+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1978 г.

Это прекрасно!

Звезды суть небесные тела и светила, поставленные всемогущим Божиим словом на тверди небесной, чтобы освещать землю, разделять день и ночь, подавать знамения, указывать времена, дни и годы и украшать все небо, являть знаки гнева и милости (Быт. 1:14).

Господь Бог говорит: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени» (Ис. 40:26). Потому следует, по Божию велению, взирать на высоту небесную, и из нее познавать всемогущество и премудрость Создателя, ибо «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).

В звездах наиболее достойны удивления их величина, потом течение и, наконец, действие. Солнце и луна названы от Бога чрез Моисея великими светилами не потому, что они якобы превосходят величиною звезды, а потому, что, по величине объема своего, могут наполнять светом своим не только все небо, но и землю, и море. Солнце и луна всегда бывают видимы в одинаковой величине, при восхождении и при захождении своем. Широта земного круга не препятствует им быть повсюду видимыми в одинаковой величине.

Подумаем о следующем чудесном деле. Если бы мы на земле видели катящийся огненный шар, который был бы больше высочайшей и величайшей горы в мире, или если бы пред нами, над нашей головою носился блистающий город, по величине превосходящий все города в мире, — разве мы не удивились бы, не ужаснулись, не онемели? Между тем солнце в весьма многое число раз больше земного шара. Подумаем же, какое громадное, необнимаемое мыслями пространство в небе занимает одно солнце, не только своей величиной, но и своим течением! Самая незначительная звезда на небесной тверди так велика, что заключает в своей окружности пространство, несравненно большее земного шара. А на небе еще бесконечное, невообразимое число звезд, которые не могут быть видимы нашими глазами. Ведь каждая планета имеет свое течение, одна над другою и одна выше другой. Подумаем же о величине, об окружности каждой планеты и о величине круга, проходимого этими громадными телами, из которых каждое настолько велико, что несравненно больше земного шара.

Здесь человеческий разум должен отказаться от своих размышлений. Высота и величина неба необъятны для мысли и непостижимы для разума. И потому величие милосердия Божия пусть представляется нам по высоте неба, как говорит псалмопевец: «Как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:11–12). Земля настолько мала, что не может представить нам необъятного милосердия Божия, хотя сама она и полна «милости Господней» (Пс. 32:5).

Потому Дух Святой и показывает нам высоту и величие неба, на котором утверждены столь многочисленные и громадные тела звезд, которые гораздо больше земного шара и из которых каждая больше земли наполнена благостью Божией.

Великим чудом и свидетельством невыразимой Божией силы является не только громадная величина небесных тел, но и непрестанное и правильное их течение. Подумаем, как чудесно то, что такие необычайно громадные тела не только висят на небесной тверди, но и движутся по ней. В каком неизмеримо широком пространстве ее нуждаются они! Каждое тело имеет свой особенный, определенный путь, от которого оно, во исполнение установленного Богом порядка, не уклоняется, чтобы таким образом не препятствовать другому. Давид хорошо сказал: «Славьте Господа… Который сотворил небеса премудро» (Пс. 135:3–5). Нужна величайшая премудрость, чтобы создать такое множество звезд, сообщить им определенный порядок, собственное течение и назвать их определенными именами. Здесь сокрыто великое таинство. На него указано отчасти в Откровении Иоанна: «Упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь» (Отк. 8:10–11).

В высокой степени нужно удивляться, что эти великие ясноблистающие шары имеют самостоятельное непрерывное движение, так что ни на одно мгновение ока они не могут оставаться в неподвижности или покое, но постоянно движутся все дальше и дальше. Если бы они хоть на одно мгновение остановились, то весь бы порядок неба нарушился, смешался, да и звезды потеряли бы свою жизненность и были бы подобны мертвому человеку, неподвижному, бездыханному.

Движение звезд и их бесчисленное множество должны возводить нас выше, к невидимым, в высоте сияющим звездам, то есть к ангелам, духам небесным, как свидетельствует нам о том Откровение Иоанна, в котором Сын Божий изображается держащим в Своей руке семь звезд (Отк. 1:16). Иов также возводит нас от звезд к ангелам (Иов. 38:7). Если Бог создал такое множество звезд, то каково же должно быть множество небесных сил, непрестанно хвалящих Бога. «Хвалите Его, все ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс. 148:2).

Когда к естественному свету нисходит просвещение свыше чрез Святого Духа и возрождение, тогда естественные дарования достигают гораздо высшей степени своего совершенства. Тогда люди получают новое небо, которое их гораздо более возвышает.

Поэтому для тех, кто родился от Бога, небом их является Сам Бог. Такие люди не состоят ни в какой зависимости от естественного неба. Они выше, и дела их имеют высший источник, Самого Бога. Таковы были праотцы и пророки — Иосиф, Даниил, Соломон и другие, мудрость которых превосходила всю мудрость их современников. Это происходило оттого, что современники их имели только естественную мудрость, Моисей же, Иосиф, Даниил, Давид и Соломон имели, кроме того, и сверхъестественную премудрость. Апостолы были облечены Духом Святым, светом и силою свыше (Деян. 1:8), ибо они должны были возвещать не естественную мудрость и искусство, но премудрость вечную, небесную, которой не познали мудрые мира сего (1Кор. 2:8).

Говоря о чудесном действии звезд, мы должны остановиться на некоторых проявлениях этого действия. Это: порядок и перемена времени; естественные и противоестественные знамения неба; естественные и противоестественные действия неба в прямом смысле этого слова.

Прежде всего следует знать, что чудесным течением неба единый премудрый Творец учредил время мира, из чего ясно усматривается чудесный Божий промысл, управление и премудрость, в особенности же в тех случаях, когда усматривается строгое согласие пророчества с историей и природой. Таковы: возраст мира, время монархий, семидесятилетнее Вавилонское пленение, семьдесят седмин Данииловых, время прихода Мессии, времена, указанные в Откровении Иоанна, и тому подобное.

Хотя возлюбленный наш Господь Иисус Христос и говорит: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7), однако это Он сказал о таком времени, познание которого не было нужно ни для звания апостолов, ни для назидания церкви и распространения христианства. Господь сказал это в том смысле, что не должно полагать определенного места и времени восстановления Его царства. Он Сам знает, где и когда насаждать Свою Церковь, и царство. Мы должны всецело предоставить Ему время и час этого насаждения. Апостолы тогда еще не ясно разумели царствие Христово. Под этим царством они подразумевали земное царство мира сего, за что Господь и укорял их.

Что касается времени в мирских делах, то и в этом случае также Бог устраняет, определяет и подает. Если мы прилежно молимся и поручаем Господу наши пути, то Он все совершает ко благу нашему, как свидетельствует об этом случай с рабом Авраама (Быт. 24:12).

Затем нам следует знать, что небо и вся природа имеют свои естественные знамения и без знамений ничего не делают. Поэтому и Господь Иисус Христос приводит доказательство из всеобщих естественных знамений неба, подтверждаемых опытом обыкновенной жизни (Мф. 16:2–3; Лк. 12:54–55). Чрез это Он хочет возвести иудеев выше и возбудить в них внимание к знамениям Мессии и рассуждение о них.

Но небо подает и противоестественные свои знамения. Возлюбленный наш Бог не вдруг наказывает, а сначала предостерегает знамениями, как это можно видеть во всех народных бедствиях. Поэтому отнюдь не следует пренебрегать ими. Нужно смотреть на них, как на вестников будущего наказания. Вместе с тем верующий христианин не должен их бояться по заповеди Божией (Иер. 10:2). Христианину должно ведать, что он «под сенью Всемогущего покоится» (Пс. 90:1).

Наконец, о действиях неба в прямом смысле этого слова нам следует знать следующее. Противоестественных действий ни небо, ни звезды ничего сами не делают, но все творит Господь (Иер. 14:22). Бог наказал первый мир сорокадневным дождем, от которого сделался потоп (Быт. 7:11–12). Злоба жителей Содома и Гоморры была наказана огненным серным дождем (Быт. 19:24–25).

Таким образом, Бог ежедневно посылает на людей много наказаний. Однако все они не простираются на чад Божиих, которые живут в страхе Божием и в вере, подобно тому, как египетские казни не принесли вреда чадам Израилевым (Исх. 8:22). Для отвращения же наказаний мы должны молиться, возводить очи свои к небу, откуда приходит к нам помощь, которая одна только и может избавить нас от этих наказаний. Только покаяние и молитвы к Богу отвратят наказания и бедствия.

Но возлюбленный наш Бог употребляет небо и звезды не только для наказания, но также и для помощи, защиты и избавления благочестивых и верующих (Суд. 5:20).

Что касается естественных действий неба, то мы должны заметить, что твердь, по воле Божией, ежедневно и непрестанно посылает свои плоды великому миру и человеку в его внешней жизни, о чем во многих местах говорит Священное Писание.

Твердь производит: дождь и облака (Иер. 10:13; Пс. 146:8); туман, град и снег (Пс. 148:8); лед и иней (Иов. 38:29).

Вот те плоды неба, которые Господь производит в свое время из Своих сокровищниц и без которых нижние стихии совсем никак не могут обойтись. Поэтому истинный Творец установил так, чтобы нижние получали силы и влияние верхних. Всё в природе как бы связано святой цепью. Эту драгоценную цепь природы и Божественного Промысла описывает пророк Осия: «И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель» (Ос. 2:21–22).

Здесь Господь Бог говорит о целом премудром порядке природы и начинает сверху, от первой причины: «Я услышу небо». Когда небо в засуху сгорает от гнева и не может послать на землю плодородные времена, тогда Господь нисходит к молению неба, покрывает его облаками и повелевает производить свое действие. Когда небо в своем действии встречает препятствия, тогда на земле не может ничто произрастать. Земля тогда взывает к небу, отверзая свои уста, давая трещины, сильно нуждаясь в дожде. «И небо услышит землю». Земные растения должны из земли сок иссасывать. Когда в земле истощается сок, растения сильно жаждут питья от земли, матери своей, как вопит дитя к матери, когда чувствует жажду. «И земля услышит хлеб и вино и елей». Вот порядок природы, ибо нижние силы земли покоятся на верхних силах неба.

Теперь, в страхе Божием, рассмотрим и те благодеяния, какие Господь Бог оказал нам течением солнца и луны. Вспомним, как мы должны ими духовно и телесно пользоваться.

Господь Бог говорит Иову: «Отворялись ли для тебя врата смерти?… Где путь к жилищу света и где место тьмы?… Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба?» (Иов. 38:17,19,31–35,37).

Этими словами возлюбленный Бог дает разуметь Свою великую мощную силу и Свою премудрость. Они настолько велики, что нет человека, который бы мог исследовать премудрость Бога, исследовать причины Его дел, а тем более подражать Ему, ибо человек не может произвести даже травки, не говоря уже о свете и тьме. Поэтому мы должны воздавать Ему почитание, заграждать свои уста, смирять себя пред Его всемогуществом, хвалить и восхвалять Бога в Его делах, как это делает Давид, восклицающий: «Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад» (Пс. 103:19). Здесь псалмопевец касается четвертого дня творения (Быт. 1:14–16).

По справедливости также следует удивляться и лунному свету: он то прибавляется, то убавляется, то, кажется, уже совсем угасает на небе. Вскоре снова прибавляется, возрастает, увеличивается, так же, как и разные растения. Так возлюбленный Бог устроил для того, чтобы по лунному свету можно было разделять год и верно различать времена, и чтобы таким образом можно было дела в человеческом обществе совершать и различать по известному порядку. Без соображения с чередующимися днями и месяцами в церкви Божией, а также в общественных управлениях и судах, да и вообще в общежитии, не могло бы быть никакого правильного устройства. Какая ужасная последовала бы тьма, беспорядок и замешательство в мире во всех положениях и местах, если бы не было никакого различия в месяцах, неделях и днях!

Поэтому научайтесь познавать Премудрость Божию в определенном течении луны и разделении времен. Во всяком состоянии наиболее нужно то, чтобы наблюдать хороший порядок и точно знать настоящее время. Кто может это сделать, тот, по справедливости, может считаться достойным правителем и хозяином. Всё зависит от своевременности. Что бывает не во время, некстати, то все причиняет пагубу. Бог всему определил известное время, меру и вес, и всякое надлежащее время приносит с собою благополучие и счастливый успех. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Екк. 3:1). Благо тому, кто умеет пользоваться временем. Об этом надобно просить Бога.

Бог сотворил свет луны переменчивым еще и для того, чтобы посредством такого изменения были управляемы низшие вещи и твари. Почти в течение всего года каждый месяц приносит с собой что-либо новое. Один месяц приносит одно, другой другое. Каждый месяц имеет свои произрастания, свои собственные травы, свои собственные плоды, своих рыб, птиц, свою погоду, свой ветер и проч. Вообще распорядок Божий настолько мудр, что его нельзя в совершенстве постигнуть.

Царственный пророк своими словами: «Солнце знает свой запад» (Пс. 103:19) представляет на наше рассмотрение быстрое течение солнца, посредством которого различаются дни, бывают дольше и короче. Солнечное же течение создает четыре различные времена года: лето, весну, осень и зиму, что всё доставляет человеку свою пользу.

Все люди должны удивляться правильному солнечному течению. Наблюдая его, и язычники даже познали, что Бог, который мог установить такое правильное течение солнца, должен быть вечный Дух, исполненный премудрости. Правильность солнечного течения остается, действительно, неизменной. Солнце никогда не уклоняется от положенного ему Богом предела. На небе оно имеет свой определенный путь, называемый эклиптикой. И, двигаясь по этому пути, оно соблюдает строгую неизменность. На юг оно не спускается дальше тропика Козерога. Здесь производит зиму и опять возвращается. На севере оно не спускается дальше тропика Рака. Здесь оно творит лето и оттуда назад возвращается. И это оно соблюдает настолько верно, что не погрешает ни на одну минуту. Когда оно пройдет однажды через двенадцать созвездий зодиака, то таким образом получается солнечный год.

Таково годичное течение солнца, посредством которого оно создает год. Кто же не станет удивляться этому и восхвалять премудрость Творца? Даже язычники находили в себе желание почитать солнце и поклоняться ему, ибо оно есть величайшее и прекраснейшее творение, освещающее своим светом мир и посредством своего течения и своей силы управляющее всем. Но такое желание, такой взгляд язычников — слепота и безумие человеческое. Твари — зерцало, из которого мы должны научиться познавать Творца. Бог повелевает, чтобы человек не прельщался величиною и красотою солнца: «Дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и всё воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор. 4:9).

Мы не должны думать, что солнце, луна и звезды сотворены в такой величине, в какой они нам представляются. Это громадные светила и тела. Солнце в сто шестьдесят шесть раз больше земли, по словам астрономов, которые могут доказать это достоверными и наглядными соображениями. А что нам эти светила кажутся небольшими, так причина этого лежит в необычайной, неизмеримой высоте их и быстроте их движения. Об этом свидетельствует и наше зрение. Чем выше и дальше что-либо, тем меньше оно нам кажется. Впрочем, оставим научное соображение ученым астрономам. Мы же хотя и не можем этого достаточно научно понять, но будем, по крайней мере, поучаться и удивляться этому.

Здесь, прежде всего, следует удивляться всемогуществу и премудрости Божией. Как премудро и прекрасно сделал Бог, устроив для дня украшение и свет — солнце, и для ночи украшение и свет — луну, ибо свет есть высочайшее украшение и красота всех вещей. Мы удивляемся и восхищаемся, когда кто-либо строит себе красивый дом, украшает его статуями, картинами, красивыми цветами. Тем более должны мы удивляться огромному зданию неба, которое украшено столь великими, столь прекрасными и многочисленными светилами. Свет есть прекраснейшее украшение всех тварей.

Затем Божию премудрость можно познавать и из того, что Бог, по слову псалмопевца: «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим» (Пс. 146:4–5). Если же мы это познаем, то должны воздать похвалу Божией премудрости. Слово Божие повелевает нам признавать не только то, что мы можем понять, но даже и то, что нам кажется непонятным и немудрым: «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор. 1:25).

Далее, правильное течение солнца и луны научает нас познавать истину Божию и непреложность или точность Божиих обетований. Ведь как точно исполнял Бог всегда Свои обетования! Разве мы не видим этого в послании в мир Мессии, в превратностях монархий и царств и в других случаях, направленных к спасению человеческого рода. Поэтому и говорит Бог: «Если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил, то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать более владык из его племени для племени Авраама, Исаака и Иакова» (Иер 33:5–26), то есть от Бога Мессия должен произойти с такою же достоверностью, как точны солнце и луна.

Наконец, солнце и луна в своем затмении являются зерцалами гнева Божия, предзнаменованиями последнего дня (Лк. 21:25) и великих перемен в мире.

Затмения великих небесных светил имеют естественные причины. Это заставляет некоторых богословов предполагать, что затмения, указывающие на последний день (Лк. 21:25), должны будут носить сверхъестественный характер, как это было при страданиях Господа нашего и в Египте. Мы не спорим против того, что незадолго пред концом мира действительно будут такие сверхъестественные затмения, но это вовсе не значит, что естественные затмения не могут быть знамениями, предвещающими нам последний день. Все затмения противоестественны: светила сотворены для того, чтобы светить. Если же свет их преграждается, то это противно природе, является страданием ее. Это признавали и язычники. Господь Бог наш говорит: «Силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29). Звезды — небесные силы, они своим течением производят силы и влияние. В силе своей они свободно протекают по небу, подобно человеку, свободно ступающему по земле. Но как тот же человек может лишиться силы и упасть, так и силы небесные могут придти в ослабление.

Затмения предвещают и приносят на землю всякое бедствие: голод, войну и язву, но причиною всего этого являются люди, ибо, как в круге все линии сходятся в одной точке, в центре, так страдания, все доброе и злое природы тесно связаны с человеком. И вот, когда человек в чем-либо погрешает, то от этого страдает, прежде всего, природа; и чем больше человеческих грехов, тем больше страдают и тоскуют твари (Рим. 8:19–22). А так как злоба человеческая постоянно увеличивается, то мир не может, наконец, вынести их тяжести и должен будет разрушиться. Злоба человеческая, таким образом, восходит к небу и потом ниспадает вниз, как яд, на самих людей, в чем и заключается наказание Божие. Так ангелы изливают свои чаши на море и сушу, на человеков и животных, и на все растения (Отк. 16:1).

Когда свет солнца преграждается, тогда это испытывают все звезды и все твари, получающие свою силу от солнца. Потому Господь наш и говорит: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21:25–26). Свет есть жизнь их. Если жизнь их ослабеет, то они должны пасть, как падает на землю человек, не имеющий более силы.

Итак, когда мы смотрим на затмение солнца и луны, то не должны забывать, что есть препятствие в их естественном действии. Противоестественные действия их показывают нам на великую злобу на земле и возвышают наказание за нее. «Небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него» (Иов. 20:27), как и в страдании Христовом затмение возвестило всему миру смерть Христову и великую злобу и хулу на Христа (Мф. 27:45).

Солнце и луна суть как бы зерцало великого мира, в котором должно видеть человеческую злобу, грехи, дошедшие к небесам, как вопль в Содоме, который взошел к Богу (Быт. 18:20). Все солнечные затмения означают внутреннее затмение веры в сердцах людей. Небо в это время как бы говорит нам: смотрите, человеки, на затмение, так внутри ваших сердец. Когда же небо горит и солнце покрывается багрянцем, то этим природа как бы говорит нам: смотрите, так прейду я в огне.

Далее, в солнце, луне и звездах мы должны познавать Божию благость, которая есть свет вечный, освещающий, утешающий и радующий. Бог Сам по Себе невидим и непостижим, но по прекрасным светилам природы мы можем познавать Его естество. Посредством этих прекрасных светил, Он хочет воспринять нас в Свою любовь. Он бесконечно благ. И как мы любим свет, прекраснейшее творение, так сердечно должны любить и Бога, вечный Свет, к Нему обращаться, отвращаясь от тьмы грехов.

Мы не должны забывать, что имеем вечное Солнце, Солнце правды, Иисуса Христа (Мал. 4:2), каковое Солнце светом своей благодати светит всем людям, и не лишает своего света ни одного человека. Как естественное солнце светит всем людям, так Христос предлагает Себя всякому в Своем слове: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходит во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

И это прекрасно! Свет небесный и свет духовный — от Бога и Творца. Слава Ему!

Архив