в исламе

В Коране тоже есть предписания к молитве. Само сло­во «Аллах» дословно означает «Этот поклоняемый». Для срав­нения немецкое слово «Gott» (Бог) и английское «God» имеют значение как «Тот, при встрече с Которым падают ниц». В наших поклонениях выражена сущность нашей ве­ры и наше отношение к Богу: у христиан Бог (Отец наш) – милующий и прощающий, дарующий благодать не­за­служенно, у мусульман (Аллах акбар) – Бог великий и спра­ведливый, дающий по заслугам. В поклонении му­суль­ман выражен страх и трепет перед Всевышним (от­сю­да такая поза в молитве). Большей частью мусульманин не знает, о чем он молится, так как молитва читается на араб­ском языке и в определенные часы. Если молитва про­­читывается до или после назначенного времени, то она считается пропущенной и не засчитывается. Помню из детства, как моя бедная мамочка должна была вставать в четыре часа утра во время уразы (мусульманский пост), чтобы при­готовить для нашего отца еду, так как после мо­литвы он вкушал раннюю трапезу. Но мама страшно ус­та­вала (10 де­тей!), и случалось, что не слышала бу­диль­ника, просы­па­ла и вынуждена была подкручивать часы на­зад, чтобы отец не узнал, что теперь он не будет ус­лы­шан Богом. Отец наш был большим молитвенником, но мы, дети, ни­когда не понимали, о чем он молился, да он и сам этого не знал. Мусульмане молятся 5 раз в день и со­вершают 17 молитвенных кругов. Ежедневно му­суль­ма­нин, если он совершает все установленные молитвы, па­дает ниц перед Аллахом 34 раза. При этом он говорит: «Всехвален мой Господь, наивысший» – 102 раза; «Аллах велик» – 68 раз; «Всехвален мой могучий Господь» – 51 раз; «Аллах слышит того, кто его славит» – 17 раз; суру 1 «АльФатиха» или другую суру – 17 раз; исламский «сим­вол веры» «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад его пророк» – 5 раз; «Привет мира всем мусульманам» – 5 раз.

Все эти слова молитв повторяются мусульманином так часто, что они укореняются глубоко в его подсознании. Это нужно учитывать, когда мы беседуем с религиозными мусульманами. Уже рано утром с минаретов исламских ме­четей раздается голос, обычно усиленный репро­дук­то­рами. И каждый мусульманин слышит призыв: «На мо­литву! Обретайте успех! Молитва лучше, чем сон!» Та­ким образом, молитва в исламе влечет за собой воз­наг­раж­­дение (обретайте успех).

Благословение Писанием

Того, кто молится, Аллах благословляет мирскими и небесными благами. И одно из высочайших благ – знание Пи­саний, из которых священными признаются четыре: Товрат (Пятикнижие Моисея и пророки), Забур (псалмы Давида), Инжил (Евангелие) и Коран. Мусульмане любят слушать о Боге, особенно если приводишь им в пример тек­сты из Корана. Я обычно говорю о Рождестве Спа­си­те­ля. Так, в Коране ангел Джабрил (Гавриил) сообщил Ма­рйам (Марии) «радостную весть» от Бога, что Марйам родит сына, Который будет «Рух» – Дух от Бога, «калама» – Сло­во от Бога, и «аятолла» – знаком от Бога, «знамением для всех миров» (суры 3 и 19). Что же это был за знак, ко­­­торый Бог послал людям? В суре Марйам (19:34) Иса Ма­­сих (Иисус Мессия) говорит народу: «И мир Мне в тот день, как Я родился, и в день, что умру, и в день, когда вос­­­крешен буду живым!» В этих словах отражены три уни­кальных события в жизни Спасителя – Рождество, Голгофа и Пасха. И ни один человек в Коране не рождался так, и ни один не совершал таких чудес, какие совершил Иса, потому о Нем сказали ангелы: «О Марйам! Вот, Аллах ра­дует тебя вестью о Слове от Него, имя Которого Мес­сия, Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем ми­ре…» (3:40). Но, пожалуй, самый сильный аргумент со­дер­жится в суре 3:55: «О ‘Иса! Я упокою Тебя, вознеся Тебя ко Мне, и очищу Тебя от тех, кто не уверовал, а тех, ко­торые следовали за Тобой, возвышу до самого дня вос­кресения над теми, которые не уверовали... А тех, кото­рые не уверовали, Я накажу сурово в этой жизни и в буду­щей, и никто не поможет им». Здесь говорится о смерти и вознесении Христа, о благословениях тех, кто последовал за Ним, а также о тяжком наказании в земной и вечной жиз­­ни всех тех, кто не поверил в Него. Надо ска­зать, что эти аргументы работают, но важно иметь вот что в виду: никогда не нужно противопоставлять Иисуса и Мухам­мада. Сам Коран этого не делает. У каждого из них была своя определенная миссия: у Иисуса – про­ще­ние грехов, спасение и дарование вечной жизни, а у Мухам­мада – про­­возглашение многобожникам, что Бог – только один. Помню, как однажды в самолете я беседовала с одним сирийцем около трех часов. Когда у меня появилась Библия в руках, он тут же из нагрудного кармана достал Коран, поцеловав его. В конце беседы я ска­зала ему: «Я ведь не отнимаю у Вас Мухаммада, ему нужно от­дать должное, так как он сделал великое дело для языч­ников Аравийского полуострова, провозгласив им веру в од­но­го Бога. Но если Вы хотите иметь прощение грехов и жить вечно в раю, то нужен только Иса Масих. Готовы ли Вы принять Его?» На что он от всего сердца ис­к­ренне вос­кликнул: «Каким же нужно быть дураком (извините, но это дословно), чтобы не принять Его!»

После призыва к молитве с минаретов мечетей звучит возглас ко всем мусульманам: «Спешите к спасению!». Этот призыв дает повод рассказать им о Спасителе Хри­сте. К сожалению, мусульмане почитают Его как вели­чай­шего пророка. Мухаммад проповедовал в начале VII века после Рождества Христова. К этому времени уже появи­лось много ложных учений о Христе. Одно из них – обо­же­ст­­вление «троицы»: Бога, Его «жены» Марии, к которой Бог вошел физически, и их сына Иисуса. А поскольку глав­ной задачей Мухаммада была борьба с многобожием, то он категорически отрицал такой «божественный союз». Беседуя с мусульманами, я говорю им, что мы, христиане, в такую «троицу» тоже не верим. И хотя мусульмане не­ред­­ко обвиняют христиан в фальсификации Библии, сам Мухаммад никогда не критиковал Библию, а только выс­ту­пал против таких «обладателей Писания» (иудеев и хри­с­­тиан), которые выдумывают писание и ложно толкуют его. Сура «Семейство Имрана» (3:7): «А среди них есть та­кие, которые своими языками искривляют писание, что­бы вы сочли это писанием, хотя оно и не писание…» Сура «Корова» (2:73): «Среди них есть простецы, которые не знают писания, а только мечты…» Мухаммада воз­мущало именно то, что сказки и вымыслы выдавались за Слово Бо­­жие. Большая трагедия в том, что Библия на арабском языке появилась только через сто лет после появления Ко­рана, и Мухаммад лично не читал Библию, а слушал та­ких «проповедников».

Беседа глухого со слепым

В этой связи важно заметить, что в исламе есть два по­­нятия сыновства: 1) Валлад Аллах , то есть земной Сын Божий и 2) Ибн Аллах, то есть Сын Божий в духовном по­нимании. Так, например, слово «ибн ассабил» (путник), бук­вально означает «сын дороги». Однако никому и в голову не придет, что дорога кого-то родила. Это образ­ное выражение относится к человеку, пос­то­ян­но имею­щему дело с дорогой, то есть к путнику. Поэтому, свидетельствуя, нужно иметь в виду, что как только вы про­из­носите слово «сын», мусульманин автоматически включает понимание «Валлад Аллах», т. е. рожденный, как все люди. А называть лучше Иисуса «Иса Масих – ибн Аллах». Нередко, к великому сожалению, наше свиде­тель­ст­­во мусульманам бывает похоже на общение глухого со слепым по причине незнания друг друга. За сказанными словами стоят разные понятия и у них, и у нас: они не зна­­­ют, что для нас Мария – не Бог, а мы не знаем, почему выражение «Сын Божий» вызывает у них отторжение. Не­об­ходим диалог, который бы строился на взаимной люб­ви, ибо «любовь все покрывает». И если на фоне сегод­няш­ней исламофобии – панического страха, подстре­кае­мого большей частью средствами массовой информации, перед исламом, связанного с угрозой терроризма, мы про­­я­вим к ним искреннюю любовь, то мы непременно при­обретем эти души для Христа. У Льва Толстого есть за­ме­ча­тельная фраза: «Для того чтобы было легче жить с че­ловеком, думай не о том, что тебя с ним разъединяет, а о том, что тебя с ним соединяет». Или как сказала русская им­ператрица Екатерина Вторая: «Если вы хотите иметь дру­­зей, найдите в человеке что-то доброе и скажите ему об этом». Давайте искать друг в друге доброе, при этом ос­таваясь верными библейским принципам. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по сми­­ренномудрию почитайте один другого выше себя» (Флп. 2:3). В сегодняшнем бушующем море нена­висти и вражды мы, христиане, можем предложить людям истинный мир, «будущность и надежду» (Иер. 29:11). И Отец наш Небесный, сущий на небесах, да поможет нам в этом.

Архив