+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2019 г.

Борька и Петька

Пережитое

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Притч. 17:17

Дело было в Казахстане. Жили-были два неразлучных друга, Борька и Петька. Борьке было девять, а Петьке – восемь. Дома их стояли по соседству. Борина мама, Галина, руководила хором в лютеранской церкви. Это было в советское время: слежка за верующими, угрозы и тюрьмы, всевидящее око КГБ…

Зачастили сотрудники органов и к Галине. Приезжали исключительно по ночам (нечестивые нередко прячутся под покровом темноты). Раз в неделю, в один и тот же день, после полуночи, к дому подъезжал уазик, прозванный в народе «воронком». Машину заглушали почему-то в сторонке, около забора Петьки. Два человека в штатском выпрыгивали из неё и решительно направлялись к Борькиному дому. Водитель оставался в машине.

Как по заранее написанному сценарию, эти двое проводили в доме у Борьки мучительный допрос его матери, обычно длившийся два часа. Один из сотрудников был долговязым и хмурым, а второй – пухлым и краснощёким, ему не хватало только фартука мясника. После допросов мать увозили на чёрном «воронке» в милицию. Там начинался повторный допрос, длившийся ещё пару часов. Вкрадчивым голосом, с придыханием, «мясник» проявлял отеческую заботу:

– Вы, наверное, устали, Галина, и хотите домой к детям. Они очень ждут вас. Подпишите вот эту бумагу о том, что вы слышали, как проповедник вашей церкви клеветал на советскую власть и нелицеприятно отзывался о её вождях. Многие уже подписали. И вам надо. Распишитесь вот тут и идите домой к детям. Мы вас больше тревожить не будем.

Но Галина каждый раз стояла на своём:

– Я ничего подобного никогда не слышала. Не буду подписывать заведомую ложь!

Хотя в органах знают, как устрашать и выматывать человека, здесь не на ту нарвались. Галя оказалась не из боязливых. Кремень! Наотрез отказалась сотрудничать и не подписывала никаких бумаг. Под утро её отпускали. Домой идти уже не было смысла, и она шла на работу в типографию, где работала уборщицей.

Однажды такой ночной допрос спас жизнь начальнику типографии. Как говорится: нет худа без добра. В тот день он пришёл на работу раньше обычного, ещё до рассвета. Ему вдруг стало плохо с сердцем, и он потерял сознание. Вернувшись с допроса на работу, Галя обнаружила лежащего на полу начальника. Рядом – никого. Она тут же вызвала скорую помощь и тем самым спасла жизнь человеку, его здоровье со временем полностью восстановилось. После случившегося жена начальника называла Галину не иначе, как «спасительница ты наша». Галина стала вхожа в дом этой семьи, помогала по хозяйству, полюбилась хозяевам и была с ними очень близка. Начальник типографии, в свою очередь, оказывал помощь её детям. На работе Галю все ценили и любили. Такой контраст получается: с одной стороны – допросы, оскорбления, унижения, клеймо предателя и врага, а с другой стороны – уважение, благодарность и любовь. Как написано: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Приезды ненавистного для Бори «воронка» продолжались более трёх месяцев. Страшные люди из зловещей машины измучили семью Гали. Никто не спал в такие ночи. Борька тоже старался не спать. Он горячо молился о маме и очень боялся, что она никогда не вернётся домой, как это уже случалось с некоторыми их родственниками и друзьями. «Жалко, что я ещё не взрослый! – думал Борька.– Будь я старше, я бы схватил этого длинного за шиворот и, как щенка, выкинул бы на улицу, а краснощёкому «мяснику» навесил бы большой фонарь под глаз. Тогда они забыли бы к нам дорогу и не мучили мою добрую маму…»

Девятилетний мальчишка серьёзно и не по-детски задумался, как бы избавить свою мать от нежеланных гостей. «Так больше продолжаться не может! – говорил себе Борька. – Мама должна спать дома». И в голове его родился план. Он поделился им с Петькой, потому что полностью доверял ему. К тому же ему был нужен помощник. Петька понял друга с полуслова и сразу дал добро. Помочь другу – святое дело. Кроме того, он и сам загорелся этим авантюрным планом.

И вот, когда ненавистный «воронок» в очередной раз заглушил мотор возле Петькиного дома, ребята были уже наготове. Они спрятались за забором, предварительно выдрав из него несколько гвоздей, чтобы в нужный час, раздвинув пару штакетин, незаметно пролезть на улицу.

Мальчишки сидели тихо. Ночь. Темно. Только слышно стрекотание сверчков. Когда двое дознавателей вышли из машины и направились к Галине, её сын пролез через забор к машине и принялся за дело. Он начал вывинчивать ниппели из колёс и медленно выпускать воздух. При этом камера издаёт довольно громкий шипящий звук: «пыш-ш-ш-ш». В ночной тишине этот звук был бы хорошо слышен. Но Борька знал, что делал, к своей диверсии подготовился основательно. Он ловко накрыл колпачок ниппеля мокрой тряпкой, поэтому никакого шума не было. Где он этому научился? У другого соседа, Вовкиного отца, занимающегося ремонтом машин. Мальчишка часто бывал у него в гараже и наблюдал за работой, иногда и помогал. И вот теперь пригодилось.

Так Борька постепенно спустил все колёса, одно за другим. А что же в это время делал Петя? Он стоял на посту. Вернее, сидел в засаде и не спускал с водителя глаз. Между друзьями был уговор: если водитель почувствует неладное и выйдет из машины, Петька должен тут же пульнуть из рогатки камушком в окно собственного дома так, чтобы с грохотом разбить стекло. Это отвлечёт водителя и даст Борьке шанс сбежать. В темноте лица не разглядеть, никто не узнает, кто спускал колёса.

Ай да Петька! Настоящий друг! Ведь палить он собирался по своему окну (той комнаты, где спал). Но, к счастью, бить стекло не понадобилось: Борька проделал свою работу чисто. Водитель-казах даже глазом не моргнул (или всё же вздремнул?). В любом случае он продолжал спокойно сидеть в машине со спущенными колёсами. Борька оказался ещё тот мастак. Горячая любовь к матери наполняла его юное сердце и пробуждала бесстрашие. Закончив свою работу, мальчишки снова спрятались за забором и с любопытством ожидали дальнейших событий.

Наконец долговязый с «мясником» вышли из дома и повели Галю к машине. Подойдя ближе, они оторопели: их «воронок» стал заметно ниже и почти касался земли днищем. А водитель спокойно сидел за рулём. Что тут началось!.. Концерт. Замечательный диалог с водителем.

– Где ты был? Почему оставил машину без присмотра?

– Начальник, клянусь, я никуда не выходил ни на секунду!

– Значит, ты заснул на задании! – заорал «мясник».

– Начальник, клянусь, не спал!

– Если ты не спал, как такое могло случиться? Ты что, оглох? Как можно было не услышать, что у тебя в машине все колёса спускают?!

Водитель, чуть не плача:

– Клянусь, не спал! Нет, не оглох. Людей вокруг не было. Ни души…

Тогда долговязый с «мясником» ему раздражённо в один голос:

– Так кто же это сделал?

Водитель растерянно:

– Аллах… Аллах… Аллах сделал!

Галину в ту ночь не смогли увезти в участок. Она вернулась домой. Семья радовалась и благодарила Господа. Борька, как Штирлиц, молчал и никому не рассказывал о своём хулиганском поступке. И Петьку не сдал. Друзья, как-никак. Мальчишки справились со своим заданием и сумели защитить Галину. И Бог им в этом деле явно помогал!

С того дня «воронок» больше не приезжал за Галей. И это было для Борьки самым большим счастьем.

Архив