+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 1996 г.

В небесах регистрированная

Директор миссионерского союза «Свет на Востоке» Эрвин Дамсон взял интервью у руководителя Христианского миссионерского союза, одного из объединений церквей, созданных в России в последние годы, пастора Семена Бородина. Бородин был в свое время членом нерегистрированной церкви.

– Как известно, в семидесятых годах произошел раскол баптистского братства. Было ли отделение и уход в подполье ряда церквей правильным путем?

– Путь, которым тогда пошли некоторые церкви под руководством Всесоюзного совета ЕХБ, был путем, уводящим от послушания Богу. Церкви были полностью зависимы от государства и разрешили власть имущим вырвать из своих рук бразды правления. Поэтому возникла необходимость в альтернативном движении. Нерегистрированные церкви были, если можно так выразиться, постоянным жалом в теле регистрированного союза в вопросе: насколько нужно быть послушным Богу и насколько – людям. Вначале не касались личностей – стояли за веру. В первые годы сопротивления против хрущевской директивы было абсолютно ясно: нерегистрированные борются за общее благополучие церквей. Но потом руководящую роль в этом движении взяли в руки радикально настроенные братья (середина 70-х годов). К этому времени относится и возникновение автономно регистрированных церквей, которые видели в курсе радикалов отступление от некоторых библейских принципов.

– Что Вы подразумеваете под словом «радикалы»?

– Борьба за свободу благовествования вскоре была направлена не против коммунистических и тем самым атеистических преследователей, а против братьев в регистрированных церквах, которые уступили нажиму государства. В сущности она была направлена против общего руководства регистрированных баптистов, то есть против руководителей регистрированных баптистских церквей. Зашло уже настолько далеко, что отрицалось наличие у них веры. Регистрация общины (то есть допуск надзора со стороны государства) стала основным пунктом критики и была признана грехом. Вместо раздоров с братьями следовало бы гораздо сильнее бороться против вмешательства государства во внутренние дела церквей. Таким образом, главная и верно начатая борьба была перенесена с духовной на человеческую почву. Из-за этого была потеряна духовная гибкость – и движение застопорилось.

– Сегодня иная политическая ситуация. Не ставится ли вопрос объединения заново?

– Во времена разрыва обе группы были заняты собой. В первые годы раскола были попытки объединения, но все они потерпели неудачу.

В результате и та и другая группа церквей развивались независимо. Сегодня мы видим готовые структуры, и вопрос объединения в административном плане не возникает, как в 60-е или 70-е годы. Объединение сегодня возможно только в духовном плане. Недавно в этом направлении сделала шаг группа братьев с участием Василия Давидюка из Киева, Тараса Приступы и Сергея Тупчика из Ровно, Андрея Бондаренко из Латвии и других. В сентябре 1995 года состоялась первая встреча представителей союзов всех церквей. К сожалению, союз нерегистрированных церквей проявил наименьший интерес. Его руководящий орган – Совет церквей – отправил на эту встречу троих братьев со статусом наблюдателя. Совместное стремление к объяснению на этом заседании наличествовало, но осуществить его не удалось. Этот процесс сближения длительный. В настоящее время у меня нет никакой надежды на то, что этот процесс организационно будет завершен. Наоборот, дело обстоит так, что руководители Совета церквей несколько раз уже выезжали на Запад, в общины эмигрантов, чтобы представить им свое понимание ситуации. При этом они сознательно шли на раскол церквей в Германии и США. В Германии им удалось вбить клин между церквами, и для этого не потребовалось много труда, так как многие российские немцы пережили в церквах в бывшем СССР раскол 60-х – 70-х годов. Но последняя волна переселенцев в США относится уже к другому поколению. В шестидесятых годах государство своей атеистической политикой привело братство к расколу, сегодня этого искусственно добиваются сами братья.

– Каковы богословские основания для таких действий?

– Братья оправдывают свои действия тем, что баптистские церкви Запада входят во Всемирный совет церквей. Это очень опасно, и этого следует избегать. Это только один из аргументов. Исходя из такой позиции, было развито новое учение, которое отражено в книге «Библейский сепаратизм». В этой книге подчеркивается, что нужно подальше держаться от греха, – это согласуется с библейской святостью. Но если считать грехом объединение с братьями, то их учение уже не соответствует библейской истине. И хотя руководящий состав Евро-Азиатской федерации ЕХБ открыто объявил, что федерация вышла из Всемирного совета церквей, никаких признаков сближения до сих пор не видно.

– Какую роль играет Георгий Винс, бывший генеральный секретарь и зарубежный представитель Совета церквей?

– Георгий Винс на Западе изменился. Он укрепил крыло автономно регистрированных церквей, то есть умеренное течение. Когда Георгий Винс основал в США свою миссию, он был отстранен своими братьями от занимаемой должности зарубежного представителя и исключен из Совета церквей. Но многие церкви разделяли его взгляды и как следствие тоже были официально исключены из Совета церквей. По мнению Совета, Георгий Винс держится слишком независимо. Его упрекают в том, что он своими действиями разрушил братство.

– Сколько на сегодняшний день насчитывается членов в нерегистрированных церквах?

– Официальных данных в Советском Союзе не было. Мы довольствовались примерными данными, часто фантастически преувеличенными. В период подъема нашего движения мы исходили из 100 000 членов. В 1989 году в Украине состоялась встреча, на которой было названо число 40 000. С тех пор некоторые вышли из движения, но образовывались новые церкви. В любом случае, не стоит это число слишком завышать.

– Каким Вы видите служение нерегистрированных церквей?

– Служение братьев этих церквей бескорыстное и жертвенное. Верность Богу – это основное, что сохранило церковь в годы преследований. Кто-то подсчитал годы заключения того времени для 1 600 верующих заключенных: они составили 5 000 лет. Эта верность Богу, разумеется, уравнивается в настоящее время с верностью братству, то есть Совету церквей. Требуется безоговорочное следование своему союзу. Совет церквей имел во времена коммунизма отличную организационную структуру. Эта однородная организация в основных чертах сохранилась и на сегодняшний день. Но только потому, что все инакомыслящие были исключены. С точки зрения истории церкви, надо признать, что братство нерегистрированных церквей противостало гигантской системе организованной атеистической власти, боролось против нее и не поддалось. В известном смысле они эту систему победили духовно, с помощью Божьей силы. Врата ада не могут победить Его Церковь – это было ясно из борьбы церкви до 80-х годов. Образцовая организация и бескомпромиссное следование за Господом могут послужить моделью жизни Церкви Христа в последнее время.

– Какие мы можем извлечь уроки? Как, на Ваш взгляд, будет в дальнейшем выглядеть жизнь в церквах СНГ?

– Если не будет ограничена свобода вероисповедания, то, на мой взгляд, продолжится распад нерегистрированного союза. В том, в чем при коммунизме была необходимость, сегодня надобности нет. Я имею в виду противостояние государству в вопросе регистрации. Евангельские церкви вступят в борьбу с лжеучениями. Это послужит их сближению. Если ислам и русская православная церковь получат больше власти, то давление станет сильнее и, возможно, принесет больше страданий церкви, чем при коммунистах. Последние, собственно, сделали нас только сильными, в то время как относительная свобода сегодня нас ослабляет. Православие не рассматривается нами как лжеучение. Однако мы очень ощутимо чувствуем его нажим. Если развитие России пойдет по пути демократии, тогда мы можем не бояться этих двух больших деноминаций. Но если возьмут верх националистические идеи, русская православная церковь получит власть, чреватую последствиями.

– Какие выводы Вы лично делаете из истории вашего братства?

– В каждом направлении я вижу положительное.

1. Регистрированные союзы имеют четкую структуру. У них в каждом большом городе есть церковь. Они обладают известной терпимостью к другим, и традиции для них немаловажны.

2. Нерегистрированные церкви десятилетиями противостояния доказали свою верность Богу и церкви. Члены их очень привязаны к поместной общине.

3. Автономные церкви гибки и мотивированы к евангелизации. Они динамичны и ищут контакты с неверующими.

4. Новые миссионерские общины обладают большим потенциалом новообращенных. Пробуждение началось на улицах, в парках, домах культуры, при евангелизациях. Члены новых церквей открыты народу именно потому, что они вышли из него и говорят на их языке. Баптистские традиционные комплексы у них отсутствуют.

Все четыре направления хорошо дополняют друг друга. Поэтому просто необходим процесс духовного объединения. Это должно быть нашим желанием и нашей молитвой.

Архив