+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 1978 г.

Второе рождение

Яков Крекер

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

Ин. 3:3

Многие люди и сегодня спрашивают вместе с Никодимом, когда они слышат о рождении от Бога: как это может быть? Рождение от Бога — основание для Божьего действия в нас, почва для усыновления, для которого мы избраны в Иисусе Христе прежде создания мира. Оно — тесные врата, ведущие в Царство Небесное.

Рождение от Бога, или второе рождение — великое переживание благодати Божией. Через него человек освобождается от прошлого. Через рождение свыше открывается нам Божественное будущее.

Рождение свыше приносит нам прощение грехов, спасение от порабощения страстями, внутренний мир с Богом, запечатление Святым Духом и сознательное общение с Богом Отцом, Иеговой и Сыном Божиим.

Рождение свыше — это прежде всего внутреннее переживание, через которое душа вступает в сознательное общение с Богом на почве совершенного Богом спасения. Следовательно, второе рождение бесконечно выше того, как только считать за правду Божественные истины. Здесь речь идет не о знании, но об обновлении жизни, о переживании, которое имеет основополагающее значение. Его можно сравнить только с физическим рождением. Можно все признавать, что Бог сделал для спасения человека, можно восхищаться свидетельством Св. Писания о новой жизни, можно соглашаться с необходимостью рождения свыше, и все же самому оставаться без вечной жизни.

Всякое начало в Божием органическом творении окутано тайной. Природа покрыла эту тайну покрывалом, которое никто не может приоткрыть. Так сокрыты и первые начала Божественной жизни в человеке, хотя иногда можно установить, как рано уже действовала на нас многоразличная благодать Божия, влекущая нас ко Христу. Все же, кто пережил рождение свыше, тот знает, что он получил новую жизнь. Человек порывает с прежней жизнью во грехе и находит радость общения с Богом и с детьми Божьими. Такой человек может засвидетельствовать словами слепорожденного: «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25).

Пусть творческое дело в нас, через которое мы стали новой тварью, нельзя объяснить, но все же мы знаем, что «древнее прошло, теперь все новое».

Много лет тому назад покойный слуга Божий д-р Бедекер спросил одного старшего брата, сидевшего с ним в большом собрании за кафедрой: «Брат, скажи, откуда ты знаешь, что ты рожден свыше?» Брат растерялся и не знал, что ответить. И так как он продолжал молчать, то доктор Бедекер обратился с этим же вопросом ко второму брату. Но и этот брат молчал и не знал, что ответить. Не получив ответа, брат Бедекер произнес: «Ну, брат, скажи же: потому что я живу!»

Там, где есть жизнь, было и рождение!

Кто живет в общении с Богом, тот нашел путь к Нему. Кто вдыхает небесную атмосферу, тот должен иметь и соответствующие органы для этого. В общении со Христом чувствует себя хорошо только тот, кто нашел в Нем своего Спасителя.

Разумеется, мы не всегда можем определить путь, на котором Бог открыл нам Сына Своего как нашего Спасителя, но мы знаем, что Его благодать не была для нас напрасной.

Рождение свыше — не человеческое дело, но дело Божие. Только в том случае, когда на почву попадает семя, почва может произвести новую органическую жизнь. Виноградная лоза не вырастет, если не посадить саженца. Самая плодородная почва сама по себе не может произвести пшеницу, если семя пшеницы не будет брошено в почву. Точно так обстоит дело и с новой духовной жизнью. Душевный человек, такой, каким он есть по природе, никогда не может из самого себя произвести Божественную жизнь. Все усилия достигнуть этого своими силами обречены на неуспех. Нет смысла ставить перед человеком требования, которых он не в состоянии выполнить. Жить новою жизнью может только тот, кто получил эту Божественную жизнь через рождение свыше.

Душевный человек через физическое рождение получил только органы для физической жизни, а не для вечной. Кто старается служить Богу, не получив рождение свыше, тот испытывает злополучное состояние, описанное ап. Павлом: «Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Ап. Павел стал новой тварью после того, как благоволил в нем открыть Бог Сына Своего (Гал. 1:15–16). Хотя он был перед законом человеком непорочным и в своей ревности служить Богу превосходил своих сверстников, но все это ему не давало новой жизни. Новая жизнь не рождается в нас через дела закона или через исполнение религиозных обрядов. Бог вмешался в его жизнь и открыл ему ту новую жизнь, о которой он позднее свидетельствовал: «Не я живу, но живет во мне Христос».

Рождение свыше не является плодом нашего старания, в том числе наших молитв и исповедания грехов. Это делает только Бог, входя в нашу жизнь через животворящее Слово и рождая в нас новую жизнь.

Не человек ищет Бога, но Бог ищет человека. И это вмешательство Бога в нашу жизнь произошло на почве великого Божьего милосердия.

Рождение свыше не есть также помилование и исправление ветхого человека, но суд над ветхим человеком. Через рождение свыше открывается нам та новая жизнь, которая возможна только во Христе. Ап. Павел пишет о тех, кто во Христе: «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). Жизнь вне Христа была осуждена на кресте, чтобы в Воскресшем мы могли получить новую жизнь.

Как мы через физическое рождение получили органическое единство и соединение с первым человеком, с Адамом, так и на основании рождения свыше мы получили духовное единство с Иисусом Христом, со вторым Адамом и первенцем из мертвых. На почве суда над первым Адамом мы получили жизнь воскресения второго Адама. Мы поэтому с Ним являемся одним духом и членами Его тела.

Это единство во Христе открывается во всей полноте как во внешнем чувствовании, так и в практическом хождении в Его истине и в Его свете. «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф. 5:8).

Итак, многие души жаждут освященной жизни, освобождения от греховных уз, ищут силу Духа Святого и плодов в служении путем самоусовершенствования. Но ответ Христа Никодиму показывает ясно, что без рождения от Бога никто не может увидеть Царствия Божия, а именно: праведности, мира и радости во Святом Духе. Тем более, никто, таким образом, не может жить жизнью во Христе, сокрытой в Боге.

Освященный характер и чувства — это не продукт душевного человека. Рожденное от плоти и есть плоть, а новая жизнь есть жизнь от Духа Святого.

Что отличает душевного человека от духовного? Не разница в развитии, но разница в рождении.

Жизнь, рожденная от Бога, протекает новым руслом, практикует общение с Богом и носит Его образ. Кто постиг эту истину, тот уже не возлагает надежды на ветхого человека, который никогда освящения осуществить не может. Человек уже не рассчитывает на свое исправление, но считается со своей беспомощностью и отводит ветхому человеку подобающее ему место — на кресте. «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6).

Несмотря на эту истину, с нами часто бывает так, как однажды случилось с Авраамом, когда у него родился Измаил. Он все еще верил, что Измаил пригодится для Божьих планов и войдет в историю как носитель Божественных обетований. Однако, однажды Бог сказал Аврааму. Не Измаил, но Исаак должен быть наследником! Относительно Измаила Господь дал Аврааму такое повеление: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном Моим Исааком» (Быт. 21:10). И Авраам должен был это сделать.

Это же самое действительно и в отношении нашего ветхого человека. На почве нового человека он не имеет право на существование. Исходя из этого ап. Павел свидетельствует: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия» (Гал. 2:20).

Ап. Павел был распят для мира и мир для него. Право жить в нем имел только второй Адам, Христос. Во Христе и для нас сокрыты все источники благословений и гарантии новой жизни, для которой мы рождены по великому милосердию Бога.

Рождение свыше — это добровольное отречение от старой жизни и посвящение самого себя для новой жизни.

Новая жизнь не навязывается силой никому, ибо она не хочет никого порабощать, но желает дать человеку свободу. Если же человеку все еще не опротивела старая жизнь и если внешнее исполнение религиозных обрядов его удовлетворяет, если чувство виновности и банкротство собственных сил не стало невыносимым бременем, то для такого человека новая жизнь во Христе будет чужда. Человек ее не ищет, и она не навязывается ему.

Но кто жаждет праведности, кому обрядовая религия не утолила сокровенной жажды по Богу, тому откроется новая жизнь во всей ее полноте и силе. Поэтому Христос сказал также: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Не пресыщенному, не гордому, не самоправеднику открывается Царство Божие, но нищим духом, труждающимся и обремененным, мытарям и грешникам. Иной из таких, попавшийся разбойникам полуживым у дороги, мог еще слышать голос Небесного Самарянина: «…проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих и сказал тебе: «в кровях твоих живи!» Так, Я сказал тебе: «в кровях твоих живи!"» (Иез. 16:6).

Нет и не может быть рождения свыше без глубокого сознания вины, без сокрушения сердца, без основательного покаяния, без перемены образа мышления, без добровольного отречения от греха и пороков, которыми человек связан, без прощения грехов, без сознательного посвящения самого себя Богу.

Рождение свыше — Божие оригинальное явление. Жизнь не производит копий, но рождает по своему образу. Как бы Иисус Христос ни отображался в жизни учеников, но никогда один ученик не может быть подобен другому. Какими родственными ни были бы их черты, все же каждая из них — оригинальное творение новой жизни.

Как мало был похож Павел на Петра, даже после своей встречи со Христом у ворот Дамаска. И как не похожи были пути темничного стража в Филиппах с жизнью продавщицы пурпура, с Лидией! Как сильно разнился путь искания Спасителя Мартином Лютером от пути, на котором Блаженный Августин нашел спасение своей души и мир с Богом! Представим перед нашим духовным взором сонм личностей, знакомых нам из Священного Писания и из истории, которые жили, трудились, и каждый из них был оригиналом. Чем глубже мы это постигнем, тем более мы будем способны показать путь к жизни ищущим и унывающим душам.

Иисус Христос есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только чрез Иисуса Христа — так говорит Писание.

Действие Иисуса Христа есть решающий фактор в спасении грешника. Мы должны быть очень осторожными и не стараться формировать эту новую жизнь в другом человеке по норме, в которой мы были воспитаны. Это было бы насилием над новой жизнью, рожденной Богом в душе ближнего нашего. Не мало есть и сегодня людей, которые вместо того, чтобы взять за руку слепого и привести его к великому пророку из Назарета, стараются этих несчастных успокаивать, когда они в своей нужде начинают взывать к Господу.

«Многие заставляли его молчать…» (Мк. 10:48), когда он искал помощи у Иисуса Христа, проходящего мимо. Конечно, ему не было надобности так громко кричать, но он не мог в своей слепоте определить расстояния, как далеко был от него Иисус из Назарета. Слепорожденному было не так важно, каким способом приблизиться к Спасителю, у него было одно только желание — встретить Иисуса Христа. Поэтому он сделал все, что он мог только сделать, кричал еще громче: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» Иисус Христос исцелил его, сделал его зрячим.

Взывай также и ты, мой брат, до тех пор, пока и тебе Он откроет очи. Взывай до тех пор, пока твоя душа не найдет исцеления и покой в Боге. Твое рождение свыше, твой путь к жизни, должны все снова и снова отражать чудную и многообразную силу Спасителя и свидетельствовать, о том, что Бог может сделать. Пусть другие критически остановятся около этого пути, которым ты шел в твоих исканиях, твоя же жизнь да свидетельствует о великом деле Божием, которое вывело тебя из смерти в жизнь.

Архив