+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2013 г.

О трепете сердца

Василий Давидюк

Мы привыкли считать, что сильный дух в человеке является залогом побед и успехов. Только на людей, могущих управлять, владеть духом своим, можно положиться, надеяться. Писание же утверждает: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Притч. 25:28). А Христос говорит, что нищим духом принадлежит Царство Его. Это кажется очень странным. Почему именно – нищим духом?

Сила человеческого духа – в его греховной, падшей природе, которая противится, не покоряется Богу, – это гордыня, являющаяся главным препятствием, чтобы войти в Царство любви, мира, нежности и смирения. Мы настолько испорчены горделивым мышлением, что нам кажется странным, что смирение вообще ставится в ряд добродетелей. Но почему, собственно, беспомощность и нужда в Боге нам кажется слабостью и непригодностью в жизни, а также в церкви?

Думаю, потому что христианская реклама буквально пестрит именами сильных, волевых людей, стратегически мыслящих, умеющих любыми путями достигать свои цели, что называется «держащих быка за рога». В присутствии таких людей, стоящих на пути к успеху, проповедующий смирение и сокрушение перед Богом кажется отжившим свое чудаком. А Христос говорит, что Его Царство состоит из людей, осознавших свое банкротство в самой своей греховной сути и получивших от Бога новое содержание: «Ибо Я кроток и смирен сердцем…»

Следует всегда помнить, что мы из-за греха удалены из рая, что вся наша «мощь» духовная по своей природе абсолютно противна сути Небесного Царства. Поэтому, если она не будет сокрушена Богом до полной нищеты, если не будет разрушено наше упование на «силу духа» и на противное Богу горделивое состояние, наше присутствие в Царстве Божьем немыслимо: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).

Сердце, которое сподобилось прикосновения Бога, – это сердце, не уповающее на свою значимость (пусть даже и в своем познании Бога и Его Слова), а глубоко, до слез, трепетно, сознающее свою нищету в святом присутствии Всемогущего и Святого, перед славой и сутью Царства Небесного.

Архив