Менора 4, 2003 г.
Беглый раб
Геннадий Фишбайн
«Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Пусть он у тебя живет, среди вас пусть он живет на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» (Втор. 23:15–16).
Суть этого короткого отрывка – постановление о беглых рабах.
Беглый раб получал убежище у своего нового господина и статус свободного человека в выборе места жительства и образа жизни.
Может быть, беглому рабу и некуда было больше бежать, но, как говорят в народе: «От добра добра не ищут». Это повеление – повеление о любви к ближнему.
Причины, которые должны были побуждать к такому отношению, – многолетнее рабство Израиля в Египте, которое должно было стать ненавистным и неприемлемым для любого израильтянина.
В этом постановлении видно и Божье отношение к рабству, а также любовь и милость ко всякому человеку.
Однако в Торе выражена не только воля Бога в вопросах поведения и взаимоотношений между людьми, но и определенный духовный смысл.
Все человечество находится в рабстве у греха и дьявола, как об этом говорит Давид: «Сказал безумец в сердце своем: „Нет Бога“. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:1, 3).
Бежавший от греха, от своего прежнего господина – дьявола, – в большой опасности. Он преследуем своим разгневанным господином, ему грозит наказание за побег.
Но если он обратится за помощью к Господу, праведному и святому, то он становится под Его защиту, на правах свободного.
Вот как это объясняет равви Шауль в Послании к римлянам (6:16, 18):
«Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы… Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».
Наш Господь Иешуа Спаситель не выдает тех, кто к Нему прибежал добровольно, отказавшись от рабства у дьявола.
Иешуа обещает: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37).