+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1986 г.

Свободен ли ты!

И. С. Проханов

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха… Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:31—36).

И. С. ПРОХАНОВ — духовный лидер евангельских христиан был редактором журнала «Евангельская вера», в котором более полстолетия тому назад печатались его благословенные статьи

Статья «Свободен ли ты?» взята из этого журнала.

Свобода! Какое это драгоценное слово для всех живых существ! Недавно я проходил по одной из улиц Нью-Йорка и увидел лавку, где продаются птицы. Я подошел ближе и увидел новую, красивую клетку с обильным кормом и, по-видимому, новопойманную птичку в ней. Птичка металась из одного угла клетки в другой, билась клювом и головой о проволоку с такой силой, что на головке се я видел кровь. Что заставляло птичку так биться? Конечно, желание свободы. Не мила была птичке клетка с богатым кормом — свобода для нее была дороже всего.

Но ведь и человек бывает в клетке. Видели ли вы окно тюрьмы, а за решеткой лица арестантов? Разве это не клетка? Я очень часто в России видел заключенных в тюрьмах за веру детей Божиих. А в настоящее время сколько страдальцев за веру томятся за решетками многочисленных тюрем России или в ссылке в разных отдаленных местах холодной страны!

Недавно, в числе других, я получил письмо от одного из ссыльных проповедников из глубины Сибири. Хотя все наши заключенные и ссыльные переносят свое заключение с великим мужеством, но чувствуют они себя там, как птицы в клетке.

Иногда я вспоминаю те дни, когда я был заключен в Б. тюрьме в М. Тюрьма была окружена высокими стенами, за которыми ничего не было видно. Но в одном месте, в верхней части стены, была какая-то выемка, через которую можно было видеть верхушку зеленого дерева на улице города. Когда я заметил эту выемку и увидел через нее листву дерева, я неожиданно почувствовал прилив радости. Отчего? Я был охвачен мыслью: вот там, где это дерево, там свобода… там свобода… так близко…

После того я часто становился у того окна, откуда было видно это дерево. Я наслаждался мыслью, что там ходят люди беспрепятственно, что они могут идти с одной улицы на другую… я молился, и мне становилось отрадно на душе… Отчего? Дорога свобода душе человеческой.

В той же тюрьме мне рассказывали, что несколько арестантов хотели бежать, но один из них был убит. Убитый несомненно знал, что его бегство — рискованное дело, что он может поплатиться жизнью и все-таки решился на такой шаг… Почему? Потому что свобода для человека бывает иногда дороже жизни.

В то время, когда Христос говорил приведенные нами слова, была одна огромная клетка для миллионов людей одного народа и для целых народов: этой клеткой была Римская Империя.

Она была клеткой прежде всего для своего собственного народа. Римский народ стонал в тисках деспотического режима. Римские императоры были тираны и кровопийцы: один из них велел для своего удовольствия сжечь великий город Рим; другой дал приказ распять тысячи рабов; третий говорил, что он жалеет, что все человечество не имеет одной головы: он сразу отрубил бы ее.

Как ни был угнетен Римский народ, но в нем жило желание свободы, и потому были разные восстания, которые ослабили этот деспотизм.

Но главное смягчение произошло под влиянием христианства.

Впоследствии являлись другие деспотические правительства в разных странах, но под влиянием тех же причин они теряли свою власть и т. п.

Там, где люди не хотели прислушаться к учению христианства, происходили революции и иногда необычайно кровопролитные.

К нашему времени достигнуты некоторые благоприятные результаты: деспотическая форма государственного управления в большинстве государств устранена и почти везде введена республиканская форма правления.

Но сколько крови было пролито для завоевания этой свободы!

С другой стороны. Римская Империя была клеткой для многих народов и племен.

Египтяне, сирийцы, иудеи, греки и многие другие народы находились в порабощении Римской Империи. Они были лишены многих прав и стонали под игом.

Но и они старались добиться свободы. То один народ, то другой восставал, начинались кровопролитные воины, которые иногда продолжались несколько лет. В сущности говоря, почти вся история человечества состоит из восстаний, революций и войн, целью которых было достижение свободы. Люди не щадили своей крови, лишь бы завоевать для себя и своего народа свободу.

Была еще клетка в Римской Империи: это рабовладельчество. Значительная часть населения Империи состояла из рабов, которые являлись собственностью своих господ. Господин мог как угодно истязать и даже убить своего раба, и за это он не отвечал. В глазах господина раб был не человеком, а вещью. Для потехи господ рабы отдавались на бой со зверями в цирках и амфитеатрах.

Под влиянием христианских идей рабовладельчество постепенно ослабевало. В половине прошлого столетия Северные Штаты Америки под предводительством Линкольна начали войну против Южных Штатов, с целью освобождения чернокожих рабов и добились их освобождения. Вскоре после того и в России (1861 г.) было освобождено около 19 миллионов крепостных крестьян.

В настоящее время международным соглашением рабовладельчество упразднено на всем земном шаре. Но сколько нужно было пролить крови, чтобы осуществить и эту свободу для рабов!

Как будто кажется, что достижения велики. Но на самом деле это не так.

Во-первых, и теперь еще стонут там и тут народы и классы населения. Во-вторых, после бесчисленных, кровопролитных усилий всего человечества для осуществления свободы оно пришло еще в худшее состояние.

Как отрадно в эти дни безысходного положения человечества напомнить, что есть истинный путь к истинной свободе. Этот путь указан Христом. Иногда люди слышат о нем, но не обращают на него внимания, так как им он не нравится. А между тем в нем только и можно найти разрешение великой задачи.

Этот путь означает прежде всего уничтожение основного рабства.

Согласно учения Христа есть рабство, которое является основой всех других видов рабства. Если оно будет устранено, будут устранены и все иные формы человеческой неволи.

Какое это рабство?

Христос говорит: Всякий, делающий грех, есть раб греха» (1Ин. 8:34).

«Грех ест» беззаконие» (Ин. 3:4) или нарушение закона. Он является продуктом самого человека и потому кажется, как будто он не может иметь над ним никакой власти. А между тем, он является самым жестоким тираном для человека.

Согласно Библии, человек был создан свободным существом. Не было и не могло быть даже тени рабства над ним или вокруг него. Но когда он согрешил, все изменилось: человек сразу стал рабом.

Каину Бог сказал: «Отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6—7).

Но, увы! Каин не мог господствовать над грехом, потому что грех господствовал над ним, а раб не может господствовать над господином. Может быть, Каин в некоторые моменты колебался и не хотел совершить своего злого дела, но грех влек его, и он, не будучи в состоянии сопротивляться ему, убил брата своего. Такова была власть греха над Каином.

Недавно во Франции судили одного убийцу. Он показал на суде, что в течение двух недель боролся против мысли о преступлении, всячески гнал ее от себя, но кто-то неотвязно твердил ему: «убей! убей!», и в конце концов он должен был сделать свое злое дело.

А что делается с пьяницей? Каждое утро, проснувшись после опьянения, пьяница начинает проклинать водку, и всякие спиртные напитки, называя их «кровью сатаны» и т. п., а к вечеру его опять приводят или привозят домой в бесчувственном состоянии. На другой день повторяется то же самое.

Эта страсть так велика, что у нас в России многие талантливые писатели, учившие других своими сочинениями, погибли от чрезмерного пьянства: Глеб Успенский, Писемский и др.

Великий полководец мира Александр Македонский, освободивший от персидского ига много народностей, сам погиб от рабства пьянству.

Этот тиран страшен не только в больших размерах и событиях, но и в мелких житейских делах и обстоятельствах.

Вот, человек, имеющий привычку говорить неправду. Иногда он сознает, что лгать нехорошо и дает обещание больше не говорить неправды. Но что же? К вечеру он уже три раза солгал…

Вот, мать семейства. Она часто раздражается и говорит ненужные слова детям, мужу и др. Когда она успокаивается, она сожалеет и делает решение воздерживаться от вредных речей. Но увы! через час или два опять раздается ее раздраженный голос.

Однажды я спросил одного из посетителей моих собраний в г. Петербурге, почему он бывает только в вечерних собраниях и почему он не бывает в утренних собраниях по воскресеньям. На это он ответил: «В течение многих лет я привык по воскресеньям спать до 11 часов утра и никак не могу преодолеть этой привычки. Я очень жалею, борюсь, но ничего не могу…» А сколько таких привычек у каждого человека! Человек не замечает, что он во власти их. Но стоит ему захотеть освободиться от одной из таких привычек, как он почувствует себя рабом ее, рабом греха…

Иногда бывает, что человек сокрушается, плачет, мучается, терзается до готовности наложить на себя руки, но увы! не может освободиться от рабства своему греху. Недавно артистка отравилась, будучи не в состоянии освободиться от страсти к кокаину. И сколько таких!

О, это ужасное рабство! Есть другое рабство, о котором говорится в Писании, которое не столь ужасно, но связано с рабством греху. Это — рабство закона.

Чтобы избавить человека от окончательной гибели в рабстве греху. Бог дал человеку закон, который предписывал ему делать все хорошее и удерживаться от всего нехорошего. За делание хорошего закон обещал всякого рода награды и выгоды, а за делание нехорошего, наоборот, указывал на разные ужасные суды и кары. Сверх того, закон установил для человека сложную обрядность: обрезание и т. п. и проник во все мелочи его жизни. Закон поставил человека в условия рабства, о чем и сказано в Гал. 4:24:

«Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство». Под звуком Синайских труб человек трепетал и делал добро. Но если он не делал добра, то должен был трепетать еще больше. Это рабство закону было тем более ужасно, что оно не освобождало человека от рабства греху.

Это было невыносимое рабство, в котором находился Израильский народ в течение многих лет и даже веков.

Рабство греху и рабство закону — два основных вида духовного рабства, рабства души.

Рабство греху есть источник всех других видов рабства: государственного, экономического, общественного, семейного и т. п., потому что грех есть источник самолюбия и эгоизма, честолюбия, властолюбия и тому подобных греховных чувств, на которых основаны все виды порабощения.

Но счастливы мы, что есть путь к истинной свободе.

Этот путь единственный. Он указан Христом для всего человечества.

Обращаясь к Иудеям, Христос сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Ин. 8:32). О какой истине здесь идет речь? Конечно, об общей евангельской истине: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». (Гал. 2:16). Эта истина производит освобождение в познании, в сознании…

Но этого мало, необходимо освобождение всего существа, которое может произвести только Сын Человеческий: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

Припомним, что было, когда Иисус был арестован. Пилат спросил народ: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса?» (Мф. 27:17). Народ выбрал Варавву. Преступник был освобожден, а Иисус был поведен на смерть. Это событие имело символическое значение. Смертью Своею Иисус освободил все человечество, преступившее против закона Бога.

Помню, я читал об одном событии в жизни знаменитого миссионера-путешественника Д. Ливингстона. Он пришел в одну маленькую негритянскую деревушку в лесах Африки. И что же он увидел там? Многих мужчин и женщин связанными. Оказалось, что на эту деревушку сделали набег арабы — торговцы невольниками. Они связали тех, кого хотели взять в рабство и обещали в скором времени возвратиться и отвести их в неволю. Когда Ливингстон увидел это, он тотчас же распорядился разрубить их оковы и освободить их. То же самое сделал и Христос с людьми, связанными узами греха. Он отпустил «измученных на свободу» (Лк. 4:18).

Но каким образом Христос совершил освобождение? Прежде всего, Он освободил и освобождает грешников от прошлых грехов своею умилостивительною жертвой, прощением и очищением Кровью, пролитой на кресте (1Ин. 1:7). Затем Он освобождает грешников от настоящего и будущего греха путем внутренней перемены, которая называется смертью для греха и воскресением для обновленной жизни в Господе (рождением свыше), вследствие чего грешник переходит из подданства греху в подданство Господу. Грех перестает царствовать над ним и, наоборот, человек начинает господствовать над грехом силою Духа Божия.

Тиран-мучитель низложен, и душа торжествует…

О, какая это чудная свобода!

Эта чудная свобода осуществляется при всех формах и режимах государственной власти. Эту свободу получали люди во времена Христа при деспотической власти римских императоров. Христос называл Своих учеников «сынами свободы». При страшном рабовладельчестве того времени апостол Павел писал Филимону по поводу обращенного раба Онисима: «Прими его не как раба, но выше раба, как брата возлюбленного» (Фил. 1:16). Во Христе раб переставал быть рабом, а делался братом возлюбленным.

Свобода Христова не есть свобода от нравственного долга, от обязанностей.

Уже во времена апостолов появились люди, которые понимали свободу Христа в смысле свободы от обязанности нравственной жизни, в смысле полной распущенности. Апостол Петр имел ввиду таких людей, когда писал (1Пет. 2:16): «Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла». Иуда пишет о них в довольно ярких выражениях (Иуд. 12 и др.): «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые… Это ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно)».

Свобода Христа есть свобода от греха; а они поняли ее как свободу для греха.

К сожалению, и после того в истории церкви появлялись секты, учившие, прикрываясь именем Христа, о полной свободе от всяких уз нравственности.

У нас в России были религиозные течения, которые проповедовали в пользу греха. Они говорили: «Если не согрешишь, не покаешься: а если не покаешься, то не приобретешь благодати». Но они не понимали, что произвольное делание греха превращало их в рабов греха и, кроме того, лишало их права на прощение и благодать, ибо «если мы произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10:26).

В К. есть религиозное течение среди русских, которые называют «себя «сынами свободы». Они проповедуют свободу от обязанностей к государству, обществу, к семье и даже свободу от одежды и от принятых приличий, чем они не мало удивляют мир.

Конечно, такое понимание в самом корне своем ошибочно.

Aпостол Павел пишет (Гал. 5:13): «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу».

Свобода Христова есть вместе с тем служение.

Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить Своим рабам, умыть ноги Своим слугам. Своим ученикам и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28).

Свобода Христова есть служение и исполнение обязанностей в отношении государства, общества, семьи, детей, ближних и т. п. Обязанность раба есть служение, и обязанность свободного во Христе есть также служение.

Какая же разница между этими двумя видами служения? О, большая разница: один служит из-за страха наказания с ненавистью к Господину, другой служит, как сын из любви к Отцу. Одно служение — плотское, земное и рабское; другое служение — духовное, небесное, сыновнее и свободное.

Поэтому нам становится понятным, что свободный во Христе есть вместе с тем и раб Христов.

Апостол Павел пишет: «Павел, раб Иисуса Христа». (Рим. 1:1). Он совмещал в себе эти два состояния. В древности в одном месте у язычников греков был построен храм Аполлону. Всякий господин, желавший освободить своего раба, писал на колоннах храма: «Сильванус — раб Аполлона». Это обозначало, что после того раб не мог быть рабом никому, т. е. он становился совершенно свободным. Раб Аполлона — свободный для всех. Раб Христа — свободен. Так разумел себя апостол Павел, когда писал: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, чтобы больше приобрести» (1Кор. 9:19).

О, какая это чудная свобода и рабство Христово!

Свобода Христова не есть свобода для соблазнов.

Aпостол Павел говорит об атом совершенно определенно. «Чтобы эта свобода не послужила соблазном для немощных» (1Кор. 8:9).

Согласно учения Нового Завета в жизни христианина могут быть дела и явления трех родов: 1) совершенно нехорошие — греховные; 2) совершенно хорошие: добрые дела, добродетели и еще 3) дела и действия, которые нельзя назвать ни безусловно хорошими и не греховными: которые составляют предмет мнений.

К последним относятся дела, связанные с вопросами о пище, одежде, о праздниках и т. п. (Рим. 14).

Один различает пишу и дни, для Господа различает; другой не различает, — для Господа не различает…

В этих вопросах каждый свободен и может жить по удостоверению своего ума (Рим. 14:5). Но если мы знаем, что есть братья, для которых наше отношение к пище, питью и одежде и т. п. составляет соблазн, то в этих случаях мы должны воздержаться от наших любимых действий. «Лучше не есть мясо, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

В таких случаях надо иметь в виду, насколько искренно состояние соблазняющегося и не отразится ли на деле Божием уступка немощи брата.

Если все это так, то нужно свободу Христову сочетать со снисхождением к брату в его немощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сколько верующих душ на вопрос: «свободен ли ты?» с радостью ответят: «О, конечно! Некогда я был жалким рабом греха пьянства и т. п. Никто не мог мне помочь. Только когда я уверовал во Христа, я был освобожден от овладевшего мною порока. С тех пор я наслаждаюсь свободой Христовой».

Дорогой брат! Если это так, то ты должен видеть каждый день за собою разбитые кандалы. Погляди на них сегодня и возблагодари Твоего Освободителя!

Свобода Христова повелевает освобождать рабов.

Если верующий посмотрит вокруг себя в мир, то он увидит страшное зрелище: бесчисленное количество рабов в разнообразных оковах греха. Будучи сам свободен, верующий не может оставаться равнодушным: он должен чувствовать побуждение помочь узникам освободиться. Это он может сделать, обращая мысль и взоры узников к Освободителю Христу, и научая их, как взывать к Нему, чтобы Он пришел освободить их. Еще лучше будет, однако, если он сам будет помогать им в молитве призвать Освободителя к себе.

Некоторые ищут свободу, но не там, где ее нужно искать.

О таких именно душах писал апостол Петр (2Пет. 2:19): «Обещают свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб».

Эти люди искали свободу от людей, преданных греху. Это была ошибка. Истинная свобода только у Христа.

3) Некоторые любят свои оковы и свое рабство.

После того, как был объявлен манифест об освобождении крепостных крестьян в России (19 февраля 1861 г.), многие из них заявляли, что они не хотят уходить от своих господ. Крепостная зависимость от господ им нравилась, потому что они к ней привыкли. Когда я сидел в Бутырской тюрьме, при мне имел место такой случай. Вызвали одного арестанта и объявили ему, что он освобождается. И что же случилось? Он заплакал и стал просить, чтобы его оставили в тюрьме на прежнем положении или дали бы ему там работу. Начальство удовлетворило его просьбу: его оставили в тюрьме в качестве рабочего…

Тем более это наблюдается в духовной жизни. Люди любят своего тирана — (грех): им не хочется с ним расстаться, и потому они очень неохотно слушают речи о духовной свободе от греха.

Таким душам мы можем сказать, что человек призван к свободе, что их рабство не естественное состояние и что оно их окончательно погубит.

Дорогой друг! не держи на себе кандалы! Постарайся сбросить их как можно скорей!

4) Некоторые думают, что они — рабы и не знают того, что они освобождены.

Во время войны между Южными и Северными Штатами в Америке за освобождение негров отряды Линкольна расклеивали везде, куда приходили, объявления для негритянского населения, что они свободны от их прежнего рабства.

Те, которые жили в местах, куда приходила армия Северных Штатов, узнавали об этом освобождении и делались свободными. Но в отдаленные места Штатов эта весть не проникла в течение некоторого времени. Жившие там рабы-негры долгое время не знали, что они свободны и продолжали служить своим господам.

То же самое происходит и в духовной жизни. Многие живут с самочувствием рабов, между тем как Христос совершил их освобождение на кресте на Голгофе.

Друг мой! Узнай сегодня от меня, что для тебя свобода приобретена на Голгофе.

Архив