Вера и Жизнь 1, 1978 г.
- Ищите
- Самое главное
- Второе рождение
- Тюрьма — миссионерское поле
- Скоро — домой
- Лучшее из хорошего
- «…И дам тебе ключи царства небесного»
- Гуманизм ли это?
- Источник нашей силы
- Новые стихи
- Поэтическая тетрадь
- И жизнь, как песня, вечно продолжается
- Вечность
- Великая сила
- Есть Бог
- Золотые колосья
- Муки совести
- Скажи мне, кто твой учитель…
- Когда грешник не может быть спасен?
- О будущем
- Солнце светит всем!
- Береза
- Золотые колосья
- Чудесные лекарства
- Золотые зерна
- Быть или не быть?
- Золотые колосья
- Это интересно!
«…И дам тебе ключи царства небесного»
«…В последнее время я прочитал много христианской литературы, но ни разу не встретил объяснение слов Иисуса Христа, которые Он сказал Петру: «…И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах». Похоже на то, что проповедники умышленно обходят этот твердый орешек. Мне хочется услышать ваше объяснение этого места Писания».
Совершенно верно: этот вопрос очень редко затрагивается проповедниками, хотя он не представляет собой ничего неудобовразумительного. Нужно только рассмотреть его в контексте с другими стихами.
Здесь будет уместно привести дословно, как евангелист Матфей записал диалог между Иисусом Христом и Петром до того, как были сказаны эти слова.
«Он (Христос) говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного…».
На Ваш вопрос ответ придет сам, как только мы уясним, что было тем камнем, на котором Иисус Христос желал основать Свою Церковь?
Разумеется, если бы Церковь Иисуса Христа была основана на Петре, как на человеке, она давно бы уже не существовала. Не забудем, что вскоре после этой беседы Петр пережил великое падение: он трижды отрекся от своего Учителя. Божие прощение восстановило его в правах апостольства и в то же время показало, что человек, какой бы он ни был, остается только человеком.
Ясно, что не Петр является основанием Церкви Христа, а его исповедание: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Это и есть тот камень, который лег в основание Церкви Христа.
Вопрос: «За кого почитают Меня люди?» — был обращен ко всем, но ответил на него только Петр; и если бы ключи Царства Небесного даны были Петру, как личности, то он мог бы пользоваться этой властью только до смерти. Но мы знаем, что он, Петр, никогда не ставил себя выше других апостолов и называл себя «сопастырем Христу» и больше — рабом Иисуса Христа. Ясно, что ключи Царства Небесного, а вместе с тем и право «вязать» и «разрешать» даны в совокупности всей Церкви Христа.
Эту истину подтвердил Христос словами: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если не послушает, возьми с собою еще одного или двух… Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:15–18).
Эти слова доказывают, что церковь, а не кто иной, имеет власть «вязать» и «разрешать». Эти слова также учат, как надо пользоваться этой властью.
Есть люди, которые приписывают эту власть священнику. Другими словами: ключи Царства Небесного отдают священству. Но в приведенном нами тексте Христос не отсылает потерпевшего к священнику, а обязывает его обратиться к церкви. Церковь имеет право объявить виновного и не кающегося «язычником» и «мытарем».
В Писании мы имеем другой случай. В Коринфской церкви обнаружился человек с таким грехом, какого «не слышно даже у язычников». Когда об этом узнал ап. Павел, он не связывает согрешившего собственной апостольской властью, он не пишет об этом епископу или священнику, а он обращается к церкви и говорит, что он «отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас; сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа Иисуса Христа… предать сатане во измождение плоти» (1Кор. 5:1–5). Апостол не делал ничего собственной властью, а делал это не иначе, как с согласия собрания церкви.
Когда упомянутый выше грешник почувствовал тяжесть вины и стал сокрушаться и скорбеть о своем грехе, то ап. Павел опять обращается к церкви, а не к епископу, не к пресвитеру, и не только советует, а просит церковь «простить его и утешить» и больше: «оказать ему любовь» (2Кор. 2:4–8).
Значит, как наказание, так и прощение должны исходить не от епископа, не от пресвитера и даже не от комитета, а исключительно от церкви.
Ко всему этому следует добавить, что Господь не связал Себя учреждением церкви, не лишил Себя права быть Верховным Судьей. Бог, если можно так выразиться, утверждает решение поместной церкви, если эта церковь действительно стоит в Господе.
К сожалению, здесь нужно сказать, что в наш век есть немало таких организаций и группировок, которые называют себя церковью, но где Христос вытеснен и стоит за дверями, где Его Слову не отводится подобающее место. Не о таких поместных церквах говорил Христос в диалоге с Петром. Если церковь действительно является «столбом и утверждением истины» (1Тим. 3:15), тогда она имеет Божественный авторитет — ключи, т. е. имеет власть «вязать» и «разрешать».