+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2008 г.

Имя и сущность

Егор Железный

«Да святится имя Твое»

Мф. 6:9

Это первая просьба в мо­лит-­ве, которой Иисус учит Своих уче­ни­ков, просьба о том, чтобы имя Божье святилось и на земле. На небесах имя Божье уже святится. В видении пророка Исаии небесного храма и Бога на пре­воз­не­сенном престоле ан­гелы, смотря на Него, ничего не могли сказать, кро­ме од­ного: «Свят, свят, свят Господь Сава­оф!» Эту фразу они пов­то­ряли все время. О чем это гово­рит? Это говорит о том, что Бог Сам в Себе свят, и ангелы просто при­зна­ют это как факт. Таким об­ра­зом, речь здесь идет не о том, что­бы имя Бога святилось на небе, но о том, чтобы оно святилось на земле.

Имя в библейском контексте означает больше, чем просто сло­во, которым что-то или кто-то назы­вается. Еврейское понятие име­ни включает в себя сущность назы­вае­мого, а не просто наиме­но­ва­ние. Мы видим это на стра­ни­цах Вет­хого Завета: детям давали име­на­, кото­рые буквально озна­чали, на­при­мер: «Бог про­сла­вит его» или «Ве­сель­чак».

Родители пытались вложить в имя пророчество о характере и жиз­­­­ни ребенка. В наше время мно­гие люди утратили эту способность. Они больше не задумываются о смысле имен и о том, насколько имя действительно отражает сущность характера человека. Поэтому имя для многих стало почти что кличкой, просто способом отличать одного человека от другого. Но для того чтобы лучше понять, что значит свя­тить Божье имя, нужно заду­маться над значением имени. И мы, при­ме­няя понятие имени как сущности, понимаем слова Иисуса: «Чего ни попросите во имя Мое», – гораздо глубже. То есть имя Иисуса не как заклинание, которое бездумно повторяется, но имя Иисуса как Его сущность, кото­рая рождается и растет в Его детях. И становится понятно, что зна­чит просить во имя Его. Также и в молитве: когда гово­рится о том, чтобы святить Бо­жье имя на земле, име­ется в ви­ду боль­ше, чем просто поч­тенное от­но­ше­ние к слову «Бог».

В иудаизме существует тради­ция опускать в Божьем имени глас­ные буквы. Напри­мер, вместо слова «Бог» писать «Б – г». Святится ли этим Божье имя и отра­жа­ет ли смысл заповеди, в которой гово­рится: «Не произноси имени Гос­по­да, Бо­га твоего, на­прасно»? Я ду­маю: от­нюдь нет. Святить Бо­жье имя о­зна­чает при­знавать и провоз­гла­шать Его святость и величие на земле. Его имя – это Его суть, Его ха­­рактер. Любое че­ло­­ве­чес­кое слово (с чер­точкой или без) бес­сильно пол­нос­тью отразить харак­тер Бога. Рус­ское слово «Бог» про­ис­ходит от древнеперсидского сло­ва, которое означает «вели­чие».

Но невозможно охватить всю глу­би­ну характера Небесного От­ца толь­ко из этого слова. Многие дру­гие име­на Бога в Писании также отра­жают только одну сторону Его ха­рактера. Например, имя Эль Шад­­­дай означает Бог Крепкий. Или имя Эль Эльйон озна­ча­ет Бог Все­выш­ний. Единственным исклю­че­ни­ем является имя Яхве (по край­ней мере, мы думаем, что это имя так про­износится). Это имя го­во­рит о том, что Господь есть Тот, Ко­торый есть. Это имя отражает сущность Бога гораздо глубже, чем другие Его имена, но даже и оно не мо­жет полностью выразить Его сущность. Все имена частично отражают раз­­ные качества харак­тера Бога. Как может чело­ве­ческое слово вместить в себя сущ­ность Божества? Каким должно быть это слово? Таких слов не существует и не мо­жет быть в ус­ловиях согре­шив­ше­го тво­рения. Вся Библия, между про­чим, называется Словом (в единственном чис­ле). И даже это Слово не может выразить всей сущности при­роды Божества. Поэтому нам необ­ходи­мо прежде всего понять, что истин­ное имя Бо­га – это Его не­объятная сущность, полнота Его ха­рак­тера, которая не вмещается в чело­ве­чес­кие слова. Это – ключ к правиль­ному пони­ма­нию фразы «да святит­ся имя Твое». Нужно знать, о чем просишь.

Бог говорит Израилю: «Будьте свя­­­ты, как Я свят». Святость при­хо­дит от Господа, вытекает из Его ха­рактера. Он свят по Своей приро­де. Мы не можем ни прибавить, ни убавить Ему святости. Святость – это чистота, это вечный свет творения, который просвещает человека. В Евангелии от Иоанна сказано: «Был Свет истинный, Который про­свещает всякого человека, приходящего в мир» (1:9). Мес­сия гово­рит: «Освяти их истиною Твоею! Слово Твое есть истина. Как Ты по­слал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я по­свящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». (Ин. 17:17–19). Когда слово прав­ды касается нашего сердца и меня­ет его, это значит, что сердце ос­вя­ща­ет­ся словом, которое Господь ска­зал ему. Что значат слова «И за них Я посвящаю Себя»? Ии­сус го­ворит о том, что Он приносит Себя в жерт­ву как святой и непо­роч­ный Божий Агнец, приносит Себя для искуп­ле­ния, освящения Своих де­тей. П­о­это­му верующие люди назы­ва­ют­ся в Библии святыми людьми. «Свя­тые» не являются особой кате­горией ве­рующих. Верующие в Бога не де­лят­ся на святых и несвя­тых. Все дети Божьи святы по ми­лос­ти Божьей, но никто из них не свят по своим за­слугам. Никакой чело­век не может быть святым по своим заслугам. Единственно Иисус яв­ля­ется святым на земле по Своим заслугам. А нам освящение дается по милости, как подарок сердцу со­кру­шенному, смиренному и верую­щему, по­да­рок, за который запла­чена высокая цена.

Русское слово «святость» бук­валь­­но озна­чает «светлость». И очень часто присутствие и действие Бога в Писаниях описываются как свет. Это свет Божьей славы, отра­же­ние чистоты и красоты Его харак­тера. Свет является удачной мета­фо­рой, образом чистоты и силы Бога. Свет рассеивает тьму неве­жества и гре­ха и освещает все угол­ки сердца че­ловека. Те, кого Бог ка­сается, ста­но­вятся святыми. И хотя чело­ве­чес­кая свя­тость всегда будет отно­си­тель­ной, все же образ святости бу­дет запе­чат­лен в сердцах святых, и этот образ становится все более и более реальным. Как напи­сано в известном письме апостола Иоан­на: «Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что бу­дем».

Неверно было бы полагать, что про­­цесс перехода от смерти в жизнь может быть легким и безбо­лез­нен­ным. Часто, по словам про­по­вед­ни­ков и евангелистов, может по­ка­зать­­ся, что за Господом сле­до­вать очень легко и процесс транс­фор­ма­ции происходит быстро. Но это не так. Мы просто не хотим пугать че­ло­­ве­ка напрасно. Ведь поначалу дей­ст­вительно Гос­подь носит чело­ве­ка на руках, как ре­бенка. Но на­сту­пает момент, когда ребенку нужно на­чи­нать делать первые само­стоя­тель­ные шаги, когда нуж­но «под­визаться», то есть встать на борьбу с грехом, уг­нез­дившимся в сердце человека. Этот момент не­избежен, и борьба не обе­щает быть краткой и легкой. Однако она не является также не­возможной или непосильной. Чело­век может выйти победителем в ней, потому что Господь будет вести и укреплять его.

Божья святость не уве­ли­чи­ва­ет­ся отто­го, что люди признают ее. Бог есть такой, какой Он есть. При­зна­вая Его святость, люди помогают самим себе, расставляют все на свои места. Затем начинается борь­ба за то, чтобы Его святость как можно полнее проявилась в людях. Если по­смот­реть на духовную исто­рию, то мы видим, как нелегко да­ется эта свя­тость. Мы видим, как в Израиле во времена царей эта святость попа­дает под удар, как язы­ческие рели­гии сби­ва­ют ев­рей­ский народ с пути следо­ва­ния за их Богом. Мы видим пле­не­ние как на­казание за эту нечис­то­ту. Это дока­зывает, что не так легко святить Бо­жье имя на земле. Человек не удер­живается в святости и скатывается к старым язы­­ческим привычкам, к делам тьмы. Это и есть сущность той борь­бы, о которой мы говорим.

С первых дней творения Гос­подь знал, что Ему нужно будет еще и искупить, спасти Свое творение. Спасение – это просто продол­же­ние процесса сотворения, изме­нения сотворенного. Когда святость приходит в жизнь человека, его жизнь начинает меняться. И, как след­ствие этого, мир вокруг него то­же начинает меняться. В этом и есть главное чудо искупления: Божья святость в нас изменяет мир.

Характер человека – это со­во­купность его привычек, ин­стинк­тов и предрасположенностей. Ха­рак­тер человека не является за­вер­шен­ным с его рождения, и это призна­ют также люди, не верую­щие в су­щест­­­вование Бога. Неза­вер­шен­ность характера указывает на не­­­­об­­­­ходимость роста, развития. Характер чело­века должен пол­нос­тью измениться, начиная с фун­да­мента. Поэтому мы говорим о том, что человек дол­жен «родиться снова».

Затем на этом новом фун­да­мен­те должны вы­расти новые при­вычки, новые ин­стин­кты и отли­чи­тель­ные свойства. Это и есть про­цесс освя­щения, изменения ха­рак­тера. На­при­мер, человек при­­вык зави­до­вать. Зависть – чув­ст­во впол­не ес­тест­венное, но то, что оно ес­те­ст­вен­но, не делает его хоро­шим. За­­висть – это гниль в костях, она отравляет душу. Зависть вызывает у человека желание уни­зить, унич­то­жить другого человека, который лучше или успешнее его самого. Но святость Божья несов­мес­тима с завистью. Человек освя­щенный уме­­ет быть довольным тем, что у него есть, и умеет искренне ра­доваться успеху другого. Еще один пример. Человек, убивающий дру­гих лю­дей словами, – словоубийца. Словоубийца говорит вещи обид­ные, унижает других людей, нахо­дит уничтожающие слова, оскорб­ляю­щие достоинство и характер дру­гого. Причем делает это ес­тест­венно – для него это, как дышать. Сло­воубийство и святость несов­мес­тимы. Когда Дух Святой все­ля­ется в сердце человека, Он прино­сит с Собой слово исцеления и слу­жение при­мирения. И бывший сло­во­­убий­ца может использовать свое умение говорить для исцеления, а не разру­шения. Бывший убийца ста­новится цели­те­лем, несет благо­словение вместо проклятия.

Эти два примера показывают си­лу освящения в жизни человека. А таких примеров можно привести множество. Поэтому, ког­да мы про­сим, чтобы Божье имя святилось на земле, мы просим об изменении характера, об изме­не­нии жизни и в конечном итоге – из­ме­нении мира.

Ознакомиться с этой и другими работами автора можно на сайте www.jofbooks.com

Архив