+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1987 г.

Тайна воплощения Бога

Если бы Бог в Своем божественном величии сошел на землю, то жалкий человек не мог бы ни видеть, ни разуметь Его. Для того, чтобы лицезреть Его, нужны были бы другие, не человеческие очи, чтобы понять Его - другой разум, чтобы слушать Его - другой слух, словом, быть другим существом с иным разумом и с иными наружными чувствами. Величие Его окончательно подавило бы человека и отняло бы его разум. Наши органы чувств крайне ограничены и приспособлены для видимого мира, где действуют законы времени и пространства. Невидимый мир для них недоступен, следовательно, недоступен нашим наружным чувствам и возвышенный Бог.

А явить себя пред человечеством было необходимо, так как оно уклонилось от путей правды. В виду этого триединый Бог в Своем милосердии и любви к заблудившемуся человечеству, еще прежде творения мира, определил сошествие на землю второго лица Своего единого Существа и воплощения Его во Христе, дав Ему миссию предстать пред человечеством для возвещения истины, совершения спасения и указания путей для загробной жизни.

Многие критики отрицают воплощение Бога, исходя из мысли, что абсолютное не вмещается в относительном или бесконечное в конечном (Д. Штраус). Отрицание нелепое. Если Бог-Слово воплотился в человеке - это еще не значит, что бесконечное вместилось в конечном, а только соединилось «нераздельно и неслиянно» с конечным. К божественней природе Христа присоединились как добавление, человеческая природа и человеческий образ, как принадлежности, необходимые для предопределенного выполнения миссии в человеческой среде. Христос - второе божественное Лицо - Бог-Слово. Как луч, исходящий от солнца, дает полный солнечный свет и имеет все свойства последнего (солнца), так точно и Христос, Сын Божий, в образе человека был «сиянием славы и образом ипостаси» Бога-Отца и имел все Его качества и всю Его мощь.

Владимир Соловьев говорит: «Воплощение невозможно, если смотреть на Бога, как на отдельное существо, пребывающее где-то вне мира и человека. При таком взгляде вочеловечения Божества было бы прямым нарушением логического закона тождества, т. е. делом немыслимым. Воплощение Божества… не есть нечто чуждое общему порядку бытия, а, напротив, существенно связано со всей историей мира и человечества, есть нечто подготовляемое и логически следующее из этой истории. Воплощается в Иисусе не трансцендентный Бог, не абсолютная в себе замкнутая полнота бытия (что было бы невозможно), а воплощается Бог - Слово, т. е. проявляющееся во вне начало. Это явление Бога во плоти человека есть лишь более полная, совершенная теофания (явление) в ряде других неполных подготовительных и преобразовательных теофаний. С этой точки зрения рождение второго Адама не более непонятно, чем появление человека природного на земле, рождение первого Адама. И то и другое было новым, небывалым фактом, но это новое и небывалое было подготовлено всем прежде бывшим, к чему стремилась вся прежняя жизнь: к человеку стремилась и тяготела вся природа, к Богочеловеку направлялась вся история человечества. При том понятии Божества не только возможно, но и существенно входит в общий план мироздания».

Генри Друммонд наглядно изображает пути познания Бога и цель воплощения: «Если я хочу знать о минералах, я обращаюсь к минералам. Когда мне нужно знать о цветах, я обращаюсь к цветам. И они отвечают мне. На своем языке они говорят мне, каждый по-своему и за себя - минерал не дает мне знаний о цветах, что невозможно, и цветок о минералах, что также немыслимо. Точно также, если я хочу знать о человеке, я обращаюсь к людям. И они говорят мне о себе не как растение или минерал, ибо они ни то ни другое, но по-своему. И если я хочу знать о Боге, я обращаюсь к Нему. И Он говорит не как человек, ибо Он не человек, но по-Своему, и это так же естественно, как минерал и растение, и человек говорит мне каждый о себе и по-своему. Он нисходит к тому, чтобы сделать мне все понятным, принимает на время образ человека, чтобы я при моем низком уровне понимания мог лучше постичь Его. Вот более легкая возможность для меня познать Его. Чрез воплощение Бог становится доступен человеческому пониманию, и чрез Христа Он доставляет человеку возможность войти в соотношение с Собой».

Л. Ш.

Архив