Вера и Жизнь 4, 1978 г.
- «Надоедливый» пастор
- Главная цель
- Се, гряду скоро!
- Вчера, сегодня, завтра
- Вершина любви
- Это прекрасно!
- Из поэтической тетради
- Мама
- Сердце матери
- Хочу знать
- Ищет наследников…
- Вести отовсюду
- Новая религия
- Из нашей почты
- Вот, я посылаю вас, как овец среди волков
- Выдержки из письма верующих в СССР властям
- Конституционной комиссии, президиуму верховного совета СССР. Совету министров СССР
- Дороги к людям
- Старший сын
- Тропы мои
- Единые цели
- Из поэтических тетрадей
- Пасха наша, Христос, заклан за нас
- Памятная встреча
- Размышления
- Что говорят ученые
- Не суди
- Изречения великих людей о Библии
- Маленькие рассказы
- Спасен
Конституционной комиссии, президиуму верховного совета СССР. Совету министров СССР
«Правдой утверждается престол».
Прит. 16:12
…К сожалению, существующее в течение десятилетий конституционное неравенство граждан без существенных изменений перенесено в проект новой Конституции. Поистине печально, что новый Закон не наметил позитивных перемен и не предусматривает иных форм отношений между церковью и государством, кроме форм, сложившихся в период культа личности.
В чем же мы видим это неравенство?
Это неравенство существует уже в самой 52 статье проекта Конституции, призванной обеспечить гражданам свободу совести. В этой статье праву верующих «отправлять религиозные культы» — противопоставляется далеко не равнозначное право атеистов «вести атеистическую пропаганду».
Понять здесь разительное неравноправие верующих и атеистов совершенно невозможно, если брать 52 статью в отрыве от всей совокупности статей, образующих как основу общественно-политического и экономического строя в целом, так и права и свободы граждан в частности. Здесь-то мы, верующие, и оказываемся на положении совершенно бесправных граждан, а атеисты, как таковые, — наделенными абсолютно неограниченными возможностями.
Например, проект Конституции (статья 34) провозглашает равенство граждан перед законом «независимо от происхождения… пола, образования… отношения к религии» и т.п. и тут же в своей 6-й статье утверждает:
Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.
Итак, Конституция отводит абсолютистское место борцам против религии, превращая, таким образом всю страну в государство специфического типа, в государство богоборческое, а значит — неравноправное.
Почему мы говорим: «борцам, против религии»?
Потому, что по своему существу Коммунистическая партия является партией атеистической и потому что в ее Уставе, обязательном для исполнения ее членами, сказано:
ст. 2 Член партии обязан… г) …вести решительную борьбу с… религиозными предрассудками…
Неравенство имеется и в других статьях проекта Конституции. Например, правами 50-й статьи могут пользоваться, по существу, только атеисты. Она гласит:
…в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется свобода слова, печати, собраний… Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
И все эти права предоставляются только в целях укрепления социалистического, а значит — атеистического строя, поскольку социализм согласно господствующей в нашей стране идеологии считается первой фазой построения безрелигиозного общества, для которого религия — «дурман» и «опиум народа». (Разумеется, как христиане, мы считаем эти определения неверными и кощунственными.) В этих условиях само существование верующих рассматривается как помеха на пути к цели, а всякая активная религиозная проповедь — как направленная на подрыв и ослабление социалистического строя. Поэтому не может быть и речи об использовании верующими комплекса конституционных прав, которые она предоставляет исключительно в интересах укрепления социалистического строя.
В последние десятилетия были образованы, охватившие всю страну и пронизавшие весь аппарат государственной власти, — специальные комиссии по культам. Совместно с уполномоченным по делам религий эти комиссии только тем и занимаются, что вмешиваются в дела церкви, расспрашивают и допрашивают верующих, расследуют, выслеживают и преследуют их.
Сама практическая цель создания комиссий — борьба с попытками проявлений свободы в официальной церкви и подавление церкви неподцензурной.
Формально эти комиссии считаются общественными, но повсеместно они возглавляются зам. председателя местных Советов или секретарями исполкомов. В работе комиссий участвуют члены горкомов и районов, работники КГБ, прокуратуры, милиция, здравоохранения, просвещения и др. В их задачи входит «осуществление постоянного наблюдения за деятельностью религиозных организаций и духовенства». Комиссии вносят на рассмотрение местных Советов (куда входят сами члены комиссий) предложения «о привлечении к ответственности лиц виновных в нарушении законодательства о культах».
Эти комиссии предписывают предприятиям, учреждениям, жилищным конторам, уличным комитетам, учебным заведениям, профсоюзным и другим организациям вести систематическую слежку за всеми верующими, где бы они ни находились.
Так, зам. председателя исполкома Л. Архипкина в статье «Охраняя права» (газета «Заря» янв. 1975 г.) пишет:
Комиссия имеет план работы с верующими. За каждым членом ее закреплены отдельные верующие. На каждого верующего комиссия завела специальную карточку, в которой отражается: национальность, возраст, адрес верующего, где он проводит моления и т. д. Это даст возможность знать, когда и где, чем занимается верующий…
Последовательно оставаясь на позициях лояльности и положительного отношения к государству как таковому, мы, вместе с тем, вынуждены отказываться от навязываемого нам незаконного сотрудничества, свидетельствуя при этом, что отказываемся от него не из упорства, а поскольку в ином случае оно трагически предрешает нашу конечную участь как христиан, и вера наша теряет всякий смысл.
Все вышеизложенное свидетельствует, что и конституционная дискриминация верующих, и антицерковные законы и подзаконные акты, и Совет по делам религий, и специальные комиссии по культам, и Комитет Госбезопасности — все мобилизовано для того, чтобы вести борьбу с религией административным и только административным путем. И как результат — повсеместные и непрерывные притеснения верующих.
Сознавая всю серьезность создавшейся не по вине верующих проблемы, все мы, однако, видим неотложность ее решения. И это решение мы усматриваем в конструктивных мерах по восстановлению действительной свободы совести граждан, что может быть достигнуто только: путем отмены дискриминационного законодательства о культах, роспуска антирелигиозных комиссий и безусловного отказа в контроле над церковью любым государственным органам — в пользу церковной независимости и самоуправления.
Мы считаем, что такой подход будет иметь для государства и общества только позитивные последствия, и полагаем, что предпосылки к этому должна создать новая Конституция.
Мы предлагаем также закрепить конституционно, например, такие принципы:
1. Гражданам СССР гарантируется свобода совести.
В отношении религиозной и атеистической идеологий государство нейтрально.
2. Общества и союзы религиозных и атеистических направлений независимы от государства и пользуются статусом частных обществ с правом владения общественной собственностью.
Создание, деятельность и пропаганда идей данных обществ допускаются беспрепятственно, поскольку они не сопровождаются нарушением единого для всех граждан государственного кодекса.
3. Школа (включая и высшую) в отношении религии и атеизма — нейтральна.
Обеспечение граждан знаниями атеистической идеологии осуществляется на факультативной (добровольной) основе.
С уважением,
СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ
евангельских христиан-баптистов