Вера и Жизнь 1, 1978 г.
- Ищите
- Самое главное
- Второе рождение
- Тюрьма — миссионерское поле
- Скоро — домой
- Лучшее из хорошего
- «…И дам тебе ключи царства небесного»
- Гуманизм ли это?
- Источник нашей силы
- Новые стихи
- Поэтическая тетрадь
- И жизнь, как песня, вечно продолжается
- Вечность
- Великая сила
- Есть Бог
- Золотые колосья
- Муки совести
- Скажи мне, кто твой учитель…
- Когда грешник не может быть спасен?
- О будущем
- Солнце светит всем!
- Береза
- Золотые колосья
- Чудесные лекарства
- Золотые зерна
- Быть или не быть?
- Золотые колосья
- Это интересно!
Великая сила
Гора Пик, в Англии, поднимается более чем на тринадцать тысяч футов над уровнем моря. Чтобы достигнуть ее вершины, нужно пройти ее основание, потом пересечь границы, где зелень уступает место скалам, и затем скалы до короны вечных снегов. С вершины ее открывается величественный вид в радиусе ста миль с холмами и долинами, реками и озерами. Только тот, кто взобрался на нее, может иметь истинное представление о трудностях подъема, красоте вида и полученном удовлетворении.
То, что ангел сказал апостолу Иоанну в его видении на острове Патмосе, то он говорит и нам: «Взойди сюда» (Отк. 11:12). Взойди выше к небесам, в более чистую атмосферу духовного царства. Не для того, чтобы созерцать ландшафты внизу, где скалы сияют, как бриллианты, деревья кажутся колоннами славы, и речки похожи на серебряные нити и ткани, когда солнце сияет на них, но для того, чтобы подобно Моисею на вершине Синая, Илии на горе Кармил и Иисусу с тремя учениками на горе преображения, придти в соприкосновение с Богом.
Одно дело составлять теорию по вопросу о молитве, другое дело — говорить из опыта. Когда Самуил Морзе просил Конгресс об ассигновании 30.000 американских долларов для его телеграфного предприятия, один из членов комитета с правом решающего голоса был нерешительным. Г-н Морзе взял его с собою в свою мастерскую и показал ему несколько миль проволоки, потом попросил его пойти в отдельную комнату и там проделать для самого себя опыт с инструментом, согласно указаний. Он сделал так и, возвратившись в Конгресс, он голосовал за ассигнование, говоря: «Я видел, — я держал в руках инструмент, и он будет совершать то, что от него требуется». Подобно ему тысячи людей испытали, испробовали и убедились, что молитва есть нечто чудесное, могущественное благословение.
Сказать, что молитва есть нечто такое, что может быть легко понято, значит заблуждаться. Нет ничего более обыкновенного и вместе с тем более необыкновенного; ничего более простого и ничего более сложного; ничего настолько дешевого и ничего более дорогого; ничего более смиренного и ничего более смиряющего; ничего более человеческого и ничего более Божественного. Обычно молитва не ценится, потому что не понимается. Преобладающее понятие такое: молитва есть произнесение слов невидимому Богу. Чтобы быть уверенною, молитва часто выражается в словах. Авраам робко сказал: «Вот, я решился говорить Владыке» (Быт. 18:27).
Один человек однажды сказал: «Моя жена не молится. Она просто разговаривает с Богом». Но простое произнесение слов может не быть молитвенным. А часто бессловесные молитвы бывают наиболее действительными молитвами.
Говорить, громко говорить, много говорить, красиво говорить — это не значит молиться. Это так же, как повержение себя на землю мусульманином, вращение молитвенного колеса буддистским священником или пересчитывание бусинок на четках — не есть молитва. Это — форма, но не сущность. Фонограф может воспроизводить молитвенные слова, но никто не скажет, что это — молитва. Служение губ лишено смысла без побуждения сердца. Савл Тарсянин был весьма благочестивым фарисеем и, несомненно, регулярно молился, согласно фарисейского ритуала, но это не была та молитва, которую имел в виду Иисус, когда Он сказал Анании, чтобы тот посетил Савла «в Иудином доме… он теперь молится» (Деян. 9:11). Этот народ, — сказал Бог об Иудеях, — приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13).
Молитва без участия сердца не есть молитва. В своем вдохновенном псалме к Богу Давид сказал: «Ты возлюбил истину в сердце» (Пс. 50:8).
Что же такое молитва?
Молитва есть приближение к Богу. Но как приблизиться, когда приблизиться и зачем приблизиться? Нет ли необходимых условий для правильного приближения к Богу? Духовность зависит от молитвы, и молитва также зависит от мысленного восхождения к Богу. Кто Он? Где Он? Как могу я придти в соприкосновение с этим чудесным, всем управляющим Богом.
Существует много определений молитвы. Некоторые из них весьма поэтичны. Некоторые из них напоминают картины фруктов, которые не удовлетворяют аппетит. Библия, тем не менее, не дает никакого определения молитвы. И хотя прошли века, в течение которых люди молились, все-таки они остаются на деле пренебрегающими корень, цель и закон молитвы.
Молитва есть «дыхание Бога в человеке, возвращающееся туда, откуда оно пришло». Это значит, что молитва — вдохновение от Бога в душу и вдохновение этой души, чтобы приблизиться к Богу. Она нисходит, входит и потом возносится назад туда, откуда пришла. Она настоящее истечение смертного сердца к Бессмертному Сердцу, «побуждение скрытого огня, трепещущего в груди, выраженное вздохом, слезою, стоном, воплем, подобно дитяти, плачущему ночью о свете, не говорящему, но только плачущему».
Молитва проста. Это не значит, что она непонятна. Вследствие ее простоты мы упускаем сделать ее предметом изучения. С детства мы научены произносить молитвы и, все-таки, мы не сделали различия между механическим и духовным произнесением их. Произносить молитвы — это одно, а молиться — это другое. Апостол Иаков в 5-й главе, 17-м стихе своего Послания говорит: «Илия… молитвою помолился».
Молитва, хотя и проста, все-таки очень сложна. Часы — простая вещь; они просты в своем ходе, в согласовании стрелок, в указании времени. Но как сложны их колесики и пружинки, их крошечные оси и перекладинки!
Молитва — это тайна. Это большое несчастье, что молитва так мало понимается. Многие признают ее очевидность, но заявляют, что она таинственна. И она такова и есть, но это не уменьшает ее благословенности и силы. Нам не нужно знать всего о здоровье и болезни, анатомии и терапии, чтобы воспользоваться услугою врача в случае серьезного заболевания. Все, что нам нужно, это доверие и послушание врачу.
Нас окружают тайны. Исаак Ньютон, умирая, сказал, что пред ним лежит неисследованным великий океан истин. Он открыл закон всемирного тяготения при помощи падающего яблока, но он не дал нам удовлетворяющего объяснения этого закона.
Хозяйки берут муку и другие составные части и смешивают их вместе с дрожжами. Эти дрожжи прокладывают себе путь в смеси, работают в ней, заставляют ее подниматься. Сможет ли хозяйка рассказать о том, что происходит с этим тестом,
Вы видите раскачивающиеся деревья, слышите звуки бушующей бури и видите разрушенные постройки. Что произвело все это? — Ветер. И все-таки, как мало знаем мы о причине этого!
Вы видите электрический трамвай, движущийся вперед и назад. Что приводит в действие его колеса? Что дает свет и тепло внутри его? — Электричество. А что такое электричество? — Это тайна.
Когда кусок сахара опущен в чай или кофе, в нём наступает изменение. Но никто не может удовлетворительно доказать механическое это изменение или химическое.
Снаружи арбуз покрыт твердой, толстой, зеленой коркой. Внутри же находится белый слой и затем красная сердцевина, усеянная черными семенами. Кто может рассказать, как почерпнул арбуз через свой крошечный стебелек так много соку? Откуда он получил свое красочное вещество и прекрасный аромат? Мы не пытаемся объяснить все это, но продолжаем есть и наслаждаться арбузом
Так и с молитвою. Она может быть таинственною, но мы знаем, что она услаждает жизнь, смягчает настроение, украшает характер и совершает чудеса.
Друг, читатель, молитесь ли вы?