Вера и Жизнь 1, 2020 г.
- Раб или свободный?
- Христа люди не раздражают
- Дети в церкви: быть или не быть?
- Что характеризует жизнь христианина
- Любовь не раздражается
- Телефонный справочник
- Как вода в вино превращается
- Рождение от Бога
- Вспоминая пережитое
- Несколько вопросов к читающим Библию
- Это Бог меня искал...
- Генетика: новейшие исследования
- Письма читателей
- Книги
Дети в церкви: быть или не быть?
Надежда Орлова
Духовная статья
Вы помните себя детьми? Помните свои обиды и разочарования? Конечно, помните, ведь детские впечатления самые яркие, они остаются с нами на всю жизнь. Порой незначительное (с точки зрения взрослых) слово, неприметный поступок кардинально меняют жизнь ребёнка.
Помню, как в детстве я подошла к маме с какой-то книгой о советской героине. Там были приведены её слова о социалистическом строе: какой он справедливый, лучший и прочее. Девочке из книги было десять лет, мне в то время – столько же. Очевидно, её слова звучали слишком по-взрослому (автор перестарался). И вот я читаю маме эту фразу и говорю: «Представляешь, какая она была умная!» Мама, не отрываясь от стирки, обронила фразу: «Ещё неизвестно, говорила она так или нет». Меня это потрясло – вмиг открылась дверь на новый уровень. Это было не огорчение, не радость, не разочарование и даже не обида. Это было ОТКРЫТИЕ. Я поняла, что можно и нужно смотреть на мир по-другому.
Сейчас в университетах есть курс лекций, который называется «Критическое мышление». Там учат студентов работать с информацией, подвергать её критическому осмыслению. Для меня весь «курс» состоял в одной-единственной фразе. Я помню этот момент до сих пор и считаю его одним из поворотных, главных в моём развитии. Мама, естественно, ничего такого не припоминает.
Одно-единственное слово взрослого человека порой составляет для ребёнка университетский курс. Родители, как правило, не придают значения таким моментам, не помнят их, а если и помнят, то не видят в них ничего особенного, не осознают их важности. Удивляются, когда им об этом говорят, не верят детям («ты всё преувеличиваешь», «всё было не так»). Но дети не просто помнят, для них тогда мир перевернулся, а дорога резко свернула в сторону.
Не секрет, что одна из самых больших проблем у верующих людей – это их дети, отвергающие церковь. Дети простых верующих, пасторов, дьяконов, служителей самых разных уровней, повзрослев, нередко уходят в мир. И это явление не только нашего времени. Библия приводит много примеров таких же семейных трагедий. Вы прекрасно их знаете. Например, сыновья священника Илия. Илий был судьёй и народным вождём Израиля сорок лет. Сказано, что сыновья Илия были «люди негодные; они не знали Господа» (1 Цар. 2:12). К сожалению, великого пророка Самуила постигли те же проблемы: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем… Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: „Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими. Итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов“» (1 Цар. 8:1, 3–5). У Самуила с детства был печальный пример семьи Илия, но, к сожалению, он и сам его повторил. К тому же это стало причиной «революции»: народ потребовал себе царя. А дети благочестивого царя Давида? Богословы говорят, что у сладкозвучного певца Израиля, написавшего большое количество псалмов, нет ни одного, посвящённого радостям семейной жизни. Очевидно, в этой сфере у царя всё было сложно. А наследники других праведных правителей Иудеи? Далеко не все они следовали примеру своих родителей.
Что не так? Почему дети отходят в сторону? Это наша боль, наши бессонные ночи, молитвы и слёзы, незаживающая рана в сердце. Проблема остаётся «в веках и народах».
Смотрим порой и удивляемся: бывает, что подросток из неверующей семьи, преодолевая сопротивление родных, вопреки угрозам и притеснениям, идёт в церковь. А тут везут на машине, создают все условия, уговаривают и упрашивают, увещевают и обличают – всё напрасно. Сначала он ходит с нами, но с кислым выражением лица, его надо подгонять. Потом он начинает пропускать собрания, при этом всегда находит вполне уважительную причину (голова болит; уроков много – не успею сделать; в понедельник контрольная – надо подготовиться и т. д.). Родители в глубине души понимают, что это отговорки, но всё же соглашаются с ними, поскольку очень тяжело «тащить бегемота из болота» – дочь или сына на собрание. Некоторые, возможно, будут применять метод «кнута и пряника», но вскоре тоже лишь бессильно согласятся с «доводами» чада. Дальше – больше. Теперь он ходит в церковь один раз в месяц, например, на хлебопреломление или по большим праздникам. Потом перестаёт ходить совсем. Что делать? Теперь остаётся только одно: пост и молитва. И долгое ожидание, и печальные стихи, подобные «Молитве матери». Все помнят это стихотворение:
Друзья! Заранее прошу прощенья, Быть может, и не время вспоминать, А я вот вспомнил, вспомнил всё мгновенно: Деревню нашу, дом, отца и мать…
Сколько раз читали его в церкви, а до сих пор слушают это довольно длинное стихотворение с замиранием сердца и со слезами на глазах. Потому что актуальное. В стихотворении мать и отец – страдающие персонажи, а отрицательный герой – сын-безбожник, доставивший им много горя. Но почему так случилось? Виноваты ли только дети, неблагодарные, неверующие, равнодушные, жестокие?
К сожалению, часто так бывает, что семьи живут по принципу: одно – дома, за стенами, за дверями, а другое – на людях, в церкви. И видят дети, что учат их папа с мамой хорошим, правильным вещам, а сами… А сами по-другому поступают. Совсем.
Например, в церкви родители говорят очень благочестиво, чуть ли не на церковнославянском языке: «вчера и третьего дня», «в путь всей земли», «в простоте сердца». А дома позволяют себе окрики, оскорбления как в адрес детей, так и по отношению друг к другу. Или родители молятся и просят Бога о прощении и милости, но сами жестоки и несправедливы к детям. Несправедливы! Где уж тут о милости-то мечтать? Ребёнок должен знать, что он всегда будет понят и принят. Вот он несёт «двойку». Он боится. Вы же прекрасно знаете, почему он её получил: потому что болел и пропустил тему или потому что играл вчера весь вечер на компьютере. И реакция ваша, и беседа с ним должны быть разными в этих двух случаях. Но нельзя всё решать криком: «Опять двойка!» Вы же просите прощения у Бога и очень надеетесь на Его милость.
Если у родителей между собой плохие отношения, если отец унижает мать, мать не доверяет отцу, а сами они говорят о благословенной семье, живущей с Господом, то какая картина мира складывается у детей? А когда родители не хранят верность друг другу? Это просто катастрофа. В таких ситуациях душевный мир детей рушится на глазах. Даже если одна сторона не виновата, в такой период взрослые часто обливают друг друга грязью. Они выплёскивают накопившиеся обиды, проводят разборки. Их сжигает страшное пламя ревности и боли. И здесь, как правило, не до детей, не до их переживаний. Редко у кого хватает мудрости и сдержанности щадить их чувства. И очень часто результатом таких разборок становится самое страшное: ребёнок полностью теряет уважение к отцу и матери. После этого их слова для него – пустой звук, их ценности – ничто. Дети отвергнут и их, и то, что они проповедуют. Ребёнок отвергает не Христа, а нерадивых родителей, а заодно с ними и всё, что они предлагают. Душевная травма останется у ребёнка на всю жизнь, потому что рухнул его мир, он остался беззащитным и одиноким.
А ведь родители должны быть авторитетом для своих детей. И авторитет этот основывается не на страхе наказания, а на мудрости родителей и на их любви. И тогда пусть мнения этого мира лягут на одну чашу весов, а слово отца и матери на другую. Вторая чаша всегда перевесит.
Мы часто виним окружающий мир в том, что он учит мерзости наших детей, прививает безбожие. Школы плохие, учителя неверующие, сверстники-одноклассники развращены. Но это нормально для мира. А каким ему быть? Он находится под Божьим осуждением. И когда мир был другим? Вспомните своё детство. Разве можно назвать жизнь людей в ту пору более святой? Нет, просто враг душ человеческих использует разные формы борьбы против Творца и Его творения. Сколько пожилых людей говорят сейчас: «Нас так воспитали, мы Бога не знаем, нас всю жизнь учили, что Бога нет». Задача сатаны всегда была одна – в союзе с миром и греховной плотью отвратить человека от Господа. Сейчас он использует другие приёмы, но принципиально ничего не меняется.
За пределами своей семьи ребёнок сталкивается с верующими в церкви. И здесь часто возникает та же проблема, что была ещё во времена Иисуса. Все знают историю, когда ученики Иисуса запрещали детям беспокоить Учителя. Дети наверняка шумели, бегали и прыгали. Ведь ребёнку трудно сидеть тихо больше двух минут. Если он сидит третью минуту спокойно, надо мерить ему температуру. Поэтому, как и большинство людей, ученики пошли самым простым путём – запретить. На что Иисус ответил им Своими знаменитыми словами: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие» (Лк. 18:16).
Есть родители, которые с самого раннего возраста заставляют детей высиживать всё богослужение от начала до конца. Это невозможно по чисто физиологическим причинам. Однако дискуссия по данному вопросу одна из самых острых. Заставляешь сидеть – они только и ждут, чтобы вырваться на свободу. Не заставляешь – они и в подростковом, и в юношеском возрасте не сидят на богослужении, а слоняются где-то по коридорам. Но суть не в этом, а в свободном выборе человека. Что у него в сердце? Если он выбрал Христа, пережил рождение свыше, значит, будет в церкви и тогда, когда нас нет рядом. Не выбрал – и мы не удержим. Большую роль играет также духовная атмосфера. Церковь, где на детей «шипят», рискует остаться без будущего.
А почему наши дети любят мир? Из-за наших глупых запретов. Это не значит, что всё нужно разрешать, но надо просто и ясно объяснять свою позицию. Терпеливо беседовать, а не отделываться общими фразами: «это грех», «Бог накажет». И объяснять не раз и не два, а столько, сколько нужно, хоть сто пятьдесят раз. И всё так же терпеливо и с любовью. У детей есть одна особенность – по многу раз проходить один и тот же путь в обучении. Ваши маленькие дети вновь и вновь заставляют вас читать им понравившуюся книгу? Вы её уже видеть не можете, весь дом её наизусть знает, а ребёнок заставляет читать и слушает так, как будто в первый раз. Вы сами перечитывали какую-нибудь книгу во взрослом возрасте раз пятнадцать? Вряд ли. А у ребёнка это ложится в сердце слой за слоем, пока не нарастёт фундамент. И потом будет переход количества в качество, дал бы только Бог нам мудрости и терпения «залить» это основание правильно и до конца. Но если после нравоучений сами родители поступают по-другому, то это провал всего процесса воспитания.
Вы никогда не сможете в чём-то убедить ребёнка так, как это сделает Бог. Молитесь, чтобы Сам Господь показал друга (подругу), увлечение, компанию – всё, что не служит для духовной пользы вашего ребёнка, в истинном свете. Просто запреты не сработают или помогут лишь на время. И ещё: ребёнку должно быть дома по-настоящему хорошо и комфортно. Если этого ощущения нет, он обязательно уйдёт – в прямом или переносном смысле, потому что тогда найдётся место, где ему лучше, чем дома, даже если это убогий клуб, грязный подвал или мир интернета, – ребёнок надевает наушники, включает компьютер и покидает вас.
Живите интересами ребёнка, не отталкивайте его своей внешней набожностью, показной, демонстративной. «Мама, прочти эту книгу! Что ты скажешь? Посмотри со мной этот фильм!» – «Я не буду смотреть этот мирской фильм!» Он посмотрит его, обязательно посмотрит. Не сейчас, так через несколько лет. И обсудит. Не с вами. С вами он вскоре вообще ничего обсуждать не будет. И вы потеряете с ним связь, он перестанет вам доверять, и вы не будете его знать. Так становятся чужими.
Запреты и ограждения – плохое воспитание, если всё строится только на них. На определённом этапе оградить можно от всего: от детского сада, от начальной школы, от соседского мальчика, от мультфильма. Просто сказав «нет», без объяснений и обоснований. Но вы не оградите своего ребёнка от дальнейшей учёбы, от работы, от жизни. Протестанты не признают монастырей, потому что помнят слова Христа: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15). Почему же мы сами отправляем детей в некий монастырь? Выйдя оттуда рано или поздно, они окажутся совершенно незащищёнными от соблазнов, угроз и натиска этого мира. Что будут делать беспомощные, инфантильные взрослые? Проведите их по миру, когда они ещё малы, но обучаемы, доверяют вам, направляются и оберегаются вами. Когда вы для них настоящий авторитет.
Может быть, нам кажется, что у нас в семье всё хорошо: ссоры – мелкие, конфликты – редкие, а в целом уважительное отношение друг к другу. Но если дети не проявляют интереса к нашим ценностям, начинают отдаляться, начните анализ с себя. Задайте вопрос: почему это происходит?
Община тоже должна задавать себе вопрос: почему наши дети уходят в мир? Что не так? Именно это должно быть предметом рассуждений и молитв, а не внешний вид подростков или «бесчинное» поведение трёхлетнего малыша во время воскресной проповеди. И уж тем более не обличайте сурово его родителей, чтобы они своё огорчение не выместили на бедном ребёнке.
У каждого свой опыт. На один пример или тезис можно привести десять других, доказывающих едва ли не противоположное. Пускать или не пускать, запрещать или разрешать – решение вы принимаете в совете друг с другом и в молитвенном общении с Богом, с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка. Но при этом необходимо быть чуткими, твёрдо, но нежно держать руку на пульсе. И помнить, что каждое наше слово, каждый поступок может повернуть ребёнка лицом к Богу. Или спиной.