Вера и Жизнь 4, 1979 г.
- Кто они?
- Новая страница
- Слышать гармонию жизни
- Дни испытаний
- «Развязать ремень обуви»
- Уроки
- Сверять с жизнью
- «С радостью открываю…»
- Из лирики
- Из новых стихов
- Испытание проходят все
- Соль земли
- Первое послание Иоанна
- Не нужные никому люди
- Три эпизода для размышления
- Так это было
- Спрашивайте — отвечаем
- Пути познания Вселенной
- Города убежища
- Мысли вслух
- Осенние этюды
- Проблемы, проблемы…
Дни испытаний
И. Арндт
«Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их». Ис. 41:17
В этом изречении Дух Святой утешает все огорченные, печальные и искушаемые сердца, которые жаждут утешения и думают, что Бог их оставил и отверг, как это сказано псалмопевцем: «Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней» (Псал. 87:4). Люди, испытывая такие духовные искушения, должны заметить и принять к сердцу следующие главные основания утешения.
Тяжелые искушения, печальные, мрачные мысли, ужас нашей души, тоска — никогда не бывают без особого Божия решения и изволения благодатной воли Божией, как бы жестоко ни нападал сатана на человека. Слово Божие свидетельствует, что сатана не имеет ни малейшей власти ни над какой тварью (Мф. 10:30), ибо все твари в руке Божией, а не во власти сатаны. Тем меньше он имеет власти над человеком, разве только Бог позволяет и попускает ему это, как мы видим на примерах страны Гергесинской (Мф. 8:32) и праведного Иова (Иов. 1:12).
Если сатана не имеет власти ни над одним членом, ни над одним волосом человека, то еще менее власть его над душой человека. Он не может теснить ее, терзать, мучить без особенного на то определения и воли Божией. Поэтому и сказано псалмопевцем: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псал. 33:8).
Анна, матерь пророка Самуила, все приписывает Господу Богу: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар. 2:6). Как Сын Божий, прежде Своего вознесения на небо, должен был сойти в ад, так же Бог установил и в отношении чад Его, истинных христиан. И это совершается так: когда Бог открывает в совести человека грех его и дает ему почувствовать силу и могущество греха, жало смерти, проклятие закона и огненные стрелы сатаны, тогда душа человека впадает в такую сильную скорбь и печаль, что лишается всякого утешения человеческого и даже «отказывается от утешения» (Пс. 76:3). Душе кажется, что все твари восстали против нее, ничто ее уже не веселит. Она считает себя недостойной какого бы то ни было утешения. Вот поистине адские стрелы, ад, исключающий всякое утешение, заключающий в себе один страх, ужас и отчаяние. Такого человека, ощущающего это, Бог подлинно низводит в ад, конечно, не телесно, но духовно. С ним бывает то же, что было с Господом Иисусом Христом в Гефсимании, когда Он начал скорбеть, ужасаться и страдать.
Почему же Бог иногда попускает, чтобы верующие чада Его, во Христа крестившиеся, оправданные верой и воспринятые в жизнь вечную, подвергались тяжким терзаниям со стороны диавола, становились духовными мучениками? Нам не нужно этого исследовать. Для нас должно быть достаточно уверения слова Божия, что Бог посылает на нас такие искушения. А что от Бога, то делается не для погибели нашей, но для спасения: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Однако от нас также не скрыты и некоторые причины, по которым милосердный и правосудный Бог допускает такие искушения, а именно:
1. Чтобы мы надлежащим образом познали силу греха, который есть жало смерти (1Кор. 15:56), проклятие закона, гнев Божий против греха, строгий и правый Его суд, а также великое тиранство диавола. Все это соединено одно с другим.
2. Чтобы мы через это научились познавать высоту и достоинство Христовых страданий, великое благодеяние Его драгоценного искупления, так как Он тоской Своей души избавил нас от вечной муки и адской скорби.
3. Чтобы мы стали подобными образу Христову.
4. Чтобы мы научились познавать силу Божия слова и Его утешение.
5. Чтобы мы научились упражняться в вере, любви, надежде, смирении, терпении и молитве; чтобы, благодаря искушению, наша вера сделалась чище золота, огнем испытанного (1Пет. 1:7).
6. Чтобы утешение наше, чрез страдания, было сильнее, как говорит апостол Павел: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5).
7. Чтобы мы более прославились с Ним в вечной жизни: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17).
А если бы мы даже не знали указанной великой пользы искушений и не разумели Божиих намерений, то все-таки нам следует довольствоваться той мыслью, что такова воля Божия, чтобы мы так искушались. Если волосы на голове нашей все сочтены Богом, тем более Он будет охранять наши души, чтобы диавол не поверг их в отчаяние. Если так, то ясно, что избавить нас от этих искушений не может никто, как только один Бог чрез Христа, победившего сатану и мир (Ин. 12:31; 16:11). Испытывая искушения, следует искать помощи, совета и утешения у одного Христа, а не у какой-либо твари.
Такие искушения нам следует считать признаком не гнева Божия, а Его милости, признаком того, что Бог хочет принять нас в число тех, которых Он подвергал великим искушениям в этом мире. Таков, например, Давид, который жалуется: «Сети смерти опутали меня» (Пс. 17:6). Пророк Иеремия сожалеет, что чрево его матери не стало для него гробом (Иер. 20:17–18). Подобным же образом говорит и Иов: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!» (Иов. 6:2). Апостол Павел говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел саганы, удручает меня» (2Кор. 12:7).
Из этих примеров мы научаемся, что не мы первые подвергаемся искушениям, мучимся ими, что и до нас то же было со святыми людьми. Отсюда нам следует почерпать утешение, что как их Бог не оставил в страдании и ужасной тоске, так не оставит и нас. И если болезни тела, гонения и тому подобное — знамения любви Божией, которыми Бог хочет нас сделать подобными Сыну Своему, то несравненно большим знамением благодати и великой будущей славы мы должны считать то, что Он не только наше тело, но и душу обременяет крестом. Бог допускает, чтобы человек страдал и телом и душой и, таким образом, более уподоблялся Христу. Как святое тело Христово во время страдания Его от самой головы до пречистых Его ног было исполнено страданий, а пресвятая Его душа — скорби и печали, так и духовное Его тело, все Его члены, верующие в Него, должны участвовать в страданиях своего Главы и телом и душой.
Это разумеет апостол Павел, когда говорит: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). Итак, если ты истинный член духовного тела Христова, то тебе следует вместе с Ним нести и болезни, чтобы восполнилось то, чего еще недостает в этих скорбях. И потому нам нужно радоваться этим скорбям: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Итак, испытывая такие высокие искушения, будем научаться сносить терпеливо отеческий гнев Божий (Мих. 7:9), ожидать Божией помощи.
Должно нас утешать также и то, что в этой тяжелой душевной борьбе Господь Иисус Христос обещал нам победу: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Как победа Давида над Голиафом была победой всего Израиля (1 Царств 17:51), так и победа Христова есть победа всех христиан. «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:10–11).
Великое утешение также в том, если в сердце сохраняется хотя бы малейшее воздыхание, стремящееся к Богу и какое-либо слово или изречение из слова Божия, ибо это — малая искра веры и духа, которую Бог не угашает, но сохраняет даже и в величайшей немощи. Она есть несомненный признак того, что в человеке еще пребывает Святой Дух, как бы глубоко Он ни был скрыт. Поэтому человеку и не нужно отчаиваться. Подобно тому, как тело еще не мертво, раз в нем бьется сердце, есть дыхание, так и Дух Божий и вера не совсем еще отступили от человека, раз в нем замечается хотя бы малейшее воздыхание и находится какое-либо изречение слова Божия. В этом — внутренняя духовная жизнь души, если она не совсем умерла, и этим нужно довольствоваться, пока не придет снова дух радости и душа не сделается совершенно здоровой.
Предположим, что человек не может больше молиться, даже желать делать это, помышлять о молитве. Тогда кажется, что все уже погибло. Однако, если он отчаивается и страшится этого, страдает в своем сердце оттого, что желал бы, но не может молиться, чувствует от этого печаль, скорбь, то этим он уже и молится, и молится самым усердным образом. Это и есть неизреченные воздыхания духа (Рим. 8:26), и тут-то оказываются справедливыми пророческие слова: «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их» (Ис. 41:17).
Как бы тяжко ни искушалось сердце, как бы оно ни страдало, однако слово Божие доказывает, что в нем обитает Бог, а не сатана. Сатана обитает вне, поэтому он, как враг, и нападает на сердце человека хитрыми набегами извне. Но «Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире» (1Ин. 4:4). «Не бойся, ибо Я с тобою» (Ис. 41:10). Так как страдание души есть самое большее бедствие, какое может случиться с человеком, а Бог обещал призреть на бедствующих и обитать с ними (Ис. 57:15) и послал для них утешение, Своего Сына, который призывает к Себе всех бедствующих (Мф. 11:28), — то поэтому никто, испытывая страдания, не должен отчаиваться. «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие. Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь» (Ис. 35:3–4). Бог сказал: «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). Апостол Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:10). Благодать Божия обитает в человеке и тогда, когда он бывает мучим ангелом сатаны (2Кор. 12:7), ибо в это самое время Бог сказал апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей» (2Кор. 12:9).
Нет примера, чтобы Бог оставил человека, испытывающего страдания и искушения. Если Бог испытывает Своего святого в горниле бедствий, то за этим, несомненно, следует избавление. И в том, что за часом испытания следует избавление, час радости, заключается величайшее утешение для испытуемого Богом человека. «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай. Ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» (Иов. 5:17–19). Поэтому при высоких духовных искушениях ни один человек не должен отчаиваться, но должен научиться переносить гнев Божий в течение известного времени, пока не взойдет солнце милости. «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие» (Пс. 96:11).
Есть удивительная разница между трудом и плодом. Труд мертв, но плод жив и имеет в себе семя. Ветка виноградная не беспокоится и не трудится, не бегает искать солнечного луча или дождя. Она покоится в соединении и общении с лозой. И в свое время и надлежащим путем найдется на ней плод. Будем и мы так пребывать в Господе Иисусе.