Вера и Жизнь 4, 2000 г.
- Счастливое рабство
- Только матери одной не все равно
- Новое детство
- Будто смерть не украла
- На вопросы читателей отвечает
- Простираясь вперед
- О конкурсе, стихах и прозе жизни
- Дети гибнут на улицах
- Выброшенные на улицу
- Жертва напалма
- Под Божьим покровительством
- Последний пресвитер
- Там за порогом нищета
- 80 лет на Господней ниве
- О чем пишет христианская пресса
- Hесколько вопросов к читающим Библию
- «Остров спасения» в океане бед
- Письма читателей
- Портреты
Там за порогом нищета
Сергей Мазур
«Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется...»
А. П. Чехов «Ванька»
Прошлое не уходит. Оно имеет свойство повторяться. На пороге третьего тысячелетия оживают образы русской классической литературы. Сколько этих Ванек на нашей земле, забитых и оставленных родными людьми!
Вот семья: бабушка и шесть внуков. У Коли Н. день рождения. Должны прийти гости. Бабушка суетится, хлопочет по хозяйству. На воде и без сахара испечены коржи, а после нарезаны на кусочки. Вот и готово угощение – печенье для любимого внука...
В другой комнате родители ребенка устроили притон. Мальчик боится маму и отчима и живет в соседней комнате с бабушкой, которая под подушкой, на всякий случай, держит топор. В свои 67 лет она мечтает о смерти собственной дочери. Силы на старости лет оставили ее. Неубранная комната подобна всей ее жизни: разбросанные грязные вещи, ободранные обои, затхлый воздух.
– Сыночек, помоги мне, – дрожащим голосом со слезами на глазах умоляла она меня. – Янка все время пьяный, он убийца, его должны снова посадить в тюрьму. Он приходит, насилует мою дочку, а ребенок все это видит. Янка и меня грозится убить. Что-нибудь сделай, помоги, сыночек. Я так больше не могу жить, а мне еще внука вырастить надо...
«Грешников преследует зло...» сказано в Книге притчей (13:22). Изменить это состояние может только покаяние. Достигнет ли этого дома Слово Господнее?
Однажды у вечернего костра я рассказал ребятам историю, участником которой мне довелось быть. В летний день я застал Сашу Е. за странным занятием: девятилетний мальчик внимательно рассматривал дырявый носок, найденный в куче негодного белья. Я, конечно, предложил его выбросить. Но Саша аккуратно положил найденный носок в сумку и после этого сказал: «В моей семье нужны и старые вещи!»
Ребятам трудно было в это поверить. «Такого не может быть!» – была первая реакция. Действительно, за внешней красотой жизни, за нарядными фасадами зданий, полными прилавками магазинов порой сложно разглядеть беду, которая рядом с тобой.
Жизнь дает множество подобных примеров. Их нужно только видеть. Вот девочка, мать которой пьет и выгоняет дочь из дому. У другого ребенка отец пропил одежду, и мальчик поэтому перестал посещать школу.
Не исчерпать ничем человеческого горя. Раньше люди жили надеждами на будущее, иллюзиями стабильности. Миражи рассеялись, и жизнь зашла в тупик. Оттого многие люди стали заливать свои несчастья водкой. Пить стали больше, и запои стали длиннее.
Многих несчастий можно было бы избежать, если бы эти люди знали Бога. Ибо есть только одно надежное прибежище для человека в этом мире – Господь: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! Ибо на Него надежда моя. Только Он – твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге» (Пс. 61:6–8).
Греховная жизнь не знающих Бога и не задумывающихся о своем положении людей – это бич нашего времени. Заповеди Господние непреложны. Если сказано: «Не убивай!» (Исх. 20:13), значит, не убивай; если сказано «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), то не прелюбодействуй.
Сегодня Слово Божье крайне необходимо в школе. На фоне все ухудшающихся условий жизни служение педагогов-христиан в общеобразовательных школах особенно значимо. Трудясь на педагогической ниве, эти христиане берут на свои плечи бремя ответственности за подрастающее поколение.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что гуманность педагогики «заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которое имеет право ребенок». Ребенка, по его мнению, формирует среда, и «воспитание не обладает столь магической силой, чтобы делать человека счастливым независимо от обстоятельств, в которых он живет».* Другими словами, если обстоятельства благоприятные, то человек может стать счастливым. А если эти обстоятельства направлены против человека, тогда как?
Нет, не обстоятельства делают человека счастливым. Ведь Господь любит богатых и бедных, высоких и низких, умелых и неумелых, слепых и зрячих. В Своей любви Он обнимает весь мир, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
Когда советская педагогика утверждала, что ребенка формирует среда, она говорила правду, но не всю. Действительно, человек вбирает в себя самые различные влияния. Важное влияние на личность оказывают родители, окружение, природа. Но более актуальной, требующей предельного внимания, является сфера духовного мира. Именно здесь внутренний стержень человека. Обращение к Библии, и прежде всего к Евангелию, позволяет наполнить воспитательный процесс высшим смыслом.
От просветительства через воспитание к разрешению сложных духовных вопросов – так бы я сформулировал задачу христианской педагогики в общеобразовательной школе.
В последние два года моей педагогической деятельности мне много приходилось спорить, убеждать не только коллег-учителей, но и братьев в Господе, что Евангелие в школе необходимо преподавать всем, а не только желающим. Иначе останутся без ответа мучительные вопросы, и многие не получат духовной прививки от тяжелых жизненных обстоятельств. Значит, будет сеяться злое, а не доброе, семя и взращиваться забитые и униженные Ваньки.
Движение к Богу человека, свободного, возвышенного любовью к ближнему, требует от христиан новых подвигов веры, ибо существующие проблемы решаются лишь в Боге.