+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1986 г.

Лучше остаться обиженным

А.Ф. Ефимов

В Библии мы находим несколько житейских принципов, хорошо известных широкой публике. Например: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Это позаимствовано из книги Деяния апостолов 15:20 и 29. Или: «Кто не работает, тот пусть и не ест». Это взято из 2-го послания к Фессалоникийцам ? 3:10. Или еще другое: «Все люди — братья». Об этом говорится во многих местах Библии. «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). В этой статье я хочу обратить внимание еще на один принцип, который дан нам в 1Кор. 6:7. Вот он: «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?» О чем здесь речь? Среди членов Коринфской церкви были такие, которые обижали и пренебрегали своими же братьями. (Мне трудно понять, возможно ли, чтобы настоящий христианин так поступал. Бог только знает, были ли эти люди возрождены от Бога?) А как поступали обиженные? Они подавали на обидчиков в суд. Апостол Павел стыдит их, говоря: «Неужели нет между вами ни одного разумного, который бы мог рассудить?» А потом добавляет: «Это весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою». И после этого апостол Павел подает весьма мудрый совет, к которому хорошо прислушаться каждому христианину: «Лучше остаться обиженным».

Не все люди, даже не все христиане, понимают превосходство этого принципа. В чем же его превосходство? — спросит кто-нибудь.

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберем, что Слово Божие имеет в виду, когда говорит, что нам лучше оставаться обиженными:

а) Это не значит носить в себе обиду, не забывать ее.

б) Это не значит жаловаться друзьям и знакомым на оказанную несправедливость.

в) Это не значит ходить с видом обиженного человека, чтобы все могли читать на моем лице: меня обидели.

г) «Лучше оставаться обиженным» — это значит «проглотить обиду», принести ее Господу и простить обидчика.

Подавляющему большинству людей жить по этому принципу невозможно; христианину, который пережил рождение свыше, возможно… хотя также не легко. Среди людей этого мира, среди номинальных христиан «остаются обиженными» обычно слабые, сломленные натуры. Они понимают, что бороться с теми, кто имеет власть, с теми, кто имеет связи или деньги — бесполезно.

Среди верующих по Евангелию, однако, предпочитают «оставаться обиженными» духовно сильные. В этом случае для нас хорошим примером является случай с Давидом, записанный в 2Цар. 16. Давид мог бы на месте отомстить Семею, но он сказал: «Оставьте его! Пусть от злословит» (2Цар. 16:11). Но это еще не конец. Читайте 2Цар. 19:15—23. Давид поклялся Семею: «Ты не умрешь».

Превосходство принципа «оставаться обиженными» в следующем:

а) Гораздо легче, и быстрее, и проще сказать Богу в молитве (в личной молитве, наедине, когда никто другой из людей не слышит):

— Господи, мое сердце болит от обиды, но я хочу поступить по евангельскому принципу. Я хочу простить и забыть… освободи мое сердце и разум. Жалуйтесь Богу, а не людям.

б) Этому же учил Иисус Христос: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Mк. 11:25).

в) Поступая так, вы подражаете Христу; вы свидетельствуете о новой жизни во Христе; вы оставляете на Божий суд свою обиду, ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).

— Но, брат, — скажет кто-нибудь, — если мы так будем поступать, не даем ли мы повод обидчику продолжать обижать других? Я отвечу вот как. Когда кто-либо обижает или оскорбляет меня, мне хорошо оставаться обиженным, т. к. Бог, допуская нанесение обид мне, выявляет мои «шероховатости», недостатки моего христианского характера. (Смотрите 1Пет. 2:19—23).

Совсем другое дело, когда я вижу или слышу, что обижают другого. Я не имею права в таком случае молчать, если есть надежда на исправление. Я должен мудро, спокойно, помолившись, требовать справедливого решения вопроса.

«Так говорит Господь: производите суд и правду, и спасайте обижаемого от руки притеснителя…» (Иер. 22:3). «…Спасайте обижаемого от руки обидчика…» (Иер. 21:12), «….защищайте сироту; вступайтесь за вдову…» (Ис. 1:17).

Относительно же обидчика я знаю, что он до поры до времени будет действовать безнаказанно, т. к. люди вообще не очень внимательны и чувствительны к обидам других. (Свои обиды, свои раны, свои нужды мы сразу чувствуем… к сожалению, не наоборот. В этом еще одно доказательство нашей испорченной эгоистичной природы). Однако всему приходит конец. Обидчик-эгоист если не покается, дойдет до того, что Бог скажет: «Довольно!» — и мышеловка захлопнется, и мышь будет поймана. Читайте Пс. 9:17: «Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих».

Последний вопрос: нужно ли обличать обидчика? Нужно… если исполняете три условия, указанные Духом Святым в 1Тим. 1:5: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры…»

а) Обличайте обидчика любя, а не громя.

б) Будьте твердо уверены в вашей совести, что вы знаете факты. Если же только вы предполагаете, если вы догадываетесь, то лучше молчите.

в) Обличайте не как лицемеры, а как братья и сестры во Христе, также подверженные немощам.

Итак, лучше оставаться обиженным, пожаловаться Богу и у Его ног оставить свою обиду. Господь приведет обидчика (действительного или мнимого) к раскаянию или к наказанию. Мы же будем прощать свои обиды, но будем вступаться за обиженных. В этом Божья воля для Своих детей!

Архив