+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 1996 г.

Когда терпимость становится грехом

В. Макдональд

Терпимость является добродетелью, но она может стать и непростительной слабостью характера. Мы восторгаемся личностью, которая толерантно относится к различию во взглядах, если на карту не поставлены основные принципы. Такое отношение допускает наличие разных мнений и методов, разнообразие концепций. Из-за второстепенных вещей не нужно становиться мучеником. Но иногда терпимость переходит в гнусность. Такая терпимость молчит, когда богохульствуют и бесчестят Христа. Она является нежеланием противостоять злу. Но когда на карту поставлена истина, молчание равносильно лжи! Толерантность, которая допускает обман и несправедливость, является грехом. И тот, кто говорит, что Иисус был всегда терпеливым, должен прочесть 23-ю главу Евангелия от Матфея – уничтожающее осуждение лицемерия. Это место Библии показывает, что Господь негодовал, видя лицемерие религиозных лидеров. Также следует прочесть Откровение, 2:18–20, где Господь осуждает церковь в Фиатире, потому что она терпела у себя лжепророчицу Иезавель. Апостол Павел тоже не терпел зла.

Сегодня же в евангелических кругах такая манера поведения отклоняется как неуместная. А Павел предал Именея и Александра сатане, «чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:20), а Александра Медника он публично заклеймил из-за его злого поведения. И апостол Иоанн имел мужество назвать дела Диотрефа, который любил первенствовать, своими именами (3 Ин. 9). Создается впечатление, будто церковь сегодня потеряла способность к библейской нетерпимости. Роберт Г. Ли по этому поводу сказал: «Мы живем в мире мягкотелой теологии, губчатой морали, резиновых убеждений и философии чехарды, которые преподносят истины, давно известные, но слов которых мы не понимаем».

Отношение к сочинениям У. Барк-ли подтверждает эту мягкотелую теологию. Он отвергает божественность Иисуса, Его чудеса, богодухновенность Библии и искупительную смерть Иисуса на кресте. И, наконец, он верит в спасение всего человечества. Несмотря на такие утверждения, его книги продаются в христиан-ских книжных магазинах. Авторитет-ные евангелические деятели часто цитируют его, а большое количество христиан изучают его книги, оправдываясь тем, что они дают ценную информацию. А то, что он – лжеучитель, богохульник и совратитель, им кажется не столь важным; вероятно, неважным в их глазах является и честь нашего Господа Иисуса Христа. Один миссионер в Индии попал в самую точку, когда написал: «Терпимость стала настолько терпимой, что терпит и зло. Нам как моральным трусам грозит опасность потонуть в нашем уюте».

Такая терпимость делает возможным то, что за многими церковными кафедрами стоят лжеапостолы и фальшивые делатели, выдающие себя за «апостолов Христа». С. Бакстер писал, показывая сходство времени пророка Илии с нашим временем: «Причина того, что сегодня люди (хотя и с болезненным дружелюбием) терпят лжеучителей за нашими церковными кафедрами, заключается в том, что мы слишком вежливы и слишком любезны. Мы скорее позволим проповедовать заблуждения и соблазнять души, чем «раним» чувства проповедника. Лучше помолимся Ваалу, чем будет засуха. Самое лучшее, что мы могли бы сделать с такими «слугами» Господа, – это от имени Господа заклеймить их публично».

Толерантность,

– избегающая развенчивать церковную систему,

– ведущая миллионы к вечному проклятию своим искаженным евангелием,

– идущая так далеко, что своего руководителя почитает за великого евангелиста, в то время как он сам клеймит проклятием следующих Евангелию,

– называющая пророков Господа раскольниками, если они осуждают почитание идолов, поклонение Марии и другие лжеучения церквей,

– посылающая покаявшихся назад – в их греховное окружение, – такая толерантность греховна!

Раньше верующие умирали за истину. Что же случилось теперь с Церковью святых мучеников? Мы стремимся к популярности! Вот в чем причина того, что у нас появляются лжеучители. Мы хотим любой ценой избежать неприятностей. Это удерживает нас от конфронтации и вмешательства, даже когда это является нашей прямой обязанностью. Нам очень трудно измениться. Нам легче идти вместе с толпой, плыть по течению. Ведь так соблазнительно промолчать среди мыслящих иначе. Мы порабощены и в меньшинстве не осмеливаемся постоять за истину. Мы потеряли способность гневаться (сравните Мф. 21:12–13; Ин. 2:13–17) и потому находимся в печальном положении. Мы специалисты избегать принятия решений, потому что просто не хотим действовать. Иногда ради дружбы мы даже становимся слепыми и не можем восстать против лжи. Когда какой-либо христианин высказывается против либеральной книги, потому что она приводит доводы в опровержение инспирации Библии Творцом, то друг автора отвечает: «Ну ты же не знаешь его лично. Он доброжелательный, благочестивый человек».

Д. Адамс совершенно прав, сказав: «В некоторых кругах настолько велик страх перед разногласиями, что проповедники и церковь, которая следует за ними, готовы для сохранения мира заплатить любую цену, даже отречься от Божьей истины. Мир – это библейский идеал. Но ведь и чистота учения Библии. Мир в церкви не может быть куплен ценою утраты чистоты. Такая цена была бы слишком высокой».

«Экуменизм» и «толерантность» сегодня очень модные слова: «Соберемся все вместе. Не делай и не говори ничего, что может привести к разногласию. Догмы разъединяют; любовь объединяет; нам нужно единство».

Что нам действительно необходимо, так это решительная борьба за нашу веру, когда на нее нападают и клевещут. Мы можем быть снисходительными, если речь идет о незначительных вещах, но обязаны проявлять святую нетерпимость, если речь идет о Господней истине.

Вместе с Мартином Лютером мы должны сказать: «На том стою и не могу иначе».

Архив