+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1986 г.

Скала нашего спасения

И. Н. Козлов

Мф. 16:13—20

Деятельность Иисуса Христа, как Мессии, приближалась к концу. Иисус Христос находился на севере Галилеи со Своими ученицами. Последнее время Он все чаще и чаще уединялся с учениками. Он оставил пределы Галилеи и ушел с учениками в пределы Кессарии Филипповой, у подножья горы Ермон, вершины которой были покрыты вечным снегом. Здесь был благоприятный климат — идеальное место для отдыха физического и душевного.

До этого Иисус Христос уделял больше внимания народу: Он ходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи, исцелял больных, одержимых нечистыми духами, освобождал от власти греха. Теперь же Иисус Христос больше уделял внимания Своим ученикам и поэтому часто удалялся с ними в уединенные места.

Иисус Христос хотел приготовить учеников к предстоящим событиям, а именно: к Голгофе. Он задает им вопрос: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Почему Господь хотел это знать? Искал Он признания у людей? Нет. Иисус Христос не был тщеславным. Он преследовал другую цель. Это решающий вопрос в жизни каждого человека, потому что от него зависит наше спасение. Иисус Христос хотел услышать из уст учеников, насколько они, слушая Его Проповеди, видя Его чудеса, исцеления и т. д., познали Его. Христианская вера не тождественна с тем, что мы знаем о Христе, но знаем ли мы Самого Иисуса Христа, как нашего Спасителя?

Когда Иисуса Христа взяли в Гефсиманском саду и связанного привели к Пилату, обвиняя Его в бунте против кесаря, в политическом заговоре против власти, то Пилат в ходе допроса спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Вместо ответа Иисус Христос задал Пилату в Свою очередь вопрос: «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» (Ин. 18:33—34). Иисус Христос хотел знать от Пилата: твое ли это мнение и убеждение, что Я Царь Иудейский, или другие сказали тебе о Мне, и ты только повторяешь слышанное о Мне? Вера не тождественна со знанием о Христе, насколько бы правильным оно не было.

Ответ учеников: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков».

Иоанн Креститель был последним пророком Ветхого Завета. Он был мужественным пророком и не побоялся обличить царя Ирода во грехе прелюбодеяния. За это он поплатился жизнью. Ирод обезглавил его. Когда суеверный Ирод услышал о деятельности Иисуса Христа, то он думал, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых и поэтому творит такие чудеса. По-видимому, это мнение разделяли многие.

Пророк Малахия пророчествовал, что перед наступлением дня Господня, Бог пошлет пророка Илию (Мал. 4:5). Правоверные Иудеи и по сей день верят, что перед явлением Мессии придет пророк Илия: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» (Мф. 17:10—13).

Вера в пришествие пророка Иеремии перед Мессией тоже не случайна. Согласно иудейского предания пророк Иеремия, перед тем как халдеи завоевали Иерусалим и разрушили храм, спрятал ковчег завета и другие священные предметы. Перед пришествием Мессии, полагали, придет Иеремия и возвратит ковчег завета и другие предметы. Как мы видим, религиозные вожди Израиля и народ готовы были признать Иисуса Христа пророком.

Если сегодня провести такой опрос в Западной Германии, в особенности перед Рождеством (иногда некоторые журналисты это делают), то мы услышали бы не менее удивительные ответы. Для одних Иисус Христос только основатель христианской религии, для других — проповедник морали, филантроп, который сам делал добро и учил других делать добро. Иисус Христос — борец за мир, вплоть до революционера, который силою старался устранить несправедливые порядки того времени. Этот перечень можно было бы продолжать дальше. Каждая религиозная и политическая группа старается «запрячь» Иисуса Христа в «коляску своих интересов и убеждений».

«А вы за кого почитаете Меня?» — спросил Иисус Христос Своих учеников. Этот вопрос не потерял своего значения и сегодня. Он стоит перед каждым человеком. За кого вы почитаете Иисуса Христа?

Симон Петр, от имени и других учеников, исповедует Его Сыном Бога Живого (Мф.16:16). Нас поражает не столько ответ Петра, сколько разъяснения Иисуса Христа: «Блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16:17).

Отсюда мы ясно видим, что познание Иисуса Христа не зависит от нашего интеллекта. Петр познал эту истину, т. е. что Иисус Христос Сын Божий, не потому, что он был умнее других людей, но ему открыл это Бог, сущий на небесах. Если бы познание Иисуса Христа зависело от нашего интеллекта, то в таком случае многие имели бы повод для извинения своего неверия. Они могли бы сказать: Господи, Твое Евангелие было для нас слишком высоко и непостижимо. Иисуса Христа можно познать только через откровение, а это доступно и малограмотному. Все, что от нас зависит в данном случае, — хотим ли мы познать Иисуса Христа, преклониться перед Ним и принять Его? Только после этого духовного опыта учеников, т. е. познания Иисуса Христа как Сына Божия, Иисус Христос говорит им о голгофских событиях. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).

Если бы Иисус Христос сказал им об этом в начале Своей деятельности, то, пожалуй, они оставили бы Его и вернулись бы каждый к своему занятию. Кто из смертных согласился бы последовать за человеком, который закончит свою жизнь на кресте, как преступник? После этого опыта Иисус Христос дает Симону новое имя «Петр», т. е. по-гречески «камень». Иисус Христос дает ему новое поручение, призывает его, и не только его, но всех учеников, быть соучастниками созидания Церкви Христовой. Господь дает ему для этого авторитет и уполномочие — «ключи Царства Небесного».

Мнения богословов в толковании 18 стиха расходятся. «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). В подлиннике этот стих звучит так: «И Я говорю тебе: ты — Петр (по-гречески «Петрос» — камень), и на сей скале (по-гречески «Петра» — скала) Я создам Церковь Мою…» Мы видим разницу — камень и скала. Следовательно, Иисус Христос созидает Церковь Свою не на Петре, а на его исповедании: «Ты Христос, Сын Бога Живого». В Библии мы встречаем несколько мест, где Бог уподобляется «скале». К сожалению, в русской Библии это слово переведено словом «твердыня», хотя это не меняет смысла этого определения. В песне Моисея мы встречаем это выражение: «Нет твердыни (скалы), как Бог наш…» (1Цар. 2:2). В песне Давида это выражение почти дословно повторяется в Пс. 17:31—32. В немецкой Библии, в английской и во французской в этих местах сказано «скала». Апостол Петр пишет в своем послании о строительстве Дома Божия, т. е. Церкви Христовой. Он приводит пророчество пророка Исаии 28:16, что «Бог положит в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный…» (1Пет. 2:6). На этом «камне» уверовавшие «устрояются», как живые камни, в Дом духовный.

Эту истину подтверждает и апостол Павел: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). Так понимал это место (т. е. Мф. 16:16) и отец Церкви, блаженный Августин, который говорил: «Не Иисус Христос устрояется на Петре, а наоборот, Петр — на Иисусе Христе». Мы не хотим умалять значения апостола Петра в первохристианской церкви. Петр был первым «живым камнем», следовательно, основополагающим камнем в Доме Божием. Церковь Христова и начинается с этого познания и опыта: «Ты — Христос, Сын Бога Живого».

Иисус Христос дает Петру «ключи Царства Небесного». Ключом мы замыкаем и отмыкаем, закрываем и открываем. Мы понимаем, что это образное выражение, символическое. Ключ — символ власти и авторитета. Этот авторитет и власть дал Иисус Христос Своему ученику, апостолу Петру. Авторитет открывать, вязать и разрешать. В день Пятидесятницы, в день рождения Церкви Христовой Господь излил Духа Святого на всех учеников и, таким образом, дал им всем этот «ключ».

Апостол Петр, исполнившись Духом Святым, сказал проповедь, после которой 3000 душ обратилось ко Христу. Апостол Петр открыл им дверь в Царство Небесное. Позднее он «открыл» дверь в Царство Небесное римскому офицеру, сотнику Корнилию и присутствующим в его доме, таким образом, Петр открыл дверь Царства Небесного язычникам. (Деян. 2:41 и 10 гл.) Иисус Христос дал эти «ключи Царства Небесного» остальным Своим ученикам (Мф. 18:18 и Ин. 20:21—23). К сожалению, позднее официальные церкви, или как их принято еще называть исторические церкви, злоупотребили этими обетованиями Иисуса Христа. Ссылаясь на эти места Священного Писания и обетования «вязать», разрешать, прощать, оставлять, инакомыслящих и несогласных не только предавали анафеме, но жгли на кострах, как «еретиков». (Эта черная страница истории может быть смыта только покаянием, но его пока нет).

Давая «ключи» Петру и остальным ученикам, Иисус Христос не это имел в виду. В вопросах веры Он Сам не применял силы. Под словом «вязать» мы понимаем обязательство и ответственность перед Богом и людьми, которые христианин берет на себя добровольно. Мы настолько свободны от греха и мира, насколько мы привязаны к Иисусу Христу. Нет свободы без обязательств. Там, где человек отвергает всякие обязательства и ответственность, там не свобода, но произвол и рабство похотей.

Апостолы охотно называли себя «рабами Иисуса Христа», и поэтому они были самыми свободными людьми. К этой свободе через принятие Иисуса Христа как Спасителя зовет сегодня Евангелие всех грешников.

Блаженны те люди, которые отвечают на этот зов и верою принимают из рук Христа вечное искупление.

Архив