+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1988 г.

Правда

Р. Гамзатов

Из века в век правда и кривда идут рядом. Из века в век спорят они между собой, кто из них нужнее, полезней, сильнее.

Ложь говорит - я, а правда говорит - я. Нет конца спору.

Однажды они решили идти по миру и спрашивать у людей. Ложь бежала впереди по узким кривым тропинкам, в каждую щель заглядывала, в каждой дыре понюхает, в каждый закоулок своротит.

Правда шагала с гордо поднятой головой только по прямым, широким дорогам.

Ложь беспрерывно хихикала, правда же была задумчива и печальна.

Много обошли они разных городов, аулов, побывали они у королей, у поэтов, у ханов, у судей, у торговцев, у гадалок, среди простого народа.

Где появлялась ложь, там люди чувствовали себя свободней и легче. Они смотрели друг другу в глаза, смеясь, хотя в эту самую минуту обманывали друг друга. Но все равно им было беззаботно и легко, и они не стеснялись обманывать друг друга и говорить неправду.

Когда же появлялась правда, то люди мрачнели, они отводили друг от друга взгляды, опускали глаза. Люди хватались за кинжалы во имя правды, обиженный поднимался на обидчика, покупатель нападал на торговца, простолюдин на хана, хан - на шаха, муж убивал жену и ее любовника. Лилась кровь.

Поэтому большинство людей говорили лжи:

- Не уходи от нас! Ты нам лучший друг. С тобой нам проще и легче жить. А ты, правда, приносишь нам одно беспокойство. Нужно думать, нужно болеть душой, нужно страдать, нужно бороться. Разве мало погибло из-за тебя молодых бойцов, поэтов, рыцарей?

- Ну что, - говорила ложь правде, - видишь, что я нужнее и полезнее. Сколько домов мы обошли, и везде приветствовали меня, а не тебя.

- Да, много мы обошли обжитых мест. Пойдем теперь на вершины! Пойдем спросим у чистых холодных родников, у цветов, растущих на высокогорных лугах, у снегов, сияющих вечной незапятнанной белизной.

На вершинах живут тысячелетия. Там живут вечные и праведные деяния героев, богатырей, поэтов, мудрецов, святых, их мысли, их песни, их заветы. На вершинах живет то, что бессмертно и не боится уже ничтожной земной суеты.

- Нет, я туда не пойду, - ответила ложь.

- Ты что же, боишься высоты? Но ведь вороны ютятся в низинах, орлы же парят выше самых высоких гор. Неужели ты считаешь, что вороной быть достойнее, чем орлом? Да, я знаю, ты просто трусишь. Ты вообще трусишка! Ты споришь за свадебным столом, где льется вино, но боишься выйти во двор, где звенят не стаканы, а кинжалы.

- Нет, я не боюсь твоих высот. Но мне там нечего делать, потому что там нет людей. Мое царство внизу, где люди. Я безраздельно господствую над ними. Все они - мои подданные. Только некоторые смельчаки отваживаются противостать мне и становятся на твой путь, на путь правды. Но таких людей - единицы.

- Да, единицы. Но зато этих людей зовут героями. И поэты слагают о них свои лучшие песни.

Архив