Вера и Жизнь 6, 2015 г.
- Трудная тема
- Настоящая жизнь
- Марья Иванна, или блаженны не видевшие и уверовавшие
- Важность воздержания для человека Божьего
- Неоспоримая истина
- Самолетопоклонники
- Дороже всех жемчугов
- Из поэтических тетрадей
- Записанные на небесах
- Горькие последствия
- Христианство и монашество
- Я молюсь о них!
- Жизнь – не безнадежный круговорот
- На другой стороне моста
- Письма читателей
Христианство и монашество
Юрий Сипко
Как Вы относитесь к монашеству, которое практикуется в православии и католицизме? Уход в монастырь, где можно укрыться от греховных соблазнов этого мира, мне представляется правильным решением, для которого нужны мудрость и воля. N.N.
Мир и благодать Вам от Господа нашего Иисуса Христа!
Вопрос интересный. Я даже думаю, что всякий христианин размышлял над таким исходом из мира. Мне знакомо такое влечение. Ведь в момент духовного обновления, каковым является рождение свыше, человек испытывает необыкновенный духовный подъем. Ощущение чистоты, близости Бога, радости от светлой мысли о Боге, радости от чтения Писания, радости от общения с христианами. Подобное состояние испытывали апостолы, когда Господь преобразился пред ними, предстал в белых одеждах. Рядом с Ним были Моисей и Илия… Тогда Петр сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии»(Мф. 17:4). То есть давай останемся здесь. Чем не желание быть в монастыре?! Правда, евангелисты, повествуя об этом, добавляют, что Петр «не знал, что говорил».
Слово «монах» на греческом языке означает один, одинокий. Все формы монашества, существующие ныне, – это по сути общины, состоящие из людей, в какой-то мере объединенных некими общими принципами. Религиозная основа в таком движении вовсе не бесспорна. Думаю, что в буддизме монастыри играют ключевую роль в развитии или, скорее, сохранении религии. Христос же не давал никаких намеков на такую практику. По крайней мере, библейских заповедей, исходящих от Бога и дающих повод создавать монастыри, нет. Причина скорее эмоциональная, психологическая. Человеку трудно жить в современных условиях, будь то пятый век или двадцать первый. Человек испытывает дискомфорт от давления общества. Он не способен справиться с ответственностью, которую налагает на него общество, с ответственностью, которая возникает у него в связи с его верой (что, думаю, более важно). Он не в силах исполнить задачу, которую ставит ему Господь. По сути, он – беглец.
Практика монашества в православии или в католицизме, монастыри, – это искаженное христианство. Я не стану углубляться в историю этого движения, чтобы не отвратить читателей от христианства, но скажу, что как социальный диспансер для людей, не способных жить в обществе, не способных реализовать себя как личность, – это неплохой способ существования. Но это вовсе не христианская практика. Даже если в истории монастырей мы встретим позитивные элементы, как например, приют для сирых, одиноких, гонимых, то и тогда это – социальное служение, проявление милосердия, ценное, важное, но это – не христианство. Можно не утруждать себя поиском аргументов. Допустим, монастыри – это и есть воля Божия, это и есть христианство. В таком случае уже в первом веке христианство бы себя исчерпало. Разве что катакомбы могли бы продлить явление, что, впрочем, и бывало. А это еще раз доказывает, что монастыри не есть христианство.
Это общие рассуждения. Давайте исследуем вопрос: кто такой христианин? Очевидно, что христианин – это человек, который верует в Иисуса Христа, исполняет Его заповеди. Вот, например, как говорит Сам Иисус: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31). Очевидно, что пребывание в Слове есть исполнение того, что сказал Учитель.
Однажды иудеи допрашивали одного слепорожденного, которого Христос чудесным образом исцелил от слепоты. Более того, они убеждали исцеленного в том, что Христос, очевидно, какой-то обманщик, по крайней мере, опасный сектант, раз Он сделал это без благословения религиозной элиты. «Он (исцеленный)сказал им в ответ: „Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу“. Снова спросили его: „Что сделал Он с тобой? Как отверз твои очи?“ Отвечал им: „Я уже сказал вам, и вы не слушали. Что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?“ Они же укорили его и сказали: „Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики“» (Ин. 9:25–28).
Сей текст я привел как иллюстрацию, подтверждающую мысль о том, что ученики – это в первую очередь последователи, исполняющие заповеди и постановления Учителя.
Давайте и мы последуем за Иисусом Христом. Он, оставив славу неба, пришел на землю от Отца. Следуя этому примеру, нам нужно, оставляя комфорт своих монастырей, келий и скитов, идти в города и села к тем, кто страдает и кому нужно слово исцеления и труд любви. Кстати, с горы Преображения Иисус повел Петра и других учеников в село, где их ждал отец, приведший беснующегося сына. Таков и путь христианина, ученика Христа.
Поэтому все апостолы, ученики Иисуса Христа, за исключением святого апостола Иоанна, приняли мученическую смерть, а не прятались в скитах или монастырях. Прочтите книгу Деяния апостолов. И вы увидите, что христиане, ученики Иисуса Христа, прежде всего подвижники, жизни своей не щадившие и святость свою снискавшие не в уединении, не в монастырях, но в борьбе за души грешников, в борьбе со зверями, как об этом говорит апостол Павел.
Напротив, мир загонял христиан в «гетто», делая их изгоями, врагами нации, лишая их права на исповедание веры, лишая их права на жизнь согласно убеждениям. Но и из катакомб христиане с риском для жизни выходили, чтобы донести спасительное Евангелие даже «до края земли». И если бы не это всепобеждающее желание благовествовать, христианство умерло бы в Иерусалиме. Не имея тогда еще силы Духа Святого, верующие пребывали в горнице, взаперти, так сказать, в монастыре. Но, заметьте, когда Дух Святой сошел на них, исполнилось слово Учителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли»(Деян. 1:8). Исходя из этого предписания Божьего, мы можем сделать вывод: те, кто не принял Духа Святого и Его силы, в бессилии своем уходят в монастырь.
Апостол Петр написал: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христа, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется»(1 Пет. 4:12–14). Огненные искушения, конечно, встречают христиан не в скитах или монастырях, но на полях духовных сражений с врагом душ человеческих.
Вот слова Христа, которые Он сказал ученикам, когда явился им после воскресения: «В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения перед иудеями, пришел Иисус, и стал посредине, и говорит им: „Мир вам!“ Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и бок Свой. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: „Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас“» (Ин. 20:19 –21).
Еще раньше, когда Христос молился Своему Отцу, Он говорил: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею! Слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною»(Ин. 17:14–19). Нужны ли комментарии к таким прямым словам Учителя?
Поделюсь еще некоторыми мыслями из текста евангелиста Луки. Слова Господа Иисуса Христа о том, что Его ученики будут в буднях жизни совершать свой труд вместе с теми, кто Его не принимает, кто отвергает спасительную любовь. Это очень сильное обличение всем, пытающимся найти убежище в монастырях, сберегающим свою душу в комфорте смертельного однообразия веры и традиций. Сберегающий – потеряет. Не просто потеряет, но погубит жизнь свою.
Откроется это в тот миг, когда Господь придет за Церковью: «Кто стремится сберечь душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Говорю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк. 17:33 –36).
Как видите, не из монастыря Господь возьмет искупленных в Царство вечной любви, но оттуда, где проходит будничная жизнь человека, где святой и грешник вместе пашут, вместе молотят, живут.
И я совершенно уверен в том, что мудрость и воля нужны для святой жизни в мире, где «род лукавый и прелюбодейный»(Мф. 16:4). Вся жизнь христиан, жизнь спасенных, возрожденных от Духа Святого и Слова животворного, есть свидетельство миру о Господе. Монастыри закрывают Христа от мира. Монастыри лишают мир света, оставляя его во тьме. Монастыри лишают мир соли, обрекая его на разложение. Однако наш Учитель поставил нам совершенно определенную задачу: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14 –16).