+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 7, 1978 г.

Кто такой Билли Грэм?

Стенлей Хай

Ни один проповедник за всю христианскую и даже мировую историю не собирал на свои проповеди такого количества слушателей, как Билли Грэм. По приблизительному подсчету он выступил уже перед 25-ю миллионами людей. Однажды у Билли Грэма спросили:

— Чем вы объясняете свой успех?

Он ответил:

— Единственное объяснение, которое я лично знаю, это — перст Божий.

— Но почему Бог избрал именно вас, а не кого-то другого?

— Когда я перейду в вечность, это будет мой первый вопрос, на который я захочу получить ответ от Бога. Никто, никогда не называл меня великим проповедником, — добавил Билли Грэм, — есть тысячи людей более одаренных во всех отношениях. Я — небольшой ученый, Библия была моим единственным университетом, и если Бог снимет с меня Свою благословляющую руку, мои уста навсегда замолкнут.

Искушения, которым подвергается Билли Грэм, превосходят искушения, выпадающие на долю других проповедников. Самым большим искушением для Билли Грэма, по его словам, является гордость. «Каждый раз, когда я вижу объявления о моих собраниях и ярко выделенное, а иногда освещенное свое имя, сердце мое начинает трепетно сжиматься от боли. «Не дам славы Моей никому», — говорит Господь Бог (Ис. 42:8). И этих слов Господних я никогда не забываю. Я знаю, откуда я пришел, зачем я здесь на земле и куда пойду».

Билли Грэм родился 7 ноября 1918 года в Северной Каролине. Он вырос на молочной ферме, в семье верующих родителей. Старший из четверых детей, Билли начал помогать отцу с восьмилетнего возраста. Когда он учился в гимназии, рабочий день приходилось начинать в 3 часа утра, когда особенно хочется спать. Но спать было некогда: предстояло подоить 25 коров. Возвратясь из школы, он помогал отцу вспахивать поле до темноты. Отец воспитывал его в строгой христианской дисциплине. Однажды отец наказал Билли за его беспокойное поведение в церкви во время чрезмерно затянувшейся проповеди. Возвратившись из церкви домой, отец не ограничился выговором, но снял пояс и высек Билли так, что мальчик запомнил на всю жизнь, как надо вести себя во время проповеди. Вторично, когда Билли явился с жевательным табаком за щекой, отец снова высек его. Отцовская дисциплина не ограничивалась только физическим наказанием за дурное поведение и проступки, но иногда проявлялась в предупредительных мерах. Так, когда Северной Каролине разрешили продажу спиртных напитков, отец специально поехал в город и купил две больших бутылки пива. Вернувшись, он открыл их и заставил Билли выпить все пиво. Результаты превзошли все ожидания отца. Билли так серьезно переболел, что с тех пор никогда уже не прикасался к спиртным напиткам.

То, что произошло с Билли, когда он вырос, было ответом на молитву родителей о том, чтобы их сын стал проповедником Евангелия Христова. Недавно отец о нем сказал: «Билли делает то, что должен делать, иначе Бог не замедлит обрезать ему крылья. Бог положил Свою руку на Билли специально для этого служения».

Билли окончил гимназию в 1936 году, продолжая посещать церковь только из послушания своим родителям. Он был обыкновенный симпатичный юноша, нравился девушкам и отлично играл в бейсбол. Во время летних каникул Билли предложили однажды 15 долларов за участие в игре, но он отклонил предложение и вместо этого взялся продавать щетки, ходя из дома в дом. Ежедневно он начинал эту работу с молитвой. Стучась в одну дверь за другой, Билли работал с утра до вечера. Население родного городка Шарлотты почему-то больше благоволило ему, чем остальным продавцам щеток и охотно покупало предлагаемый товар.

Билли было уже 17 лет. Как раз в это время в Шарлотту приехал проповедник Евангелия Хэм. Как представитель старого типа проповедников, он во всех своих проповедях угрожал грешникам проклятием и адом, если они будут упорствовать и не покаются. Трехмесячные, проповеди Хэма происходили в специально раскинутой палатке. Атака против греха была яростной и беспощадной. Казалось, что было особенно греховного у Билли, посещавшего церковь, не пьющего и не курящего? Правда, как и один из его друзей, он считал, что занятие проповедника лишь немного выше работы гробовщика и могильщика.

Проповеди первых недель Хэма не коснулись Билли, так как он под разными предлогами избегал их посещать. Но вот однажды вечером он с группой товарищей, от нечего делать, зашел с палатку. То, что представилось взору Билли, поразило его воображение. В громадной палатке, вмещавшей около 500 человек, не было свободного места. Многие сидели на ящиках, расставленных вдоль стен палатки. На эстраде разместился большой хор мужчин и женщин в белых блузах и рубашках. Когда хор встал и запел: «В час, когда труба Господня над землею прозвучит и настанет вечно светлая заря», у Билли затрепетало сердце. А позже, когда в середине проповеди евангелист, как показалось Билли, указывая прямо на него, воскликнул: «Ты — грешник», Билли, стараясь избежать взгляда проповедника, спрятался за шляпу впереди сидящей дамы. После этого Билли еще несколько раз посетил собрание и, в конце концов, слушая Слово Божие, он начал сознавать, что должен сделать выбор между небом и адом. В один из вечеров Билли пришел на собрание с приятелем и, чтобы избежать взгляда проповедника, сел в хор. Но каково было его удивление, когда первыми словами проповедника были: «Сегодня здесь, среди нас, сидит большой грешник» Билли при этом подумал: «Вероятно, мать все рассказала ему обо мне». Заканчивая свою проповедь, евангелист предложил всем желающим каяться в своих грехах, выйти вперед к кафедре. Билли повернулся к своему другу и сказал: «Пойдем!» Не ожидая ответа, Билли вышел из хора, где сидел, и направился к кафедре.

— В это самое мгновение я принял в глубине своей души твердое решение — следовать за Христом до конца моей земной жизни, — рассказывает Билли, — это решение было окончательным и непоколебимым… Случалось ли вам, когда-нибудь видеть, как в темный сумрачный день солнце вдруг пробьется сквозь тучи? Вот так, глубоко внутри себя, я почувствовал духовное просветление и перемену. На следующее утро, когда я вышел из дому, для меня все казалось новым. Даже цветы и листья на деревьях выглядели иначе. Сладость прощения и радость спасения по благодати Божией переливались через край моей измученной греховной души. О, какое это было блаженство!

Обращение Билли ко Христу было настолько Окончательным, что поступление его в духовную семинарию было уже неизбежным. Мать Билли, как никто, была рада обращению сына, ежедневно уделяла время для молитвы, посвященной исключительно тому, чтобы Сам Бог позаботился о судьбе сына, в призвание которого она глубоко верила. Бог услышал молитву матери, но не сразу. Семь лет продолжала она ревностно молиться, не пропустив ни одного дня. Она молилась до тех пор, пока не разрешилась последняя неясность и не исчезло последнее препятствие к подготовке Билли к проповеднической деятельности. Да и теперь мать все еще продолжает молиться о его высоком служении Богу.

Осенью 1938 года Билли поступил в Библейский колледж в городе Клевеланде, но вскоре ушел оттуда, обнаружив, что духовная атмосфера этого учебного заведения была косной, гнетущей душу. По совету родителей и друзей Билли переехал во Флориду, где поступил в Библейский Институт. В одной из половин институтского здания помещался отель. В зимний сезон отель был открыт для туристов-христиан, желающих провести свои каникулы в духовной атмосфере. Прислуги в отеле не было, так как 75 студентов отрабатывали свое содержание и нравоучение, обслуживая его. Билли мыл посуду, убирал комнаты и исполнял всякую другую работу 5 часов в день. В этой школе степень пригодности к духовной деятельности измерялась не так способностями, как христианским поведением студента. Казалось, что главной целью этого учебного заведения было — научить будущих проповедников жить христианской жизнью.

Вскоре Билли увлекся интересной и набожной девушкой. Она тоже им заинтересовалась. Перед окончанием семестра они были неофициально помолвлены. Но вскоре она неожиданно отказала Билли, сказав, что он не имеет определенной цели в жизни и у него нет ясного понятия о христианстве…

Объяснения приняли откровенный характер и девушка добавила: «Ты милый и толковый молодой человек, но безответственный, а поэтому я не думаю, чтобы ты пошел далеко и чего-либо добился в жизни… Другой молодой человек имеет все то, что, к сожалению, отсутствует в тебе…»

Такое неожиданное признание свалилось на Билли, как снег на голову. Первая жизненная неудача сильно потрясла его. Он написал своему другу: «Все кончено! Стоит ли жить? Она мне отказала…» Друг быстро утешил Билли, попросив его внимательно прочитать 28-й стих восьмой главы послания к Римлянам, где сказано: «Знаем, что все содействует ко благу любящим Бога, призванным по Его изволению». Отвергнутый Билли, проведший несколько бессонных ночей в горе и в одиночестве, принял совет друга и предписанное им духовное лекарство подействовало благотворно и отрезвляюще. В ответном письме другу Билли писал: «Я вновь посвятил себя Богу раз и навсегда. С этого времени ни девушка, ни друг, ничто и никто никогда не будут иметь в моей душе первого места. Я жажду, чтобы только Иисус Христос имел это первое место и имел всего меня самого. Теперь я уже не беспокоюсь о моем будущем, ибо я решил следовать за Ним любою ценою». С новой энергией Билли принялся за ученье. Особенное внимание он уделял теперь гомилетике (учению о проповеди) и усиленно работал над составлением своих проповедей. Сначала он записывал их, а потом повторял вслух. Но такие репетиции не всегда были возможны в студенческих дортуарах и Билли вышел из положения. Он нашел отдаленное, уединенное место, окруженное деревьями, где ему никто не мешал. И вот здесь, сидя или стоя на пне, он часами репетировал свои проповеди.

— Хотя, спустившись с пня, я не слышал ни одного слова одобрения, но зато не было слышно и критики, — говорил он впоследствии. — Часто, после захода солнца, окруженный темнотой, я призывал со своего пня грешников к покаянию и умолял их выйти вперед и принять Христа. Конечно, никто не выходил… Но когда я молча ждал, мне чудились слова: «Настанет день, когда выйдут…»

Но были и другие моменты в жизни Билли, когда он колебался в этой уверенности. Однажды после такой «безлюдной» проповеди Билли шел на работу и по дороге размышлял: «Боже, ведь Ты знаешь, что я не могу сейчас проповедывать и вряд ли смогу научиться этому в будущем… Ни одна церковь не захочет слушать такого проповедника, как я». Но тут же приходили утешительные мысли, и как бы сам Бог ободрял юношу и говорил: «Не беспокойся, Билли, ты Мне нужен, но только будь терпеливым; Я буду пользоваться тобою и найду для тебя место». Приближаясь к месту работы, Билли глубоко вздохнул и сказал вполголоса: «Господи, если я, действительно, нужен Тебе, тогда бери меня и делай со мною, что Ты хочешь». Возвратившись с работы, Билли этой же ночью написал родителям письмо, состоящее из одной фразы: «Дорогие мои родители, папа и мама! Я ощутил в себе призыв Божий к проповеди Евангелия».

Джон Миндер, декан Библейского Института, в котором учился Билли, услышав о его уединенных проповедях на пне, начал искать более подходящую кафедру для молодого проповедника. Случай вскоре представился. Декан предложил Билли сопровождать его на утреннее собрание в баптистской церкви в пригороде. После утренней проповеди, когда пресвитер церкви попросил Миндера проповедовать у него и вечером, декан ответил: «Нет, сегодня вечером здесь будет проповедовать Билли Грэм». Услышав такой ответ декана, Билли испугался. «Я не понимаю, зачем вы обнадежили человека тем, что я буду проповедовать, — возразил Билли, — ведь я еще никогда в жизни не проповедовал…» На это Миндер ответил: «Твое молчание было ошибкой и вот эту ошибку мы сегодня исправим» «Ошибка» была исправлена и с этого времени Билли стал проповедовать в разных церквах, а иногда и на уличных собраниях. Позже, отъезжая в миссионерское путешествие, декан Миндер попросил Билли занять его кафедру на шесть недель. Билли согласился и проповедовал с великим воодушевлением и убежденностью. Каждый раз Билли заканчивал проповедь призывом к покаянию. Когда Миндер вернулся в свою церковь, он всюду слышал разговоры о своем удачном временном заместителе — о юноше проповеднике из Северной Каролины. Многие местные церкви стали приглашать его для проповеди. Потом Миндер и Билли организовали пробудительные собрания. В конце первой недели Миндер сказал: «Билли, народ предпочитает слушать тебя. Ты оставайся и проповедуй, а я вернусь в институт, где меня ждет срочная работа. Я уверен, что ты и один здесь справишься». Миндер уехал, но вернулся к заключительному воскресенью. Церковь, где все эти дни проповедовал Билли, была переполнена. В виду того, что оказалось много кающихся и обращенных ко Христу, были введены специальные карточки с адресом обращенного, чтобы таким образом заботиться о них после двухнедельной программы. Церковь, где происходили собрания, была баптистская, а Билли, как и его родители, принадлежал тогда еще к пресвитерианской церкви, которая отличается от баптистской своим учением о крещении. И вот пошел слух, что молодой евангелист, проповедующий в баптистской церкви, сам не был еще крещен по вере. Билли не возражал против таких правдивых замечаний, но стал серьезно исследовать Писание по вопросу о крещении и решил исправить упущенное. В одном из очередных собраний Билли заявил об этом с кафедры и на другой день принял водное крещение по вере через погружение. Это произошло в 1940 году, и в этом же году он окончил Библейский Институт во Флориде. Принятое на себя обязательство — исполнять всегда и во всем только волю Божию было для него безоговорочно. Библия для него стала не просто почитаемой книгой, но и непреложным авторитетным Словом Божиим.

Когда по окончании института Билли вернулся домой, он нашел много приглашений — проповедовать в разных церквах, но он наотрез от всех отказался, сказав, что должен еще пополнить свое богословское образование. Этой же осенью, после молитвенного размышления, он поступил в Витон колледж, находящийся в 25 милях от Чикаго. Трудно было выбрать что-либо лучшее во всей Америке, чем колледж, основанный пионерами, приехавшими из Новой Англии в крытых телегах на волах. Эта глубоко религиозная масса людей впервые подняла плугом землю нового континента и в результате своей веры в Бога основала Библейские колледжи и школы во всех местах своего нового отечества.

Билли приехал в колледж без денег. Отец считал, что его сын достаточно взрослый и должен сам зарабатывать на свое содержание. Сперва Билли работал шофером грузовика, а потом приобрел собственный грузовик и занялся перевозкой вещей из квартиры на квартиру. Познакомившись ближе со студентами, Билли узнал, что самая красивая в колледже девушка была в то же время и самая духовная. Она вставала в 5 часов утра и проводила 2 часа в уединенной молитве. В том, что слухи о красоте этой девушки не преувеличены, Билли вскоре убедился сам. Разгружая мебель и согнувшись под громадным креслом у подъезда одного особняка на главной улице, он не думал о встрече с будущей своей женой. Грязный, вспотевший, Билли напрягал силы, передвигая кресло по ступенькам террасы, а она случайно стояла там у стены, ожидая, чтобы улучить минуту и пройти в свою комнату. «Такая спокойная, в изящном белом платье — она показалась мне «видением», которое я навсегда запомнил», — рассказывал потом Билли Грэм. Вскоре он убедился, что слухи о ее духовности тоже оказались правдивыми. «Что за чудесная девушка! Конечно, из-за нее Господь послал меня сюда!» — записал Билли в своем дневнике. «Я часто вспоминаю этот осенний день, когда я был представлен моей будущей невесте, Руфи Белл, которая встает в 5 часов утра на молитву. С тех пор прошли многие годы, но она и теперь раньше других в доме встает и уединяется, чтобы насладиться общением с Богом…»

Билли и Руфь повенчались в августе 1943 года, через месяц по окончанию колледжа.

Архив