+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2000 г.

Выброшенные на улицу

Василий Спасенов

СОШЕСТВИЕ В АД

«За куском хлеба в импровизированную столовую прибегали маленькие алкоголики, токсикоманы, ребятишки, хронически больные всевозможными детскими и взрослыми болезнями, по телу которых постоянно ползают вши... Однажды к скамеечкам подошел десятилетний мальчик. Он и прежде бывал тут. Но в этот раз не ел, а сидел с таким видом, что смотреть было страшно. «Что с тобой?» – спросил Павел Фетисов, работник благотворительного фонда. Оказалось, всю ночь дядьки орально насиловали ребенка, и теперь он не может двигать челюстями от боли. На несколько дней пропала 12-летняя девочка. Подростки в Гидропарке изнасиловали ее, потом девочку поймали трое мужчин, затащили в квартиру и месяц жили с ней...

Девочке, которая спала в конюшне в Гидропарке, на ногу наступила лошадь, нога вспухла, болела. Если подростки спят в подвалах, то всю ночь снимают с себя пауков и мокриц. Укрыться от холода нечем. Разжигают костер. Один заснул и опалил ноги – отвезли в больницу. У другого так обгорела одежда, что выглядывала голая попка.

Душевное состояние детей улицы нельзя описать словами! «Мне кажется, что я всю жизнь проживу в подвале, здесь и умру!» – в отчаянье говорит Оксана. «Нас никто не любит!» – рыдая, кричал Олег. «Мы вас любим, приходим сюда и кормим», – успокаивала его Людмила Брагина.

Большинство бездомных предпочитают вольницу, которая не требует от них никакой морали. Улица лишь приучает их пить, курить, употреблять наркотики, воровать, торговать телом. Жестокость детей улицы, число которых, по подсчетам, только в Киеве составляет гораздо более 10 тысяч, представляет реальную угрозу для общества. Каждый день газеты и телевидение сообщают о преступлениях, от которых холодеет кровь».

«Киевские ведомости»

«МЫ ТАК И УМРЕМ В ПОДВАЛАХ!» – ГОВОРЯТ БЕСПРИЗОРНИКИ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ХУЖЕ СОБАК.

Это шапка из «Киевских ведомостей», которые посвятили целую газетную страницу жизни детей улицы. Я позволил себе привести выдержку из этого материала опуская некоторые детали описанного в нем неприкрытого ужаса действительности. Такой тон в христианских изданиях не принят. Мы привыкли щадить себя, «округляя» реальность, описывать ее эвфемизмами, но от этого ад не становится раем. Сегодня нам нужно посмотреть правде в глаза, чтобы задуматься над тем, что мы можем сделать для выброшенных на улицу детей. Потому что это о христианах сказано, что они «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2:10) и что «чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях...» (Иак. 1:27)

Из дневника Людмилы Брагиной

«Кормили беспризорников в Гидропарке, но вначале проводили библейский урок. Среди детей были двое шестилетних мальчиков, один из них негритенок. Окончился урок, дети поели. Обычно они, как птички, поклевали и полетели дальше. А эти двое малышей прижались ко мне и не хотят уходить: «Тетя, нам так страшно, когда на улице темнеет». Мне их было очень жаль, а забрать некуда. Я им говорю: «Ребята, давайте я научу вас молиться, чтобы Иисус вас защищал и вам не было страшно»...»

Рассказывает Дмитрий Врублевский

«Перед показом детского христианского фильма в интернате ко мне подошли двое мальчиков и спросили о смысле жизни. Я рассказал им о выборе, перед которым Бог ставит каждого человека, о вечной жизни с Богом и вечной разлуке с Ним (вечной смерти в аду). Для них было непонятно, что значит вечная смерть, и я разъяснил, что в аду не будет ни любви, ни сострадания, ни радости, ни смеха, не будет добра. Тогда один из них сказал: «Мы все здесь, в интернате, живем, как в аду». Этому мальчику двенадцать лет».

Людмила Брагина, упомянутая в репортаже «Киевских ведомостей», и Дмитрий Врублевский – христиане, сошедшие в ад, в котором живут дети улицы. Служение брата и сестры поддерживают церковь евангельских христиан Киева и детский отдел миссионерского общества «Свiтло на Сходi».

ВЫРВАТЬ ДЕТЕЙ ИЗ АДА

По имеющимся данным, сегодня в Украине 34 тысячи детей живут на улице, среди них – 4 тысячи сирот. Остальные – беспризорники, то есть без призора, присмотра. Они сами убегают из дому, где нередко у них невыносимые условия жизни. Родители или беспробудно пьют, или ударились в наркотики. Это так называемые биологические родители, которые вроде как есть, но для детей их нет: они ничего не могут дать своим чадам, ничего, кроме плохого. Бесконечные пьяные дебоши, драки, бессмысленные глаза матери или отца, а то и побои, сыплющиеся на маленькое дрожащее существо... Убежишь куда угодно. И сколько бы иные чиновники ни говорили, что у нас беспризорников нет, имея в виду, что в законодательных актах такое понятие отсутствует, проблема от этого не станет менее вопиющей. Факт остается фактом: в мирной стране, не сотрясаемой (слава Тебе, Господи!) ни революциями, ни войнами, существует целая армия детей, лишенных родительской ласки, крова, хлеба, нормального детства.

Это плата за коммунистические иллюзии, которым предавалось наше общество на протяжении целой эпохи. Это зримое проявление невидимой миру духовной войны за души наших сограждан, насильственно отлученных вчерашними властями от Бога, поэтому многие, слишком многие люди гибнут сегодня в пороках неверия, обрекая на злую участь и детей своих. Дети стали заложниками безбожного выбора, который сделал народ, и последовавшего за ним экономического краха, в результате чего общество оказалось не в состоянии должным образом позаботиться о своих маленьких гражданах. Чем же могут помочь им христиане?

Из рассказа Димы Врублевского о своем служении: «У меня совместно с напарником была фирма по производству слабоалкогольных напитков. Но после того, как я уверовал, без сожаления оставил ее. Именно тогда, когда я искал работу, которая давала бы мне возможность уделять часть своего времени труду на ниве Божьей, меня попросили помочь зарегистрировать детский приют, который организовала наша церковь, походить по инстанциям. Так я столкнулся с проблемой детей улицы.

Мы начали с того, что арендовали двухкомнатную квартиру, где детей можно было бы помыть, накормить, переодеть, оказать им какую-то медицинскую помощь и, самое главное, рассказать им о Христе. Кроме того, выезжали в город, в места скопления беспризорников, где проводили для них библейские уроки и кормили их. В месяц помогали около 100 детям, а тех, кто откликался на Слово Божие, приглашали к нам на квартиру. С апреля 1998 года, с того времени, как мы начали служение, у нас жили 16 детей, сейчас – двое: Эдик и Оксана (о них журнал «Вера и жизнь» рассказывал в первом номере за 1999 год. – Ред.). К сожалению, многие из беспризорников уже почувствовали вкус «свободной» жизни и не хотят обременять себя какими-то обязанностями. Но есть и такие, жизнь которых под воздействием Слова Божьего изменяется».

Из дневника Людмилы Брагиной

«В районе метро «Лесовая» у нас была компания беспризорников, с которыми мы встречались каждый день, кормили их. Потом брали их домой выкупать и переодеть. Перед обедом проводили библейский урок, учили детей молиться о себе и о своих родителях. Двенадцатилетний Владик, который живет на улице, так как родители его развелись, а мать сильно пьет, свидетельствовал, что, когда он молится за маму, она не пьет, а когда забывает молиться – она снова запивает. Владик остался на улице и по-прежнему не учится в школе, но он знает Господа, и это вселяет надежду. Алла покаялась и приняла Господа в сердце, и я верю, что Он ее не оставит.

С детьми улицы трудно. Они угрюмы, подозрительны. Единственный способ заслужить их доверие – искренне любить. Чем больше их обнимаешь, гладишь, тем скорее они превращаются в обычных детей...»

Интернат, семейный детский дом, приемная семья

Приют Врублевскому зарегистрировать так и не удалось. Государство не желает, чтобы церкви были причастны к этому, оно намерено решать проблему собственными силами, поэтому все христианские приюты, если они и есть, находятся на полулегальном положении. Официально же разрешено создавать детские дома семейного типа, это когда супруги принимают в свою семью минимум пятерых детей-сирот. К тому же приюты – это временное пристанище; по законодательству ребенок может находиться в них не более 40 дней, а потом с ним надо определиться: либо он возвращается родителям, если они есть и способны заниматься воспитанием детей, либо направляется в интернат, либо попадает в семейный детский дом или приемную семью (не менее пяти приемных детей).

Как видите, в принципе система работы с детьми, лишенными родительской опеки, существует. Создаются государственные приюты, из которых дети в случае необходимости направляются в школы-интернаты или государственные детские дома. Всего в Украине 39 школ-интернатов и 80 детских домов, в которых живут около 18 тысяч детей. Но проблема заключается в том, что воспитание вне семьи в любом случае ущербно. Ничто не может заменить семью. Существует поразительный феномен, который красноречиво говорит сам за себя, – интернатские династии. Это когда дети воспитывались в интернате, а потом, став взрослыми, создали семью, не имея никаких навыков жизни в ней, ни понятий о взаимоотношениях в семье. Их семьи, как правило, распадаются, а их дети оказываются в том же интернате...

Поэтому лучший вариант из возможных – семейный детский дом или приемная семья. К сожалению, людей, которые в нынешних крайне тяжелых экономических условиях отваживаются брать детей на воспитание, мало. Поэтому служение Дмитрия Врублевского и Людмилы Брагиной направлено сегодня также и на поддержку семей, взявших под опеку детей-сирот. Кроме материальной поддержки, планируется душепопечительская работа, проведение семинаров по особенностям психологии и воспитания детей-сирот и т. д. В евангельских церквах должны знать о маленьких гражданах, нуждающихся в нашем попечении, тем более что оно вменено нам Господом как истинное, «чистое и непорочное» благочестие. Христиане должны быть подготовлены к тому, чтобы и в этом исполнить волю Божью. Отклик уже есть, пусть это сегодня всего две христианские семьи, готовые принять сирот, но это в одной только церкви. Завтра это может стать началом большого дела.

Кроме того, проводятся библейские уроки в школе-интернате № 21, что в Пуще-Водице под Киевом, для детей-сирот младшей и старшей групп. Оформляются разрешения, чтобы по выходным дням и на каникулы брать их в семьи, так как у всех этих детей травмирована психика и они не смогут без предварительной подготовки найти взаимопонимание с новыми родителями.

Из дневника Людмилы Брагиной

«Мы проводили благотворительную акцию – оказывали материальную помощь семьям, в которых нет или отца, или обоих родителей и детей воспитывают в основном бабушки. Пришла одна мама, у которой трое детей, а она осталась без работы. Она пришла вместе с братом, чтобы он помог ей нести продукты. Я почувствовала от него запах алкоголя и поэтому оставила его в коридоре, а маму пригласила в комнату, беседовала с ней. Она рассказала о своей жизни, а я засвидетельствовала ей о Господе Иисусе Христе и пригласила на богослужение в церковь.

А в это время, как оказалось, наша приемная Оксана разговаривала с этим подвыпившим человеком (у нее родители пили, поэтому есть опыт такого общения). Она взяла Детскую Библию, показывала ему картинки и рассказывала о Боге. Когда они уходили, он был очень благодарен Оксане, говорил, что никогда не слышал о Боге, и даже целовал ей руки.

Оксана простила свою пьющую маму, которая практически оставила дочь, и молится о ней, чтобы она познала Бога и изменилась. Может быть, поэтому она свидетельствовала этому нетрезвому человеку, что увидела ту же беду...»

СТУК В ДВЕРЬ

В последнее время Господь каким-то удивительным образом открывал мне глаза на тему этой статьи. В международном детском центре «Артек» я познакомился с мамой, которая привезла к морю пятерых детей, среди которых – двое приемных. Тогда Министерство по делам семьи и молодежи сделало великое дело – выделило таким семьям бесплатные путевки в «Артек». Но чтобы добраться до Южного берега Крыма из Татарбунарского района Одесской области, приодеть детей, пришлось родителям продать две коровы. Случай был настолько удивительным, что стал известен многим, и я решил познакомиться с мамой и детишками. Оказалось, что это семья евангельских верующих. Так что Господь касается сердец людей Своих, и они открываются навстречу нуждам людей и особенно детей, исполняя таким образом Его волю и заповеди на практике.

Наш мир не исправить. Он поражен грехом, и над ним свершится суд Божий. Мы можем только молиться о погибающих людях и в меру своих сил пытаться что-то сделать для них. Но прежде всего христиане призваны Богом позаботиться о сиротах и вдовах. Нас не так мало в этой стране, и наши межконфессиональные различия не столь существенны, чтобы могли помешать нам объединиться в деле спасения выброшенных на улицу детей и сирот. Их всего 120 в Украине – школ-интернатов и детдомов. Неужели мы не покроем их своей опекой, заботой и любовью? Тогда и мир увидит, что мы истинно Бога любим!

Знаю, что после этой статьи не выстроятся очереди, чтобы забрать детей в семьи на воспитание (хотя в некоторых странах такие очереди существуют). Тому много причин, и беды времени, и многое еще. Но пусть эта статья станет еще одним стуком в дверь вашего сердца. А Кто стоит за дверью, мы хорошо знаем...

Архив