Вера и Жизнь 4, 1979 г.
- Кто они?
- Новая страница
- Слышать гармонию жизни
- Дни испытаний
- «Развязать ремень обуви»
- Уроки
- Сверять с жизнью
- «С радостью открываю…»
- Из лирики
- Из новых стихов
- Испытание проходят все
- Соль земли
- Первое послание Иоанна
- Не нужные никому люди
- Три эпизода для размышления
- Так это было
- Спрашивайте — отвечаем
- Пути познания Вселенной
- Города убежища
- Мысли вслух
- Осенние этюды
- Проблемы, проблемы…
«Развязать ремень обуви»
«И проповедывал (Иоанн Креститель), говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его». Мк. 1:7
Развязать ремень обуви на востоке — означало снять ее. Европейцы и американцы, входя в дом, снимают шляпу, оставляя обувь на ногах, восточные же народы, наоборот, снимая обувь, оставляют шляпу.
На востоке считается плохим тоном сидеть за столом в сапогах. Входя в дом, друзья и соседи снимают свою обувь сами. В домах, где есть слуги, хозяин пользуется для снятия своей обуви их услугами. Если к хозяину приходит гость, служанка, поджидая гостя, получает от хозяина приказание снять обувь с особой поспешностью. Бывают случаи, когда гость заслуживает исключительного почета, тогда его обувь снимает сам хозяин.
Другими словами, восточная процедура снятия обуви определяла то или иное отношение хозяина к гостю, меньший или больший почет.
Когда Иоанн Креститель начал свою проповедническую деятельность, многие думали, что он и есть тот Мессия, которому надлежало придти. Иоанн положил конец этим догадкам и слухам, заявив: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». Христос — безмерно велик, а я ничтожно мал; Он — Господин, а я наименьший из Его рабов.
Христос же, принявший образ раба, не только снял обувь с ног Своих учеников, но «сняв с Себя верхнюю одежду и взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан».
Два живых урока смирения. Пример смирения Иоанна Крестителя и пример смирения Самого Спасителя. «Последуйте смиренным»… «Смиренным дает благодать»…
* * *
Искренние верующие люди меньше говорят, больше делают. Даже в публичных молитвах своих они стараются быть краткими, дабы осталось больше времени для осуществления того дела, о котором молятся.
Апостолы плачут «об ожесточении сердец» грешников и, свидетельствуя им о Христе спасающем, не останавливаются ни перед какими преградами.