Вера и Жизнь 3, 1990 г.
- Живое христианство или мёртвая религия?
- Из поэтических тетрадей
- Благотворение
- Слово свидетельства
- О поучении в Писаниях
- Миссионерское служение в Библии
- Журавлиная стая
- Немного юмора
- Чешский реформатор Ян Гус
- Теология Райнхарда Боннке и миссии "Христос для всех народов"
- Коротко о разном
- Пропажа
- Популярная апологетика
- Кровь Христа
- Экс-гуру
- Молитва о смирении
- Читая Евангелие
- На вопросы читателей отвечает
- Наговорная водица
- Богослужение в школе
- Тувинцы
- Апостольский символ веры
Теология Райнхарда Боннке и миссии "Христос для всех народов"
Штефан Хольтхаус
«Мы опустошаем ад и заселяем рай», «Вся Африка должна быть спасена!», «Просто чудесно иметь союзником Духа Святого!» - эти громкие слова произнес всемирно известный африканский евангелист и проповедник-пятидесятник Райнхард Боннке. Благодаря выступлениям по немецкому телевидению, посещениям премьер-министра Нижней Саксонии Альбрехта и других ведущих политиков, статьям в известных немецких газетах и, не в последнюю очередь, сенсационному возведению крупнейшей в мире палатки на 34 000 сидячих мест, Боннке стал известным и в Германии. Кто этот человек, через проповеди которого обращались сотни тысяч людей? Как оценить учение этого африканского «Билли Греема»? Что можно сказать о его массовых исцелениях, ошеломляющих крещениях Духом и видениях этого «африканского уборочного комбайна»?
1. Биография Боннке
Путь становления Райнхарда Боннке описан его сотрудником Рон Штееле в книге «Мы опустошаем ад».
Боннке родился в 1940 году в Восточной Пруссии, бежал после войны в Западную Германию и в 9 лет пережил обращение. Отец его был проповедником общины пятидесятников. Через видение одной женщины ему уже в молодые годы был предсказан успех в его будущей евангелической деятельности на черном континенте. Даже название «Йоханнесбург» ему открылось в одном из его сновидений. Несмотря на учебу в консервативной евангелической библейской школе в Уэльсе (Великобритания), он от учения пятидесятников не отказался. Его самосознание - основная черта характера Боннке - все больше возрастало, так что он мог молиться: «Господи, я хотел бы стать мужем веры, если Ты готов мне доверять».
После определенной работы в общине Фленсбурга и его женитьбы он в 1967 году выехал в Южную Африку. Шесть лет он работал в Масеру (Лесото), но без особого успеха. Затем появились первые чудеса: исцеление Боннке от тяжелой лихорадки, чудесное умножение денег и автомобильная поездка Боннке с Иисусом Христом лично.
После того, как через его служение исцелялись слепые и хромые, Боннке стало «ясно, что Бог призвал его к большому служению». Так с рождества 1974 г. Витфилд Йоханнесбург стал его новой родиной, где у Боннке было еще одно видение Христа и исцеление больного.
В следующие годы тысячи людей Южной Африки приходили на богослужение Боннке, привлекаемые массовыми исцелениями больных. В отдельные вечера, когда Боннке говорил о крещении Духом, многие присутствовавшие падали на спину. В 1978 году впервые была освящена новая палатка на 10 000 человек. Боннке сумел своим повелением предотвратить разрушение палатки надвигавшейся бурей. Евангелист-пятидесятник во время одной из евангелизаций видит самого сатану, шкандыбающим на костылях вокруг палатки. Поэтому Боннке говорит: «Я не боюсь дьявола, я думаю, что он скорее меня боится».
Из-за увеличения числа посетителей в 1979 году начинается планирование новой палатки на 34 000 мест, строительство которой было закончено только в 1983 году. В этом промежутке времени у Боннке были служения вне Африки - в Индии, Америке, Новой Зеландии, Финляндии и, не в последнюю очередь, у Шпицера в Берлине. В 1983 году он проповедовал также на евангелизационной конференции Билли Греема в Амстердаме. Во время его служения в Хельсинки один человек от простого прикосновения к пиджаку Райнхарда Боннке «силой Божией повергается наземь».
Он устанавливает контакты с другими благовестниками - Йонги Чо, с пятидесятником Пэт Робертсон и с Робертом Шуллер. Шуллер был оратором на организованной Боннке встрече евангелистов «Хараре 1986», где 4 000 делегатов из 41 африканской страны пережили новую пятидесятницу. Другим оратором был основатель и президент молодежной организации Лорен Каннингхем.
2. Учение Райнхарда Боннке
Как же судить об учении Райнхарда Боннке? Мы находим у него те же классические заблуждения учения пятидесятников, которые известны уже много лет! И все же кажется, что его чрезвычайная популярность и сила воздействия вызывают неуверенность у многих евангелических непятидесятников, тем более сообщения о сенсационных исцелениях больных. Поэтому, чтобы дать ответ, необходимо заново осмыслить основы библейского учения.
А. Крещение Духом
Боннке проповедует обычное учение пятидесятников о крещении Духом как «втором переживании», которое христианину крайне необходимо для жизни в вере. Даже по телевидению Боннке преподает крещение Духом, как это было в Канаде.
О евангелизации в Хараре в 1980 году Штееле сообщает: «В последний вечер служения в Хараре присутствовало ровно 20 000 человек. Райнхард Боннке говорил о крещении Святым Духом. Около 5 000 обращенных вышли вперед, чтобы принять крещение Духом. Что творилось в этот вечер, когда сила Святого Духа охватила этих людей! Стадион был наполнен голосами тысяч людей, прославлявших Господа на небесном языке. Это была пятидесятница в Хараре».
В отличие от такого понимания пятидесятников Священное Писание учит, что мы крещение Духом Святым получаем вместе с нашим возрождением. В 1Кор. 12:13 говорится, что все мы одним Духом крестились в одно тело Христово, так что крещение Духом можно отождествить лишь с возрождением.
В Рим. 8:9, 15-16 сказано, что Дух Святой является гарантом нашего Божьего усыновления. И в этом деле возрождение и Дух Святой взаимосвязаны. Человек без Духа Святого не является чадом Божиим!
Из Еф. 1:13 явствует, что уверование и запечатление Святым Духом неразделимы.
То же самое следует из Деян. 2:38 - что дар Святого Духа является результатом прощения грехов.
К тому же апостол Павел в Послании к Галатам (3:2, 14, 26) разъясняет, что дар Святого Духа и вера неразрывно связаны. Через веру в Иисуса Христа мы приняли Духа Святого и являемся детьми Божиими.
Аргументируя крещение Духом, пятидесятники постоянно приводят слова из Деян. 2:8, 10, 19, где обращение и дар Духа Святого разделяются. Эти места затем обобщаются, хотя они, неся на себе печать времени перехода от Ветхого Завета к Новому, являются исключением. В Деян. 2 речь идет об однократном, первичном излиянии Святого Духа, о неповторимом событии в день Пятидесятницы. В Деян. 8:14-17 описывается присоединение ненавистных евреям самарян к Телу Христову. Чтобы принять дар Святого Духа, сначала должны были явиться апостолы. В стихе 16 мы находим выражение «еще не», т. е. та ситуация была необычной и не считалась общей нормой. В Деян. 10:44-46 присутствовавшие евреи только через видимое крещение Духом убедились в том, что и язычники причастны к Телу Христову - отсюда и их удивление. А в Деян. 19 говорится о присоединении учеников Иоанна Крестителя, совершенно особой группы лиц. Последователей этого учения сегодня уже нет! Почему же опираются именно на эти исключения? Ведь большинство обращений в Деяниях апостолов не являются вторым переживанием через крещение Духом, как например: в 2:41; 4:4; 8:37; 11:21; 16:14.
И в Священном Писании мы не находим второго благословения в смысле особого утверждения к служению. С обращением мы получили все. Поэтому можно поставить принципиальный вопрос: какой Дух нисходит на людей в евангелизациях Боннке через крещение Духом? Настоятельное прошение о том, что у меня уже давно есть, не только бессмысленно, но и опасно. Никто не может исключить, что в такие моменты людьми овладевают злые духи, ибо пассивное состояние ожидания - открытые ворота для искусителя. Учение о крещении Духом, как второе переживание после возрождения, не соответствует свидетельству Библии. Уже с этой точки зрения теологию Боннке следует поставить под сомнение.
Б. Сопутствующие явления при крещении Духом
Параллельно с мнимым крещением Духом у Боннке люди сразу толпами падают навзничь и начинают говорить языками. И в других случаях, как, например, исцелениях, у Боннке наблюдается этот феномен. По этому поводу вопрос следует поставить принципиально: действует ли Святой Дух таким образом? В Библии люди при виде Бога падали ниц, но не на спину. Святой Дух не пересиливает человека, а подкрепляет его самоконтроль (Гал. 5:22; 2Тим. 1:7; Еф. 5:18). Лишь слова о действиях демонов говорят о насилии и отключении самоконтроля человека (1Кор. 12:2; 2Тим. 2:26; Мк. 1:26). Именно поэтому такие феномены наблюдаются также в оккультных кругах.
Господин Цильвик из миссии «Христос для всех народов» в беседе уверил меня, что говорение языками является следствием крещения Духом. Однако этому решительно следует возразить словами апостола Павла в 1Кор. 12:30, где он исходит из того, что не все крещенные Духом говорят языками! В греческом тексте здесь стоит отрицание «ме», которое обуславливает отрицательный ответ на вопрос апостола Павла.
Говорение языками отсутствует также и в классическом тексте пятидесятников о крещении Духом (Деян. 8), как и во многих других историях об обращениях. В 1Кор. 13:8 указано на то, что говорение языками прекратится. Лексическая конструкция из оригинала (»паусонтаи») показывает, что оно будет взято не извне, а само по себе прекратится. Возрождение говорения языками в настоящее время этим местом в Библии ставится по меньшей мере под сомнение.
В. Новые откровения
Служение Райнхарда Боннке запечатлено прямой речью Святого Духа, будь то через внушение, видения или сновидения. В его книге «Нива побелела к жатве» мы читаем: «Бог и в наше время пробудит мужей, которые встанут и скажут: «Так говорит Господь». В этом нуждается и наш народ. Когда Бог лично обращается к нам, нам зачастую приходится отключать свой разум».
Это учение Боннке, однако, противоречит принципу, что Слово Божие является самым простым и самым совершенным откровением Бога. Всякие другие руководства должны соответствовать этим критериям. В принципе Бог говорит всегда сначала через Слово Свое; сверхъестественное познавание воли Божьей остается всегда субъективным и сомнительным. Мы не намереваемся ограничивать Бога в Его методах воздействия на человека, однако Он верен Своему Слову. Лишь оно является объективной основой нашей веры. Новый Завет нас отвращает от видимого и указывает нам на Слово. А Райнхард Боннке наряду с откровением через Слово пользуется еще другим источником познания: внутренним голосом Духа. Однако здесь произволу предоставлена полная свобода. Откуда он знает, кто там действительно говорит, даже утверждая, что он хорошо знает голос Пастыря своего?
Его видения Иисуса также должны быть подвержены сомнению: «Я увидел откровение Божие, нечто столь могущественное, чего я до того никогда не видел. Передо мной стоял Иисус в лице Водителя небесного воинства. Его вооружение было прозрачным, огненным и священным. Словами я это описать не могу». Или: «Вдруг я почувствовал присутствие Иисуса в моем автомобиле. Мой «Мерседес» стал словно огненной колесницей, наполненной славой и присутствием Божиим».
И здесь следует возразить следующее: по Ин. 16:10 мы Иисуса Христа больше не увидим, потому что Он ушел к Отцу. И Лк. 17:22 также указывает на этот важный факт. Тем самым весь принцип веры ставится с ног на голову. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). «Мы ходим верою, а не видением» (2Кор. 5:7). Во 2Пет. 1:19-21 Петр принимает писанное Слово за основу веры, а не то, что он видел преображение Иисуса. Тот же автор нас призывает любить Иисуса, если мы Его и не видели (1Пет. 1:8). Видения Иисуса и во время чрезвычайного апостольского периода были явлениями необыденными (Евр. 11:1; Рим. 8:24).
Относительно новых откровений Боннке и прямого водительства Святого Духа мы также должны задуматься. И как результат - уход от исчерпывающего слова Библии к опасному субъективизму под видом благочестия. Следует еще раз подчеркнуть, что Бог разум человека не отключает! Даже во время инспирации Священного Писания Бог не приводил писавших в состояние транса, а пользовался их личностью и разумом для изложения Своих откровений.
Будем также осторожны в переносе действенности апостолов на нас! Их задачи не нам выполнять. Мы уже не нуждаемся в прямом откровении воли Божией, так как Его воля изложена для нас в Писании.
Г. Исцеления больных
Мы подошли к одному из важнейших аспектов в теологии Райнхарда Боннке - к исцелению больных.
Многочисленное посещение его служений первоначально объяснялось, конечно, сенсационными исцелениями. В книгах его кишат доказательства исцеления больных. В обоснование того, что спасение включает также исцеление больных, Боннке приводит Ис. 53:4, место, которое, однако, по контексту и интерпретации 1Пет. 2:24 однозначно относится к духовному исцелению! Здесь мы находим типичное для пятидесятников отрицание неспасенности человеческого тела (Рим. 8:23).
То, что болезнь может быть также средством воздействия Бога или следствием греха в жизни верующего, оказывается у Боннке вне поля зрения. Его собственные болезни не заставили его задуматься над этим. Исцеления больных в принципе относятся к тому же разряду, что и видения. Видимое знамение никогда не должно стать основой моей веры! Не исцеление от болезни должно стать мотивом для моего обращения, а единственно факт примирения на кресте, принятый верой. Остается вопрос: какими силами исцеляются больные? Вообще-то мы в нашем суждении по этому поводу должны быть осторожны. Окончательное обсуждение этого вопроса возможно лишь после разговора с исцеленным. Экзегетические вопросы здесь тоже должны оставаться открытыми. Именно на вопрос, насколько действенным был ограниченный на апостольское время дар исцеления, невозможно ответить удовлетворительно. Однако следует указать на то, что по Евр. 2:4 знамения и чудеса для подтверждения Евангелия прекратились. О них однозначно говорится в прошедшем времени. Интересно указание во 2Фес. 2:9 о том, что именно они в последнее время снова появятся под демоническими предзнаменованиями. Поэтому мы решительно должны отклонить утверждение Боннке, что Дух Святой всегда производит знамения и чудеса.
Райнхард Боннке обладает также способностью в Духе увидеть в собрании больных лиц. В октябре 1982 г. на миссионерской конференции в Штутгарте он сказал: «В этом зале есть человек, лишившийся несколько лет тому назад слуха. Дух Божий говорит мне сейчас об этом совершенно ясно. Кто этот человек?» И действительно, в зале оказалась такая женщина.
Эта практика, известная и от Йонги Чо, напоминает простому читателю, наверное, скорее ясновидение, чем внушение Святого Духа. В чем польза такого внушения? Где мы находим что-либо подобное в Писании?
В миссионерском отчете 5/83 говорилось даже об исцелении больных через звукозапись! Каких сил это действие? Все это имеет опасное сходство с оккультизмом и язычеством!
Следует еще раз подчеркнуть, что нельзя видеть в исцелительной деятельности Иисуса и апостолов примеры для подражания. Их дела были неразрывно связаны с личностью каждого и с тем особым, уникальным поручением, которое каждый из них получил лично от Иисуса Христа. Апостолов в более узком смысле слова сегодня уже нет. И все же никто не может отрицать, что и сегодня еще совершаются чудеса. Только они уже не носят характер знамения, как в апостольское время, и не рассчитаны на удовлетворение жажды сенсаций. Бог ясно поставил акцент на Свое Слово. А Боннке переворачивает этот принцип вверх ногами. В своих отчетах о евангелизациях Боннке гораздо больше места отводит исцелениям, нежели обращениям. Именно это ясно подтверждает книга Штееле.
Сам Иисус Христос через историю о богаче и бедном Лазаре поясняет, что не зрелищное чудо, как, например, воскресение, а одно только Слово может привести людей к познанию Бога (Лк. 16:31). Сильное выпячивание видимого у Боннке уводит людей на неверный путь. У Боннке Бог показан великим Исцелителем от человеческих бед и болезней, чего нам нигде не обетовано.
Для нас есть путь к исцелению больных по Иак. 5:14, который и для раннего христианства был нормальным путем к исцелению, так как Послание Иакова считается одним из старейших сочинений Нового Завета. Если бы дар исцеления больных в то время был общераспространенным, то совет Иакова призвать пресвитеров был бы бессмыслен. Это место не содержит никакой гарантии исцеления.
Уже из Нового Завета можно понять, что исцеление больных прекращалось. В конце времени своего служения ап. Павел говорит о жале в плоти его (2Кор. 12:7-10), рекомендовал Тимофею вино для его больного желудка (1Тим. 5:23) и даже оставил больного Трофима в Милите (2Тим. 4:20). На эти места следовало бы обратить внимание при обсуждении исцелений больных.
Вспомним также высказывание Иисуса Христа в Мф. 7:22-23, что чудеса в принципе совершаются не только с детьми Божиими. Демонические исцеления больных в нехристианских культурах говорят о том, что подобные дела могут совершать духи заблуждения. Поэтому судить об исцелениях больных во время богослужений Боннке надо осторожно. Для достижения верных результатов желательно тщательное изучение этой темы и беседа с несколькими исцеленными. Чрезмерное выпячивание исцеления больных, наоборот, решительно следует отклонить.
Вообще Библия чудесам придает второстепенное значение. Апостол Павел говорит: «Ибо Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:22).
Д. Явления принуждения
Другой феномен в деятельности Боннке мы наблюдаем при явлениях принуждения определенных людей. Вот, например, немец-католик всю ночь слышит и видит голос и образ Боннке. Голос беспрестанно повторяет: «Пастору Боннке нужны деньги», и слышащий его уплачивает последний взнос за палатку в сумме 450 000 немецких марок. Других против их воли принуждают идти в палатку. Евангелист-пятидесятник сам едва в состоянии говорить, когда находит на него сила Божия, которая, как сильный электрический ток, пронизывает людей. Необходимо еще раз настоятельно подчеркнуть, что Дух Святой никогда никого не принуждает и никогда не отключает разум или волю человека!
Е. Высокомерие
Неверное основание теологии Боннке вынуждает его к высказываниям, которые можно причислить только к категории «высокомерие».
«Ясный голос проник в мое сердце, и я внял словам, никогда раньше не слышанным. Господь сказал: «Мои слова в твоих устах имеют ту же силу, как Мои слова в Моих устах», - читаем мы в его сочинении «Нива побелела к жатве». Однако в этом высказывании совершенно не учтено, что слова человека всегда связаны с греховной природой его личности. Здесь отрицаются субъективизм и ошибочность проповеди. Она возводится в степень освященности и безошибочности.
Однако проповедь никогда автоматически не является Словом Божиим, действие слов зависит не от человека! Это исключительно дело Божие (1Кор. 12:6). Большая разница - создает ли Бог мир силой Своих слов или я передаю в моем несовершенстве Его Слово другим. Следует решительно отвергать всякий автоматизм в образе действия Слова Божия из человеческих уст.
На конференции в Хараре 1986 г. Боннке призывает присутствующих: «Производи обращенных». В этом случае он приближается к заблуждению, будто мы сами можем обращать неверующих. Это есть и будет всегда делом Бога! О «производстве» в этом деле не может быть и речи! Это можно назвать только высокомерием, когда силы человека принимают за силу Божию.
Содействие человека в чудесах, без которого Бог не может действовать, также показывает неверную антропологию Боннке. 99 процентов чуда, по его словам, следует приписывать действию Бога, но 1 процент должен прибавиться за счет веры человека. Боннке забывает, что и веру человек сам не может произвести, что она является стопроцентным даром Божиим. Вера является лишь каналом, через который при совершении чуда течет сила Божия. Вера не является ни основой, ни условием для действий Бога!
Характерным является и высказывание Боннке: «Тогда я понял, что вера моя навела на дьявола страх и ужас». Не вера сама по себе имеет такую силу, только сила Иисуса Христа может это сделать! Вера всегда является объектом по отношению ко Христу и никогда не является самостоятельным, от Христа независимым источником силы. Это неверное понимание веры слишком легко приводит к обожествлению человека, который лишен способности производить в себе божественные свойства.
К категории «высокомерие» следует отнести также высказывание Боннке, что самое важное для него «партнерство со Святым Духом». Или его замечание: «Господи, я хотел бы стать мужем веры, если Ты готов доверять мне». Подобно тому же: «Я не боюсь дьявола. Я скорее верю, что он боится меня». В его видеофильме 1984 года «Жатва начинается» проскальзывает даже такая фраза: «Нет больше границ; все возможно!» А с кассеты, выпущенной в 1985 г., он призывает людей возлагать на самих себя руки, чтобы исцелиться. Это совершенно небиблейская практика, которая чревата непредвиденными последствиями.
3. Заключение
Здесь рассмотрены далеко не все сомнительные учения Боннке. Несоответствующее использование места из Иоиля 3, прокламация новой пятидесятницы, как в Деян. 2, и сомнительная практика «визуализации» (видимости) в покаянии являются также пунктами, коснуться которых здесь не было возможности.
Итак, от учения Боннке можно, к сожалению, только предостерегать. Если даже многие люди через его благовестие уверуют, они через его неверное учение в конце концов ступают на губительный, неверный путь. Что в этом деле не обходится без духов заблуждения, наверное, стало ясно из вышеизложенного.