+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1986 г.

Сущность искупления

Статья «Сущность искупления» взята из книги благословенного мужа Божия, «апостола Китая» Вочман Ни. Книга называется «Духовный человек».

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Вторая статья Вочман Ни — «Сущность возрождения» будет напечатана в следующем выпуске журнала.

Голгофское осуждение

Смерть вошла в мир посредством падения человека. Речь идет здесь о духовной смерти, которая разлучает человека с Богом. Посредством греха она вошла в начале, и так это и остается до сего дня. Смерть всегда приходит посредством греха. Заметьте, что говорит нам об этом Рим. 5:12: во-первых, что «одним человеком грех вошел в мир». Адам согрешил и ввел грех в мир. Во-вторых, что «грехом смерть (вошла в мир)». Смерть — это неизменное последствие греха. И, наконец, что «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Смерть не просто распространилась на всех, не просто была передана всем, но «перешла во всех». Вошла вовнутрь, пропитав собою дух, душу и тело всех людей. Нет такого места в человеке, куда бы смерть не проникла, и потому человек обязательно должен принять божественную жизнь. Спасение не может заключаться в человеческих реформах, потому что смерть непоправима. Грех должен быть осужден до того, как спасение станет возможным. Именно это совершает для нас спасение Господа Иисуса Христа.

Человек, который согрешает, должен умереть. Об этом говорит Библия. Ни одно животное или ангел не могут понести наказание за грех вместо человека. Грешит троичная природа человека, и потому человек должен умереть. Только человечество может искупить человечество. Но так как грех вошел в человечество, его собственная смерть не может искупить его. Господь Иисус пришел. Сам стал Человеком, чтобы принять на Себя осуждение человечества. Неоскверненная грехом. Его святая человеческая природа могла посредством смерти искупить грешное человечество. Он умер заместительной смертью, принял на Себя полное наказание за грех, отдал жизнь Свою в выкуп за многих. Вследствие этого, всякий верующий в Него «на суд не приходит» (Ин. 5:24).

Когда Слово стало плотью, Оно включило всякую плоть в Себя. Точно так, как поступок одного человека, Адама, представлял поступок всего человечества, дело одного Человека, Христа, представляет дело всего человечества. Нам нужно понять, каким всеобъемлющим является Христос, чтобы понять, что такое искупление. Почему грех одного человека, Адама, осуждается, как грех всех людей прошлого и настоящего? Потому что Адам — глава всего человечества; от которого все другие люди пришли в мир. Подобно этому, послушание одного Человека, Христа, становится праведностью многих в настоящем и прошлом, потому что Он есть глава нового человечества, в которое входит посредством нового рождения.

Один случай в Послании к евреям иллюстрирует эту мысль. Для того, чтобы доказать, что священство по чину Мелхиседека стоит выше священства по чину Левия, автор напоминает своим читателям, что Авраам однажды принес десятину Мелхиседеку и получил от него благословение, и заключает, что десятина Авраама и благословение принадлежали и Левию. Каким образом? Да потому, что Левий «был в чреслах отца (Авраама — как праотца), когда Мелхиседек встретил его» (Евр. 7:10). Нам известно, что Авраам родил Исаака, Исаак — Иакова, а Иаков был отцом Левия. Левий был правнуком Авраама. Когда Авраам принес десятину и получил благословение, Левий еще не родился, и не родились еще также и его отец и дед. И все же Библия считает благословение Авраама и принесенную им десятину достоянием Левия. Поскольку Авраам был меньше (ниже) Мелхиседека, Левий тоже стоит по чину ниже Мелхиседека. Этот случай помогает нам понять, почему грех Адама считается грехом всего человечества, и почему осуждение и наказание Христа считается осуждением и наказанием всех. Это просто потому что, когда Адам согрешил, все еще не рожденное человечество было в нем. И когда Христос был осужден, все будущие возрожденные верующие были в Нем. Следовательно, Его осуждение принимается за их осуждение, и все верующие во Христа, уже не будут больше осуждены.

Так как человечество подлежало осуждению, Сын Божий, Человек Иисус Христос, пострадал духом, душой и телом на кресте за грехи всего мира. Давайте остановимся сперва на Его физических страданиях. Человек грешит посредством тела и в теле ощущает временное удовольствие греха. Следовательно, тело должно принять наказание за грех. Кто может постигнуть физические страдания Христа на кресте? Не предсказано ли телесное страдание Христа в Мессианских пророчествах? «Пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21:17). Пророк Захария обращает внимание на Того, «Которого пронзили» (Зах. 12:10). Его руки, Его ноги, чело, бок, сердце были пронзены людьми, пронзены грешным человечеством и пронзены ради грешного человечества. Многочисленными были Его раны и сильным был у Него жар, потому что, когда тяжесть Его тела повисла на кресте без всякой поддержки, Его кровь не могла свободно циркулировать. Он ужасно жаждал и поэтому воскликнул: «Язык Мой прильнул к гортани Моей» и «в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 21:16 и 68:22). Руки должны быть пригвождены, потому что любят грешить. Уста должны страдать, потому что они любят грешить. Ноги должны быть пронзены, потому что они любят грешить. Все, чему должно было в наказание совершиться над телом, перенес Он на Себе, на Своем теле, и страдал физически до смерти. В Его власти было избежать страданий, но Он страдал добровольно, отдав тело Свое на непомерные испытания и боли, ни на миг не уклоняясь, пока не увидел, что все «совершилось» (Ин. 19:28). Только тогда испустил Он Свой дух.

Но не только тело Его страдало, страдала также и Его душа. Душа — это орган самосознания. Перед распятием Христу давали вино со смирною для притупления сознания, но Он отказался, потому что не хотел терять Свое сознание. Души людей вполне наслаждались грехом, и поэтому Иисус в Своей душе готов был претерпеть боль грехов. Он скорее был готов пить чашу, которую дал Ему Бог, чем чашу, которая притупила бы Его сознание.

Как позорна смерть на кресте! Так казнили беглых рабов. У раба не было ни имущества, ни прав. Его тело принадлежало хозяину, и потому его можно было наказать самым позорным наказанием — крестом. Господь Иисус принял образ раба и был распят. Пророк Исаия пишет о Нем: «Он раб», а апостол Павел пишет, что «Он принял образ раба». Да, именно, как раб, пришел Он избавить нас, пожизненных рабов греха и диавола. Мы также рабы страстей, нрава и привычек. Мы проданы греху в рабство. Но Он умер из-за нашего рабства и понес на Себе весь наш позор.

В Библии написано, что воины взяли одежды Господа Иисуса (Ин. 19:23). Он был почти обнаженным, когда Его распинали. Это одна из позорных сторон распятия. Грех снимает с нас блистающие одежды и делает нас нагими. Господь был раздет перед Пилатом, а потом опять на Голгофе. Как реагировала Его святая душа на такое издевательство? Не оскорбляло ли это Его святости и не покрывало ли Его стыдом? Кто может проникнуть в Его чувства в тот трагический момент? Из-за того, что человек наслаждался видимой славой греха, Спаситель должен был перенести Его видимый позор. Истинно, Ты (Бог)… «покрыл Его стыдом… как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего»; Он же, тем не менее «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Пс. 88:46,52; Евр. 12:2).

Никто никогда не сможет установить, какими полными были страдания души Спасителя на кресте. Мы часто размышляем над Его физическими страданиями, но забываем о страданиях души. За неделю до Пасхи близкие к Нему люди слыхали, как Он сказал: «Душа Моя теперь возмутилась» (Ин. 12:27). Это указывает на крест. В Гефсиманском саду снова были слышны Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). Если бы не эти слова, мы вряд ли подумали бы о Его душевных страданиях. 53-я глава книги пророка Исаии трижды упоминает участие Его души в крестных страданиях, говоря: «Душа Его принесет жертву умилостивления», «подвиг души», и «предал душу Свою на смерть» (ст. 10—12). Именно потому, что Христос понес на Себе проклятие и позор креста, всякий, верующий в Него, не будет нести ни того, ни другого.

Его дух тоже страдал непомерно. Посредством духа человек общается с Богом. Сын Божий был свят, безупречен, незапятнан, отделен от грешников. Его дух был соединен со Святым Духом полным единством. Не было в нем ни минуты беспокойства или сомнения, потому что Божие присутствие всегда было с Ним. Он говорил: «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня»; и «Пославший Меня есть со Мною» (Ин. 8:16, 29). Поэтому Он мог молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» (Ин. 11:41, 42). И все же, когда Он висел на кресте (и если был когда-либо день, когда Сын Божий нуждался в Отце, этот день был, несомненно, таковым). Он выкрикнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46). Его дух был оторван от Бога. Как мучительно глубоко ощущал Он Свое одиночество, Свою оставленность, Свою разлуку с Отцом! Сын все еще уступал, Сын все еще был послушным воле Бога Отца, и все же Сын был оставлен: не ради Себя Самого, но ради других.

Грех больше всего поражает дух; и потому, при всей Его святости Сын должен был быть оторван от Отца, потому что на Нем был грех других. Верно, что в несчетных днях прошлой вечности «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Даже во дни земных странствований это не менялось, потому что Его воплощение не могло быть причиной разделения с Богом. Только грех мог разделить, хотя бы он и был грехом других. Иисус перенес это духовное разлучение с Отцом ради нас для того, чтобы наш дух мог возвратиться к Богу.

Стоя у гроба Лазаря, Иисус, возможно, думал о Своей приближающейся смерти, и потому Он «Сам восскорбел духом и возмутился» (Ин. 11:33). Рассказав о том, что Он будет предан и умрет на кресте. Он опять «возмутился духом» (Ин. 13:21). Из этого мы видим, почему, приняв Божие наказание на Голгофе, Он воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Ибо «вспоминаю о Боге, и трепещу; помышляю, и изнемогает дух Мой» (Мф. 27:46; Пс. 21:2 и 76:4). Он был лишен могучего подкрепления Духа Святого в Его духе (Еф. 3:16), потому что Его дух был оторван от Духа Божьего. Поэтому Он воздыхал, говоря: «Я пролился, как вода: все кости Мои рассыпались (вывихнулись); сердце Мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности Моей; сила Моя иссохла, как черепок; язык Мой прильнул к гортани Моей, и Ты свел Меня к персти смертной» (Пс. 21:15—16).

С одной стороны, Святой Дух Божий покинул Его, а с другой, дух сатаны издевался над Ним. Очевидно, Пс. 21:12—14 имеет в виду именно этот момент: «Не удаляйся от Меня… помощника нет. Множество тельцов обступили Меня; тучные Васанские окружили Меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий».

Его дух перенес оставление Богом с одной стороны, и отпор нападкам злых духов с другой. Дух человека настолько отрезал себя от Бога, превознесся и последовал за злым духом, что его нужно сломить совершенно, чтобы он перестал противиться Богу и порвать свой союз с диаволом. На кресте Господь Иисус принял наши грехи. Его внутренняя святая человеческая сторона была совсем разбита, когда Бог осудил порочное человечество. Оставленный Богом Христос, таким образом, перенес глубочайшую боль греха, пребывая во тьме наказующего гнева Божьего сполна, без поддерживающей любви Божией и без света Его лица. Последствие греха — полная оставленность Богом.

Теперь наша греховная человеческая природа была полностью осуждена, потому что была осуждена и наказана в безгрешном Богочеловеке Иисусе Христе. В Нем святое человечество одержало победу. Все осуждение, которое должно было излиться на тело, душу и дух грешников, излилось на Него. Он — наш заместитель. Верою мы соединились с Ним. Его смерть считается нашей смертью, и Его осуждение — нашим осуждением. Наши дух, душа и тело вместе приняли полное осуждение и наказание в Нем. Не было никакой разницы, если бы понесли наказание мы сами. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1).

Вот то, что Он совершил для нас, и таково наше положение теперь пред Богом. «Ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:7). Фактически мы уже умерли во Христе, Духу Святому остается только превратить этот факт в наш личный опыт. Крест — это место, где грешник весь целиком — дух, душа и тело — осуждается. И посредством смерти и воскресения Иисуса Христа Дух Святой может прививать нам божественную природу, делая нас причастниками божеского естества. Крест несет осуждение грешника, провозглашает негодность грешника, распинает грешника, и освобождает жизнь Иисуса Христа. Впредь всякий, кто принимает крест, возрождается от Духа Святого и принимает жизнь Иисуса Христа.

Божье освобождение от наказания и власти греха совершилось на кресте Его Сына. Теперь Он предлагает всем людям это спасение, чтобы каждый, кто пожелает, мог принять его и спастись.

Бог знает, что в человеке не живет ничего доброго; никакая плоть не может угодить Ему. Она испорчена до непоправимости. Если это так абсолютно невозможно, как тогда может человек угодить Богу после уверования в Его Сына, если Он не даст ему что-то новое? Благодарение Богу, Он даровал новую жизнь, Его несотворенную жизнь тем, кто верит в спасение Иисуса Христа и принимает Его как своего личного Спасителя. Это называется «возрождением» или «новым рождением». Хотя Бог не может изменить нашей плоти, Он дарует нам Свою жизнь. Человеческая плоть остается такой же испорченной у тех, кто возродился, как и у тех, кто не возрождался. Плоть святого такая же, как плоть грешника. При возрождении преображается не плоть. Новое рождение не оказывает хорошего влияния на плоть. Она остается прежней. Бог не дает нам Своей жизни для просвещения и воспитания плоти. Но Он дает ее нам для победы над плотью.

При возрождении человек фактически сродняется с Богом посредством рождения от Него. Возрождение означает родиться от Бога. Как плотская жизнь рождается от земных родителей, так духовная рождается от Бога. Родить — значит дать жизнь. Когда мы говорим, что родились от Бога, мы имеем в виду, что получили от Него новую жизнь. То, что мы получили, есть истинная жизнь.

Мы уже видели ранее, насколько мы, люди, плотские. Дух мертв, душа управляет всем существом, мы живем согласно вожделений плоти. В нас нет ничего доброго. Для того, чтобы избавить нас, Бог должен прежде всего восстановить положение нашего духа, чтобы мы могли снова начать общаться с Ним. Это происходит, когда мы верим в Иисуса Христа. Бог зарождает Его жизнь в нашем духе, таким образом, воскрешая его из мертвых. Господь в этот момент заявляет, что «рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). При этом соединении Божьего Духа с нашим, Божий Дух входит в наш и восстанавливает его до первоначального состояния. Дух Святой поселяется в духе человека, и человек переносится в духовную сферу. Наш дух оживает и снова управляет. «Дух новый», о котором говорит Иезекииль (36:26), есть та новая жизнь, которую мы получаем при возрождении.

Человек возрождается не потому, что сделал что-то особенное, а потому, что уверовал в Иисуса Христа как в Спасителя: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12—13). Верующие в Иисуса Христа рождены от Бога, и потому они Его дети.

Как может человек знать, что он возрожден? Апостол Иоанн говорит нам, что человек рождается свыше посредством веры в Иисуса Христа, Сына Божьего, и принятия Его как своего личного Спасителя (Ин. 1:12). Имя Сына Божьего «Иисус», что значит: «Он спасет народ Свой от грехов их» (Мф. 1:21). Вера во имя Сына Божьего, таким образом, равносильна вере в Него как Спасителя, вере в то, что Он умер на кресте за наши грехи, чтобы избавить нас от наказания и власти греха. Верить так, значит принять Его как Спасителя. Если кто желает узнать, возрожден ли он, пусть задаст себе только один вопрос: пришел ли я ко кресту, как беспомощный грешник, и принял ли Господа Иисуса как Спасителя? Если ответ будет утвердительным, он возрожден.

Архив