+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1986 г.

Зависть

Павел Рогозин

Что такое зависть»? — Чувство досады и раздражения, вызванное успехом, превосходством или благополучием ближнего.

В глазах зависти всякий успех ближнего — преступление. Завистник, видя другого человека счастливым, сам немедленно становится несчастным. «Завистливый по чужому счастью сохнет» — гласит народная мудрость.

Кто из смертных полностью свободен от зависти? Это пагубное чувство — краеугольный камень окружающей нас светской жизни. Вспоминается откровенное признание одной русской дамы: «На днях побывала у знакомой, да как увидела, в каком довольстве она живет, так три ночи подряд не спала». Зависть присуща всем нациям. Все люди, до своего обращения ко Христу, «были рабами похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга».

Не свободно от зависти и сердце плотского христианина: «Дела плоти известны; они суть: вражда, ссоры, зависть, распри, разногласия». К таким верующим и писал апостол: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину». Другими словами: не обманывайте самих себя и людей, говоря им, что вы возрожденные «чада Божии». «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»

Чувство зависти ярко и без стеснения выступает у детей: «Братья по зависти продали Иосифа в Египет».

Иногда зависти удается свить себе теплое гнездо в сердце того или иного духовного работника. В этом, надо сказать, отличительная черта зависти. Другие, подобные ей грехи, вызываются окружающим нас злом, а зависть, наоборот, может возникнуть, глядя на чистые дела и святые подвиги. Чем, например, вызвана была зависть в сердце Каина, как не достойной и богоугодной жизнью своего брата? «А за что он убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». Корей, Дафан и Авирон позавидовали духовному авторитету Моисея и Аарона; Саул покушался на жизнь Давида; Вавилонские сатрапы пытались избавиться от Даниила. Зависть не прошла мимо самого Христа: «Ибо знал Пилат, что первосвященники предали Его из зависти».

Грех зависти не ходит в одиночку. Поддавшись чувству зависти, человек не способен уже сопротивляться другим чувствам: осуждению, клевете, ненависти. Так было, когда первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти и наложили руки на апостолов, и заключили их в народную темницу». Ибо «всякий труд и всякий успех в делах производит зависть».

Если зависть овладевает сердцем верующего, то она пресекает его дальнейший духовный рост. Поэтому Св. Писание повелевает новообращенным верующим: «Отложить всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие».

Если зависть проникает в Церковь, то она парализует и разрушает всякую духовную работу: «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое». Посему, «не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

Зависть способна воздействовать неблаготворно на физическое здоровье человека: «Кроткое СЕРДЦЕ — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей».

Понятно теперь, почему Бог запретил человеку проявлять чувство зависти еще в Ветхом Завете. По-моему, вся десятая заповедь дана Богом для обуздания человеческой зависти. Слово «не пожелай!» может быть заменено без особого ущерба словом «не завидуй!» «Не завидуй, если у ближнего твоего лучший дом или жена, или раб, или рабыня, или вол, или осел… не завидуй ничему из того, что у ближнего твоего».

Архив