Вера и Жизнь 6, 1997 г.
- «Я приду опять»
- В гостях
- И вот вам знак...
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- На вопросы читателей отвечает
- Миниатюра
- В ожидании Господа
- У края земли
- Сын
- Лауреат нобелевской премии – христианин
- Поэзия
- На пути в Египет
- Перпетуя и Фелицита
- Библейский музей под открытым небом
- Беседа с «динозавром»
- Последнее время каждого
- В ожидании славы
- Бог есть – Он живой и великий!
- Духовная ущербность – более страшная трагедия
- Письма читателей
Библейский музей под открытым небом
Ханна Кикель-Андрэ
«Как пройти к караван-сараю?» – стайка учеников несется впереди нашей группы. «Вон туда, мимо дома мытаря. Но загляните и в его бюро», – советует директор музея Ян ван Лаарговен. Он знает, что по поводу этого бюро есть в игре-поиске вопрос, на который им следует ответить. Игра эта задумана для школьников.
В ходе этой игры-поиска дети без особого напряжения знакомятся с жизнью, какой она была в стране Библии 2000 лет назад.
Мы продолжаем осмотр этого единственного в своем роде музея. Мы стоим перед главным зданием. Это недостроенная церковь. Ее хотел воздвигнуть католический священник Арнольдус Суйс, основавший в 1911 году фонд «Священная земля». Здесь, около нидерландского городка Неймеген, вблизи германской границы, он купил участок леса в 45 гектаров, чтобы на нем устроить музей под открытым небом со строениями Святой земли, ибо в то время посещение Израиля было еще не так просто. Постройка церкви из-за нехватки денег была приостановлена. Возведен был лишь портал. Да и строительство других зданий завершить оказалось возможным только в 20-е и 30-е годы.
Итак, небольшая деревня, караван-сарай (восточная гостиница) и синагога. Все эти здания были построены архитектором Питом Герритсом, прожившем много лет в Палестине, для которого создание комплекса уникального музея стало делом жизни. Что касается величины и планировки домов, то он точно придерживался оригинала, но применяемую на Востоке глину ему из-за климата пришлось заменить местным строительным камнем. Шалаши на плоских крышах... Нам нетрудно представить себе, как расслабленного (Мк. 2:4) спустили через раскрытую кровлю к Иисусу. Стиль Пита Герритса прослеживается и в манекенах членов синедриона, которые он создал в 1950 году. Но они кажутся нам сегодня уже несовременными. Наглядны, напротив, фотографии, привезенные им из Палестины. Изображения людей в национальных костюмах и украшениях передают реалистическую картину страны первых двух десятилетий нашего века. Ученые-востоковеды приезжают в музей для изучения этих документов.
Мы все еще находимся в деревне с ее колодцем, виноградным прессом и синагогой в центре деревенской площади. Синагогу недавно отреставрировали. Внутри она не только хорошо выглядит, она – «настоящая».
В ее реставрации участвовал один из еврейских фондов, который зорко следил за правильностью постройки. Хасидский раввин во время освящения при открытии синагоги разъяснял с бимы (кафедры) Тору.
В здании рядом с синагогой мы увидели об этом видеофильм. Все должно быть в высшей степени приближено к оригиналу, считает Ян ван Лаарговен. Но ему не приходит в голову даже мысль отпраздновать здесь еврейское богослужение или инсценировать его. В главном здании Ян ван Лаарговен организовал выставку, концепция которой заключается в показе общего истока иудаизма, христианства и ислама.
«Светских, неверующих, но очень любящих музеи голландцев уже невозможно привлечь старой идеей этого начинания. Но потребность в информации о вере и о стране Библии очень велика», – подчеркивает ван Лаарговен. Число посетителей, около 130 000 в год, подтверждает, что он прав.
Наряду со штатными сотрудниками музей имеет еще около сорока добровольных экскурсоводов. Чаще всего это специалисты, студенты богословия или учителя-пенсионеры. «Когда я пять лет назад пришел сюда, – рассказывает ван Лаарговен, – музей был в очень непривлека-тельном состоянии. Временами даже вставал вопрос о его закрытии. До полной реализации нового замысла мне нужны были люди, способные рассказать то, чего еще нельзя было увидеть. Невероятно, но сегодня наглядно видно, сколько здесь сделано за такой малый отрезок времени! Самое же главное: музей живет! И не только тогда, когда галилейские овцы в очередной раз выбираются из тесного загона и резвятся на поляне перед шатром пастухов. «Ворота загона потому узки, чтобы пастух мог утром и вечером сосчитать своих овец. Он стоит в воротах, расставив ноги, и каждая овца проходит между его ног», – разъясняют нам.
Мы не спеша идем через лес к рыбацкой деревне у «Галилейского озера». Здесь можно увидеть нечто особенное: в одном из аквариумов плавает несколько так называемых рыб Петра. В пасти они переносят гальку. Так вот как оно было с той монетой на храм, которую нашли в пасти рыбы! (Мф. 17:27). И это сооружение лишний раз доказывает, насколько директор живет своим музеем. У одного из домов он показывает нам дверной шарнир: «Со времен пятидесятых годов и, естественно, будет реставрирован в духе эпохи».
В подлинном стиле уже отреставрирован дворец Пилата и восточная улица, на которую мы попадаем через небольшие городские ворота. Жилые дома и торговые здания различнейших архитектурных стилей построены рядом. Римский дом с прекрасным внутренним двориком обставлен мебелью начала нашего летоисчисления. Иногда он оживает. На кухне по старым рецептам готовится чечевичная похлебка, которую могут отведать посетители. В греческом доме слышны звуки старинных инструментов, перед дворцом Пилата маршируют римские легионеры. Вот и сейчас очень соблазнительно пахнет. На римском постоялом дворе Симон Мимон, израильский повар, предлагает нам кошерную еду из фруктов, салата и сыра «боре». Мы не прочь попробовать и подлинно римскую кухню. «Римский постоялый двор еще не полностью обставлен», – сожалеет ван Лаарговен.
«Пианино, которое вы видите, сюда не вписывается, но даже если оно и нарушит стиль, я, вероятно, оставлю его для выступлений», – улыбается он. После плотного обеда мы охотнее всего проехали бы пару остановок по железной дороге музея, построенной специально для пожилых людей и инвалидов. Но еще привлекательнее музейная лавочка Маццель Тоф, где можно приобрести Библии и иные предметы с Ближнего Востока. Я беру с собой домой календарь. Жаль, что нет возможности приезжать сюда почаще...
На территории музея есть также выставки – «Бедуины», «Парфю-мерия во времена Библии» и другие, – которые делают для нас тогдашнюю жизнь на Святой земле подлинно живой. Побывать в музее стоит.